Начало. Русская православная церковь

Мария Фрэмд
Вообще-то я – человек неверующий. Во всяком случае, я не отношу себя ни к одной конфессии мира. Но почему-то всю жизнь меня так и тянет в церкви и на кладбища. Причем, мне все равно, какие это церкви и что за кладбища – знаменитые или деревенские. Ну, просто я не могу мимо пройти. Поэтому понятно, что Длинная Ночь Церквей, проводящаяся раз в году в Вене, меня из дома, конечно, выгнала.

Вдруг прекратился дождь, ливший всю неделю почти без перерыва. Появившееся солнце высушило лужи и подняло настроение. Вокруг заулыбались цветы и люди. И вдруг возник колокольный звон. Он плыл над городом, громкий, одновременно гулкий и хрустальный, радостный и торжественный, как будто приветствовал солнце и меня, уже бегущую по намеченному мной маршруту и, конечно, опаздывающую, гонимую любопытством, жаждой познания и еще чем-то. Колокола звонили со всех сторон! Более 100 церквей объявляли о том, что они готовы к приему гостей и праздник начинается.

В этой Ночи принимали участие только в Вене 135 церквей и церковных организаций. И каждая приготовила свою особенную программу. У одних это были беседы и игры с детьми. У других - концерты, экскурсии по храмам и их, потаенным от мирян, помещениям. У третьих - медитация или буфет. Эта ночь - часто единственная возможность увидеть то, к чему в обычных условия просто нет доступа. Поговорить с людьми, которых у тебя практически нет шансов встретить. И еще - ощутить это спонтанное братство людей разных возрастов, национальностей и социальных слоев, бегущих по городу от одной церкви к другой с маленькими красными книжками программы Ночи, как с членскими билетами! Как я прочитала на следующий день, нас было 130.000!

Начала я по плану. От периферии к центру. С Русской церкви.
Недавно отремонтированная, она празднично блестела золотом куполов и кружевом чеканки. Внутри – пламя свечей, традиционное золото окладов икон и алтаря, великолепная золотая скань. В общем, роскошь православного храма. Но... В церкви стояли стулья, на них сидели явно не русские люди и внимательно смотрели фильм о русских иконах. Венская Русская Православная церковь готовилась принять гостей из соседских церквей Посольского квартала. Ну, и тут уж во дворе выкладывались, разумеется, пироги да сушки и прочие лакомства. Я не стала дожидаться прихода гостей. Осмотрев церковь и поставив свечу, я отправилась в церковь англиканского монастыря Christ Church Vienna, пристроившись к группе католических монашек.

После роскоши русской церкви белые, почти ничем не украшенные стены и своды старинной готической церкви, производили невероятно строгое впечатление, но перед алтарем лицом к залу сидели дети и пели. И выглядели совсем не затурканными. Я вспомнила, что по дороге сюда проходила мимо принадлежащей монастырю гимназии. На стене через улицу от входа красовалась надпись: «Долой наркотики! Да здравствуют спорт и анархия!» Впрочем, происходившее в храме не особенно меня захватило, и я опять вышла на солнечную улицу.
Теперь я направлялась в Армянскую церковь. Мне давно было интересно «пощупать», чем отличается Армянская церковь от Русской, хотя бы на взгляд неподготовленного человека. Вот с этого момента в мои планы вмешалась судьба или что-то там еще, и события начали развиваться по своему усмотрению.

(продолжение http://www.proza.ru/2011/04/08/110 )