Природа грехов. Часть 2

Андрей Публицистович
ПРИРОДА ГРЕХОВ
ЧАСТЬ 2
НЕОБХОДИМОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Моя первая запись о природе грехов, расположенная кроме Прозы.ру ещё и в ЖЖ и затрагивающая тему "греховности" людей и "безгреховности" животных, совершающих те же действия, вызвала множество негативных комментариев. Оно и понятно: в основной массе своей люди слишком горды, чтобы вообще признавать хоть какую-нибудь связь с остальным животным миром. "Царь природы", а как же.

Но некоторые моменты, упущенные мной в комментариях, сейчас хотелось бы воспроизвести. Вот первый из них:

"Даже если представить, что Бога нет, и теорию греха выдумали сами же люди как коммерческий проект - хвала этим людям! ибо должно быть хоть что то в этом мире, что будет сдерживать все "естественные проявления животные сущности"! ибо мир без системы сдержек и противовесов покатится в тар-тарары."

Мир в тар-тарары не покатится. Не покатится потому, что список "семи смертных грехов" на самом деле мало кого трогает. Социум сдерживает отнюдь не он - социум сдерживает закон. Уголовный кодекс. Нормы, в которых прописано, что можно, а что - уже нарушение. И - самое интересное: закон имеет настолько большее влияние по сравнению с религией, что его места, противоречащие библейским нормам поведения, воспринимаются как нечто само собой разумеющееся и ни разу не плохое и греховное. Даже, как это ни смешно, у верующих. :-)

Как пример (и его я, кстати, уже как-то приводил): есть такое понятие, как аборт. Совершенно обыденное слово, обозначающее убийство матерью собственного ребёнка. И есть буква закона, прямо указывающая, до какого возраста убивать можно, а после какого - уже преступление. Заповедь "не убий", отношение религии к убийству, я уж не говорю об отношении к убийству собственного ребёнка - никого не трогает. Закон разрешает - значит, можно. И любая верующая, убившая с разрешения закона своё дитя, будет продолжать верить, будет продолжать приводить нелепые и ужасные доводы, толкнувшие её на это (нет отца, не прокормить и тому подобная чушь). Будет продолжать стремиться к своему тёпленькому месту в раю. А теперь представим себе, что убивать собственных детей разрешили до достижения ими, скажем, четырёхлетнего возраста. Что произойдёт? Первое поколение воспримет это как нечто ужасное. Второе поколение будет уже более терпимо к нововведению. А третье поколение уже будет считать это как само собой разумеющееся, и будет так же рьяно защищать своё право на убийство своих детей до 4-х лет нелепыми доводами, и недоумевать, почему же некоторые их не могут понять. И будут продолжать оставаться верующими, и всё так же стремиться в рай при этом.

Сила закона намного мощнее силы религии.

Теперь - немного коснёмся вопроса о стадности. Стадность - основа человеческого существа. Среди людей, как и среди других животных стадных видов, порой попадаются "отщепенцы", предпочитающие обособленность - но в подавляющем большинстве люди всё-таки сбиваются в стадо. В чём психология стада? Ему нужен пастух, нужен хозяин, нужен кто-то, кто возложит на свои плечи заботу о принятии решений. Отдельно взятая голова из стада могла бы принять какое-либо решение самостоятельно - но эта способность очень редко используется, поэтому начинает постепенно отмирать. Отдельно взятой голове очень страшно самостоятельно принимать решения. Любая собственная мысль подвергается сомнению, тогда как мысль, озвученная хозяином, воспринимается как истина и руководство к действию. Приведу один простой пример, показывающий, насколько всё плохо. У меня на работе стоит платёжный терминал. Как-то он целый день не работал. Но он не просто не работал: на абсолютно чёрном экране ярко светились большие белые буквы: "ТЕРМИНАЛ НЕ РАБОТАЕТ". Ведь день я находился рядом с этим терминалом, народу к нему за день подходило весьма внушительное количество. И вот вам, дамы и господа, личная и точная статистика: ЧЕТЫРЕ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ПЯТИ тупо смотрели на экран, читая эти крупные и, в общем-то, не самые сложные в русском языке слова, а потом поворачивались ко мне и переспрашивали: "Не работает терминал, да?" Четыре человека из пяти не в силах самостоятельно принять хоть какое-нибудь решение и воспринять хоть какую-нибудь информацию. Стадо таких размеров приводит в ужас.

