кусок железа

Владимир Мишин
   - Вот  ты  говоришь,  что  машина  -  это  кусок  железа  и  больше  ничего, -  произнёс  Михалыч,  обращаясь  к  молодому  водителю  Игорю  Евсееву, -  а  говоришь  ты  так, потому,  что  ты  молодой  и  глупый.
      Был  обеденный  перерыв,  и  в  курилке  собрались  почти   все    водители,  находящиеся  на   ремонте. УТТ готовилось к ежегодному техосмотру. И хотя составлялись графики постановки на ремонт, чтобы не нервировать заказчика отсутствием техники, графики эти постоянно нарушались. Вот и сейчас, за неделю до техосмотра, РММ было забито практически исправной техникой.  Кто-то подкрашивал, кто-то лихорадочно перебирал таблетки в аптечке. А кто-то просто орал: «Кто спер мой огнетушитель?»
           Да, техосмотр – это святое!               
    - Всякая  машина,  как  и  любой  человек,  имеет  душу, свой  нрав  и свою  судьбу, - продолжал  Михалыч  после  небольшой  паузы. Ему было далеко за пятьдесят, жизнь он прожил интересную, историй всяких знал великое множество, слушать его было интересно,  -  вот,  к  примеру,  возьмем  несколько  машин  одной  марки – те  же  КАМАЗы,  двух одинаковых  вы  не  найдёте:  и  руля  по-разному слушаются, и  тормозят  по-разному. Когда  садишься  впервые  на  чужую  машину, всё  кажется  непривычным.  Или,  к  примеру, срок  службы,  продолжительность  жизни, если  можно так  говорить  про  автомобиль, тоже  разный:  есть машины  долгожители, есть такие,  которые  погибают  в  молодом  возрасте. Машина,  она  как  человек, прекрасно  чувствует  отношение  к  себе  со  стороны  водителя.  Если  ты  вовремя  делаешь  ей  обслуживание,   профилактику,  то  и  она  тебя  не  подведёт,  а  если  ты  как  наездник  на  ней,  есть  у  нас  такие  водители,  не  будем  показывать  пальцем,  только  и  умеешь, что  на  газ  давить,  соки  из  неё  выжимаешь, машина  тебе  отомстит.
- Придумал, - усмехнулся Игорь, - душа у машины. Скажи еще, что у кувалды вон тоже есть душа. Вакула, - обратился он к кузнецу (всех кузнецов в стране, наверное, дразнили «вакулами»), - скажи, пожалуйста, у кувалды есть душа? Ты с ней каждый день в обнимку.
- А то, - «Вакула»  лукаво прищурился, - если к ней подойдешь не в духе, она такую отдачу в руку даст, пол дня ладонь болеть будет.
- А я слышал, - подал голос токарь, - в Индии такая вера есть, так они считают, что каждая букашка, травинка и даже камень душу имеют.
- А я что говорю, - Михалыч прикурил очередную сигарету, - то камень, а тут машина. Случай вот был. Пришли  к  нам в колонну  пять   КрАЗов-агрегатов,  сейчас-то  они  уже  все  списаны.  Их  естественно  сразу  запустили  в  работу.  Четыре  машины  работали  нормально, а  у  пятой  случилась  какая-то  поломка,  сейчас  я  уже  не  помню,  что-то  вроде  с  коробкой.  Как  раз  в  самом  конце  осени.
     А,  поскольку   все  они  на  гарантии,  то  этого  КраЗа  поставили  в  бокс  и  вызвали    представителя  завода-изготовителя.  Пока  приехал представитель,  пока порешили,  кто  виноват  в  поломке:  мы,  или  это   заводской  брак,  пока  привезли  нужную  детальку,  то  да  сё,  зима-то  и  прошла.  Весной  выехал  этот  КраЗ   на  линию.  Отработал  нормально  всю  весну,  лето  и  осень. Наступает  зима.  И  что вы  думаете?  Он  сломался, и
поломка  была  уже  другая: насос верхний давление не поднимает.  С  неделю  он  в боксе  простоял,  выехал,  отработал  на  линии  пару  недель  и  опять  в  боксе:  радиатор  побежал.  И  так  всю  зиму.  Начинается  весна, и  его  как  подменили;  опять  нормально,  без  поломок  отрабатывает  до  зимы. И  снова   всё  начинается  сначала: опять  поломки,  и  так  до  самого  списания.  Зимой  он  практически  не  работал. Что  получается?  Первую  зиму  он  простоял  в  тепле  и  как  будто  понял,  что  зимой  лучше  в  тепле  стоять, чем  на  морозе  вкалывать. И всяко  разно  старался  зимой  в  бокс  попасть.  Лобок его так и прозвал: Лодырь. Намучился он с ним.
- Что за Лобок? – спросил кто-то из молодых водителей
- Вахтовик у нас работал, - Пояснил Михалыч, - звали Валеркой, а фамилию запамятовал. Лобок, и Лобок.
- А почему его так прозвали?
- А ему кричат, к примеру: «Валерка, хорош курить, поехали», он отвечает: «Сейчас, только лобок взлохмачу». Или: «Валерка, где ты пропадал? Заждались!» Он непременно: «Лобок лохматил». Так и прозвали – Лобок. Ну да Бог с ним, не о нем речь.
