С чего начинается Родина?

Людвик 34
После погромов на Манежной площади и возле торгового центра «Европа», который раз в истории России ребром встал вопрос «Что делать?»  На экстренном заседании партии «Единая Россия» (состоявшемся 15 декабря 2010 года) были представлены две программы, направленные на коренное преобразование молодежной  образовательной политики. Как пишет «Московский комсомолец», суть программ следующая: сокращение учебной программы вдвое в старшем звене, остаются только девять предметов, среди которых основными, обязательными будут считаться физкультура и ОБЖ. Остальные предложено ввести в «интегрированные курсы», объединить по принципу общности. Но главное – искусственное  внедрение патриотического воспитания.
 
Все люди старшего поколения помнят песню из к/ф «Щит и меч» с начальными словами «С чего начинается Родина?» Наши управленцы в правительстве, похоже не помнят продолжения  – «С картинки в твоем букваре…» Да-да, Родина (читай: патриот) начинается с букваря, с книги, с культуры…А нас вновь подводят под очередные сокращения школьных предметов. Скоро вообще наша детвора ни о каком букваре слыхом слыхивать не будет.
Конечно, в свете недавних событий проводить сокращение общеобразова-тельных дисциплин планируется «бархатно», объединяя близкие, скажем, биологию, химию, физику в один предмет – естествознание. В России XIX  века уже было подобное, когда, например, не существовало отдельно предметов «русский язык» и «литература», а была «российская словесность». Но в пушкинские времена изучение дисциплин тесно сопрягались с непосредственной практикой, что способствовало не только тренировке памяти, но и ВОСПИТЫВАЛО  учеников.
Единоросы явно не собираются перенимать методы  обучения лицеев и гимназий «золотого века». Нынешний проект об образовании содержит второй пункт :
вторая половина дня школьника будет целиком посвящена формированию гражданского чувства, соответствующими мероприятиями. К примеру, поисковыми работами на полях боевой славы, созданию специальных музеев и т.д. Ну, что ж? Благое начинание, скажут многие. Только непонятно, зачем сокращать программу и ставить во главу угла ОБЖ и физкультуру?
За комментариями и разъяснениями по этому животрепещущему вопросу мы обратились к некоторым авторитетным педагогам и администрации Управления образования нашего города:

Александр Геннадьевич Феклистов, канд. ист. н., заведующий кафедрой обще-гуманитарных дисциплин МГУКИ (филиал г. Жуковского):
– Я вообще считаю, что это глупость. Любому очевидно, что абсолютное сокращение общеобразовательных предметов – преступление. Если в школе основными станут интегрированные курсы, высшие учебные заведения исчезнут как таковые.

Раиса Сергеевна Лихачева, старший преподаватель социально-экономических дисциплин МГУКИ:
– Мне это заявление напоминает начало военного режима, 30-е годы. В чем будет заключаться  это «патриотическое воспитание»? а выбор «основных» предметов говорит сам за себя: физкультура, ОБЖ… Воспитание силовиков для таких событий, как 11 декабря… Пушечное мясо, другими словами…

Надо признать, что никого из опрошенных учителей ОБЖ данный проект не вдохновил, несмотря на то, что их предмет выносился в список обязательных. Учителя считают, что затея с возрождением  патриотического воспитания пока представляется утопичной: в России нет идеи государственности, а без нее понятие патриот – пустой звук.

В конце концов свет на эту проблему пролила Наталья Павловна Сибелева, заместитель начальника Управления образования, окончательно разъяснив суть грядущей реформы.
По ее словам, проект существует уже не первый год, это не скоропалительное явление. Это новый ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт). По нему действительно в учебный процесс будут добавлены занятия не только патриотического, но и воспитания в широком смысле .
–  При этом основная, базовая школьная программа останется в первозданном виде. Причем, - прокомментировала Наталья Павловна, - переход на ФГОС уже осуществляется в 2010 -2011 учебном году. Нынешние первоклассники уже постигают «внеурочную деятельность» в виде разнообразных экскурсий, секций, кружков и т.п. С каждым годом постепенно ФГОС коснется сначала 2-х, затем 3-их и далее классов. Таким образом, 9-е и старшее звено школы включится в проект в 2020 году.
_ Что нужно понимать под «внеурочной деятельностью»?
– Прежде всего, возвращение в школу полезного досуга, обеспечивающего  духовно-нравственное оздоровление современных детей. Это клубные занятия, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые научные исследования, общественно полезные практики круглые столы…

Завершая статью, хочется сказать: а разве этого не было в нашей простой, пусть немного косной, но по-своему хорошей советской школе? Мы начинаем сбирать камни… Увы, почему-то, как всегда, после таких событий, как декабрьские…
 И может быть, песня, столь популярная когда-то, снова обретет новизну, ведь Родина, по большому счету, во все времена начинается с «хороших и верных товарищей», с песни матери –  во знаковых для любого нормального человека вещей.