Шлёп! Шлёп! Творчество?

Константин Рыбаков
Штамп в России – больше, чем штамп. Шлёп! И из-под пресса выскакивает новенькое, блестящее крыло автомобиля. Шлёп! – одним ударом рулон материи раскроен на сотни одинаковых футболок. Шлёп! Шлёп! Шлёп! – шнурки, горшки, здания. Чётко, ритмично, экономично.
Шлёп! Ксерокс выдаёт копию необходимого документа. Шлёп! Телевизор, взламывая черепные коробки, вкладывает в них информацию: "Доширак" - лучшее блюдо! Удобрить "Балтимором", растворить "Кока-колой". Шлёп, шлёп, шлёп – резиновый кругляшок подтвердит достоверность любой недостоверной информации. Быстро, удобно, бюрокра… э-э-э… практично.

Жизнь поставлена на конвейер, как производство. Производство ориентировано на штамповку жизненных благ. Конвейер, словно сказочный рог изобилия, изрыгает на нас электрические лампочки, плавленые сырки, кирпичи и песни. К плавленым сыркам и кирпичам претензий нет. Штампованные песни, хотя и вызывают ту же изжогу, почему-то именуются "творчеством". Существует и такой речевой штамп, как "люди творческой профессии". Видимо, подразумеваются те, кто штампует не банальные табуретки или, упаси боже, кастрюли, а – искусство!
Шлёп! Три аккорда под "фанеру" выдаются за шлягер. Шлёп! Десятки трафаретных сериалов, в противовес действительности, показывают счастливую и справедливую жизнь. Шлёп, шлёп, шлёп – издательства тиражируют сотни бессюжетных "бестселлеров". 

"Эй, подруга, посмотри на меня – делай, как я, делай, как я!" Посмотрели – ничего сложного – шлёпаем самостоятельно, по трафарету. Вилла на Мальдивах – трафарет счастья. 90-60-90 – трафарет красоты. Секс – трафарет любви. Работа в "творческой профессии" уже трафаретно подменяет собственно творчество. Навыки вторичны, первична гипертрофированная жажда славы и денег, а также чувство собственного превосходства над толпой.
"Маленькие дети это поняли уже:
Лучше песни петь на сцене, чем ишачить в гараже!
На заводе и на шахте платят мало и не всем,
А артист живет богато, без забот и без проблем!
Круто! Ты попал на TV,
Ты звезда!"…
Почему-то напрашивается аналогия с функционерами от руководящей партии Советского Союза: лучше речь толкать со сцены, чем ишачить и т.д. Речи штамповались по той же технологии, что и нынешние хиты. Шлёп, шлёп! Коряво? Зато сытно, комфортно, и никакой ответственности за сотворённое. Как выразился однажды В.С.Черномырдин, "мы продолжаем то, что мы уже много наделали". Из произведения в произведение кочуют одноклеточные выражения и сюжеты. Тотальная штамповка породила плагиативность мышления. Авторство неконкретно и размыто, словно просёлочная дорога после ливня. Шлёп, шлёп, шлёп – по пуду глины на сапог: не идём, а чвакаем. Хлоп, хлоп, хлоп – добровольно оболваненный пипл аплодирует очередному хиту с тем же восторгом, с каким аплодировал очередному пленуму ЦК.

Суть творчества – в открытии и создании чего-либо качественно нового, уникального, неповторимого. Бизнес же требует определённого количества изделий в единицу времени.  При нарастании количества неизбежно страдает качество. Процесс творчества под предводительством шоуменов свёлся к механическому составлению "нового" продукта путём комбинирования истрепавшихся составляющих. Конфуций заявлял, что всё зло – от неправильного применения слов. Произнося "творчество", но подразумевая "ремесло", получаем штамповку. То есть давно известный велосипед, хотя и с педалями навыворот. Конечно, и обычный велосипед можно довести до совершенства. Однако, "совершенство – понятие относительное и зависит от личных несовершенств каждого".

Вспышка новой звезды сопровождается появлением чёрной дыры. Не хочется, чтобы в чёрные дыры провалилось то, что можно считать творчеством. Речь, разумеется, не обо всех "звёздах" поголовно, среди них нередки по-настоящему талантливые артисты, музыканты, поэты и художники. Но тенденции к штампу прослеживаются. Посему, вслед за древними латинянами, воскликну в заключение: fac et spera – твори и надейся! Без упора на первую часть изречения.