Однако же такие его размеры весьма радуют хозяев-пастухов. Их, как известно, двое: старший - Власть, и младший - Религия. Так как религия - младший хозяин, его слово выполняется только в том случае, если такого же мнения и старший хозяин. То есть, к примеру, заповеди "не убий", "не укради" совпадают со статьями УК, следовательно, подлежат выполнению. Власть карает нарушителей с позиции силы. А религия - она всё больше по абстрактным, философским понятиям. За нарушение одного из пунктов того же списка "семи смертных грехов" не садят, только грозятся не менее абстрактным понятием "ад".

Отсюда и моё утверждение, что грешниками является 100% верующих. По этому поводу к моей предыдущей записи был комментарий:

"мифические "верующие", которые смертные грешники на 100%. Это довольно сильное утверждение, но также и несколько наивное. Потому что концепция смертного греха не так проста"

Дело в том, что далеко не "мифические". А наивностью отдаёт как раз неприятие данного утверждения. Я разжую до состояния кашки, не волнуйтесь. Жевать не придётся - только глотать. Учитывая возможное появление "несогласных" всю информацию в этом вопросе буду черпать из, скажем так, официальных источников.

Есть такое понятие, как "грех". Оно неразрывно связано с религией, ибо является её частью и существует только как её часть. В подтверждение:

Понятие греха в «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» cхиархимандрита Иоанна (Маслова) и «Поучение о моровой язве» святейшего патриарха Никона.

Цитата из тезисов доклада:
"В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова указаны два значения лексемы грех:
1) у верующих: нарушение религиозных предписаний, правил;
2) перен. знач. предосудительный поступок.
Следовательно, понятие греха существует только в религиозной среде."

Далее. Есть такое понятие, как "смертный грех". Тут уже мы подходим к той части вышеуказанного комментария, что "концепция смертного греха не так проста". Сейчас я покажу, как она проста.

Википедия:
"Смертный грех — так в христианстве называют грехи, которые ведут к гибели души."

Из указанного мной выше источника уважаемых среди верующих особ можно также прочесть, что грехи делятся на три категории. Первая - смертные грехи. Вторая - грехи повседневные, простительные. В неё входит совсем уж мелочь, и первой эта категория не касается никак. Наконец, третья категория - грехи против святого духа.

А теперь смотрим цитату из "Катехизиса Католической церкви":

"Подобает оценивать грехи по их тяжести. Уже ощутимое в Писании, различие между грехом смертным и грехом обыденным (повседневным, или простительным) прочно вошло в Предание Церкви. Оно подкреплено человеческим опытом. Смертный грех разрушает любовь в сердце человеческом тяжким нарушением Закона Божия; он отвращает человека от Бога… Смертный грех, нарушая в нас основной жизненный принцип, которым является любовь, вызывает необходимость новой инициативы милосердия Божия и обращения сердца, совершающегося обыкновенно в рамках таинства Примирения…

Смертный грех — это столь же радикальная возможность человеческой свободы, как сама любовь. Он влечет за собой потерю любви и лишение освящающей благодати, то есть состояния благодати. Если он не искуплен раскаянием и прощением Божиим, он влечет исключение из Царства Христа и вечную смерть в аду, ибо наша свобода властна выбирать навсегда и безвозвратно."

Отсюда мы видим подтверждение вышеуказанному разделению грехов на категории. Смертные грехи стоят отдельно, и в другие категории попасть не могут никак. Так вот всё просто в концепции смертного греха.

