Единая электронная карта

Александр Раков
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Это может привести к тотальному идеологическому или мировоззренческому контролю».
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества о последствиях введения универсальной электронной карты…
«Закон, который принят Мосгордумой и предполагает введение универсальной электронной карты, оставляет ряд вопросов. В первую очередь крайне желательна гарантия того, что люди получат право отказываться от принятия этой карты. Я благодарен председателю Мосгордумы господину Платонову, который сказал как в беседе со мной, так и публично, что людей не будут принуждать к её принятию, что мы сможем сами сделать выбор, пользоваться ею или нет. Будем надеяться, что эти слова будут закреплены соответствующими решениями и указаниями различным государственным учреждениям, которые не будут в обязательном порядке требовать наличие карты у тех, кто сознательно от неё отказался», — заявил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
Как отмечает священник, «нерешённой остаётся проблема гарантий того, что люди, отказавшиеся от использования карты, не окажутся лишены социальных благ — в частности, медицинской помощи — и не будут постепенно превращаться в граждан второго сорта». «Надеюсь, что и эта проблема получит разрешение. Мы с господином Платоновым договорились о том, что с участием специалистов подумаем о вариантах её разрешения — на уровне или закона, или подзаконных актов, время покажет», — отметил протоиерей.
«В то же время на днях направлено мое письмо в Министерство здравоохранения и социального развития относительно закрепления принципа добровольного принятия данной карты в федеральном масштабе. Первые консультации на эту тему состоялись в дни работы Архиерейского собора. Я надеюсь, что сейчас удастся по этому поводу провести уже более системные переговоры. Намечено два круглых стола на эту тему с представителями профильных государственных органов и общественных организаций, выступающих по вопросам электронного контроля. Первый пройдёт 14 марта в Федеральной палате адвокатов, второй — 24 марта в Общественной палате, где я в качестве члена палаты выступил инициатором встречи. Оба мероприятия будут достаточно открытыми. Удастся, надеюсь, выслушать позицию и критически настроенной общественности, и органов государственной власти, в задачу которых входит разработка документов, удостоверяющих личность, и контроль за идентификацией граждан при их контактах с государственными учреждениями», — продолжил о. Всеволод.
«Опасность заключается в том, что тотальный контроль над всеми сторонами жизни человека может легко превратиться в контроль идеологический или мировоззренческий. Уже сейчас принимаются в некоторых странах Западной, а теперь и Центральной Европы такие законы и установки, с которыми православная совесть согласиться не может. Последний вопиющий случай — это «законное» требование к Митрополиту Черногорскому Амфилохию, чтобы он отказался от своих совершенно корректных с православной точки зрения слов относительно гомосексуализма, которые противоречат квазиюридическому принципу толерантности», — добавил священник.
По его словам, «человек, который не согласен с введением тех или иных идеологем в правовое поле, может существовать в обществе, где есть свобода частной жизни, но как только её не будет, такому человеку жить будет сложно». «Более того, к примеру, для человека молодого, который хочет учиться в престижном вузе, выбор окажется очень непростым: или отказывайся от веры, или от карьеры. Как мы знаем, 95% людей предпочтут второе. Поэтому связь между тайной частной жизни, между свободой не открывать о себе того, что ты не хочешь открывать, и мировоззренческой свободой очень прямая», — подчеркнул протоиерей.
«Именно этим и опасен тотальный контроль. Вне зависимости от того, что мы думаем о символах, которые несёт в себе карта, или о способе её употребления, человек, о котором знают буквально всё, оказывается слишком зависимым, в том числе мировоззренчески и идеологически. В некоторых современных западных странах люди боятся даже цитировать Евангелие в «неполиткорректной» его части. Потому что знают: за ними следят и последствия могут быть суровыми», — заключил протоиерей Всеволод Чаплин.