Вот  ты,  Игорёк,  чего  свою  машину  срамишь? И  «Трахома»   она  у  тебя,  и  «Развалюха»,  она ведь и обидеться может. Она, как женщина, тоже ласковое слово любит.
Игорь только усмехнулся.
- Ты не скалься, - рассердился Михалыч, а слушай, что умные люди говорят. Был  у  нас  водитель  один,  шофёром  назвать  его  язык  не поворачивается,  Бардаков его фамилия. Командир, вон, должен помнить.
Пожилой машинист ППУ, прозванный так за роскошные чапаевские усы, молча кивнул, дескать, помню.
- Говорящая фамилия, надо сказать, - продолжил Михалыч, - Хоть о покойниках и не говорят плохо,  но и добром его помянуть не за что, прости Господи. Деньги  он  любил,  как  кот валерьянку,  аж  трусился  весь,  когда  куш  халявный   обламывался.  Работал  он  на  Кразе-совке,  гонял  со  страшной  силой,  все  соки  из  него выжимал.  Ремонт  для  него,  как  нож  в  сердце;  оно  и  понятно -  на  ремонте  много  не  заработаешь. Машина всегда грязная,  номера, фары протрет тряпкой, и вперед, на линию.  Старался  всё  на  ходу  делать:  там  проволочкой  подвяжет,  там  сваркой  прихватит,  в  бензобаке  дырка  появится, он  её  мылом  хозяйственным  замажет. Радиатор потек, он, нет, чтобы снять, запаять, горчицы туда сыпанет.
- Это еще зачем? – удивился кто-то.
- Зачем? – Михалыч усмехнулся, - горчица почище твоего герметика дырку залепит. А что она еще и трубки радиатора забьет, и двигатель перегреваться будет, это его мало беспокоило. Он даже ссал на ходу.
- Как это? – опешил Игорь.
- А вот так: ручной газ вытянет, станет на подножку, одной рукой рулит, а другой хозяйство своё придерживает, струю в сторону правит, себя любимого, значит, чтобы не обрызгать,
- Ну «молоток»! – закатился Игорь, - надо на заметку взять.
- Возьми, возьми. Тогда, помнится, площадку под буровую отсыпали. Сейчас там шестой цех стоит. УМРовцы в основном работали, наши-то на подхвате были, иногда на отсыпке подрабатывали. Зимой дело было.  Подъехал,  значит,  наш Бардаков на разгрузку, задрал кузов, только песок не весь ссыпался, часть примерзла, песок-то мокрый был.  И  он  не  придумал  ничего   лучше,  как  взять  кувалду,  залезть  на  раму  и долбить   кувалдой   по  днищу  кузова.  Упор  он  под поднятый  кузов  не  поставил, торопился очень еще ходку сделать.   В  это  время  лопается  шланг  гидравлики подъёма  кузова  и  он  ( кузов)  падает  на  место,  то  есть  на  раму  и  пришпиливает Бардакова   к  раме.   Все  произошло  настолько  быстро, тот   умер  мгновенно,  даже  и  не  поняв,  что  с  ним  произошло. Вот  так  машина  отомстила  за  хамское  к  себе  отношение, -  подвёл итог   Михалыч,-   а  ты  говоришь    «кусок  железа».
- Придурок он, - возразил Игорь, - чего упор-то не поставил.
- А я чего думаю, - Михалыч заплевал окурок, и бросил его в урну, - если бы он упор поставил, шланг бы в тот раз не лопнул. Потому как незачем. Машина бы ему в другой раз отомстила.
- Фигня все это, - Игорь встал, - ладно, пойду свою «ласточку», - он ехидно посмотрел на Михалыча, - облизывать. 
        Время  обеда  закончилось,  все разошлись по своим местам.  РММ наполнилась звуками: завизжала «болгарка», сдирая пятна ржавчины с кузова, забухал молот в кузнице, работа вошла в привычную колею.
Техосмотр – это святое.


       Прошёл  год.  Игорь  опять  ремонтировал  своего  КАМАЗа.  Подняв  кабину,  он  вручную  закачивал  солярку  в  топливный  насос.  Минут  двадцать он  уже  мучился,  плевался,  матерился  -  двигатель  не  запускался.
      Для  удобства  работ  при  ремонте  под  кабиной  КАМАЗа  установлено
дополнительное   устройство  для  пуска  двигателя,  что  бы  каждый  раз при  необходимости  не  лазить  в  кабину. 
      Кабину  невозможно  поднять,  если  рычаг  коробки передач не  стоит  в  нейтральном положении.  Как  тогда  всё  произошло,  до  сих  пор  никто  понять  не  может.   Двигатель  внезапно  взревел,  машина  прыгнула  вперёд,  ударилась  кабиной  о  стену,  перед  которой  она  стояла.  Упор,  удерживающий  кабину  в  поднятом  положении,  переломился,  как  спичка.  Кабина, словно створка огромного капкана, омерзительно лязгнув, встала на место,  сломав при этом  Игорю  позвоночник  и  раздавив  грудную  клетку. 
      Двигатель  заглох.  Машину  оттащили  от  стены,  подняли  кабину, осторожно   извлекли  изуродованного  Игоря.   Он  прожил  ещё  десять  минут.
     Последние  слова,  которые  он  выдавил  из  себя  вместе  с  кровавой  пеной,  были: «Кусок  железа».