Самое время упомянуть о раскаянии, которое у верующих грешников слишком быстро превращается в привычную, рутинную процедуру. Согрешил - покаялся - согрешил - покаялся... Бесконечная цепь. Преподобный Исаак Сирин сказал об этом: "грешник похож на пса, который лижет пилу и пьянеет от вкуса собственной крови". Вы поняли, почему я иронично воспринимаю слово "религиозное раскаяние" применительно к массам.

С концепцией разобрались, осталось всего ничего, осталось самое простое. Доказательство того, что все 100% верующих - грешники, совершающие смертные грехи и обрекшие, таким образом, свою душу на "вечную смерть в аду" (см. указанный выше Катехизис). Это я тоже разжую до состояния кашки. Опять пройдёмся по списку всех семи грехов, с их подробным описанием, причём опять же не моим (практика показывает, что люди доверяют только "мнениям специалистов"). Описание смертных грехов я буду цитировать из книги святителя Игнатия Брянчанинова. Приступим.

1. Гордость. Тщеславие.
"Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души."
"Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Скрытие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские."

Буду отмечать только то, что есть абсолютно у всех. "Чтение книг еретических, развратных и суетных" - к этому можно добавить фильмы. Фильмы все смотрят, книги все читают. А их содержание сейчас подпадает под данное описание. "Ложь" - все когда-нибудь кому-нибудь врали. "Зависть" - то же самое. Уже по первому смертному греху записываю все 100% верующих в грешники, которым уже прописан путь в ад. Однако двигаемся далее.

2. Зависть
У святителя Игнатия прописана в одну кучку с тщеславием. Простим ему это - он весьма уважаемая личность в религиозных кругах. :-) Повторюсь о зависти: это присуще всем людям. И нечего отмахиваться со словами "раз в год можно". Нельзя, я сказал! И религия сказала. И нечего тут отлынивать. :-)))

3. Чревоугодие (Обжорство)
"Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям."

У всех, у всех есть нарушения по этому греху, глаза-то не прячьте.

4. Блуд (Похоть)
"Блудное разжение, блудные ощущения и положения души и сердца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные."

Ни разу в своей жизни не сквернословили? Не верю. Занимались сексом только один раз в жизни - с женой, для зачатия ребёнка? Не верю. Опять все 100%.

5. Гнев (Злоба)
"Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего."

Все злобу и гнев когда-либо испытывали и ещё далеко не раз испытают. Бранные слова - все грешны. И даже те, кто позиционирует себя как абсолютного "миролюба", в спорах участвует. Опять все 100%.

6. Алчность (Жадность)
"Любление денег, вообще любление имущества движимого и недвижимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах обогащению. Мечтание богатства. Опасения старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на его промысл. Пристрастия или болезненная излишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Любления подарков. Присвоение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой."

Даже те, кто к деньгам относится прохладно и к их накоплению не стремится, этим грехом грешны. Ибо старости боятся, и нищеты боятся, и болезненности. Все 100%.

7. Уныние (Праздность)
"Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехождение с места на место. Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние."

Тут даже перечислять лень, сколько пунктов актуальны абсолютно для всех.

Резюмирую. Сегодня я рассмотрел и вам наглядно показал, что такое "смертный грех" и какова его концепция. Также подробно расписал, почему адское пламя ждёт всех верующих до единого. Возможно, будет продолжение темы, а пока...

ВНИМАНИЕ! В данном посте я рассмотрел несколько комментариев, оставленных к моему предыдущему посту. Разжевал всё - мельче некуда, с отсылками к уважаемым авторам и "законодателям" религии, с приведением множества цитат. Убедительная просьба к комментирующим: если вас разберёт на критику, обосновывайте её. Приводите цитаты, указывайте авторов. Иначе вряд ли ваш комментарий будет восприниматься серьёзно. Пример с разбором концепции смертного греха, которая по голословному утверждению одного из комментаторов "не так проста", перед вами.