Истинный назорей

Андрей Кобижаев
3 апреля 2011 г.

Сейчас есть много людей, которые называют себя верующими. Но написано: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (От Матфея 7:21). Но чтобы волю Божью исполнить, необходимо её познать.

Когда мы познаём волю Божью, в нас действуют две природы. Есть плоть, и есть дух. И поэтому внутри человека постоянно происходит антагонизм. Если побеждает плоть, человек живёт по плоти. Если побеждает дух, человек живёт духом. Писание говорит: «Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1 Коринфянам 3:3). «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе» (1 Коринфянам 3:1). То есть, человек, живущий по плоти, это духовный младенец. Он ещё не может ходить в том достоинстве, в котором желает видеть человека Бог.

Младенец может только просить и получать. Но мы не призваны всё время вести жалкое существование. Мы призваны возрасти и стать сотворцами у Бога. Когда мы были в миссионерской поездке в Тыве, христиане-тувинцы говорили мне: «Знаете, чем отличается наша вера от той, когда мы поклонялись камням и духам земли? У нас всегда был страх перед многочисленными божествами, которых надо бояться и всё время им приносить жертвы. А Иисус Христос принёс нам свободу от страха». Христос принёс людям настоящие отношения. Он не пришёл и не воссел на седалище, говоря: «Покайтесь, грешники окаянные!» Он с учениками вместе ходил, вместе жил. Они имели близкие отношения и потом могли быть сотворцами.

Мы призваны «бежать на ристалище» (см. 1 Коринфянам 9:24 – 27), бороться, чтобы освободиться от господства плоти в своей жизни. Вот, что самое главное. Когда я освобождаюсь от господства плоти в своей жизни, открывается  другая сфера восприятия, река начинает течь, творчество открывается на всех уровнях. Окружающие нас люди будут говорить: «Вы люди другого рода». Мне однажды сказали: «Ты инопланетянин». Я даже обрадовался. «Конечно, я инопланетянин. Потому что я не живу стихиями этого мира». Когда мы не живём стихиями этого мира, не плывём по течению, не упиваемся его прелестями, то мы для людей становимся ненормальными. Но наша «ненормальность» должна быть в хорошем понимании – быть отличными от людей мира сего.

Иногда христиане начинают делать совершенно не те вещи, которые нужно. Особенно молодёжь. Надевают на голову банданы, выходят на сцену в стиле хэви-металл «прославляют» Бога. Я могу уверенно сказать, что рок-музыка и рок-культура не инспирированы Святым Духом. В этом нет красоты, мира, свободы. Мы этим никого к Богу не привлечём, а только оттолкнём. Я проповедовал в зонах, и заключённые со всей серьёзностью воспринимали Евангелие. А представьте, если бы я начал там подстраиваться под «своего», крутить пальцами, выражаться на воровском жаргоне! Меня бы, мягко говоря, «не поняли». Мы должны отличаться от мира. Люди хотят увидеть святость. Не просто религиозность. А нашу жизнь, наполненную радостью, вдохновением, вкусить плод, который мы приносим. Написано: «По плодам их узнаете их» (От Матфея 7:16). Плод можно покушать. Мы можем дать себя попробовать другим? Покушать нас? – Покушать человека, значит, прожить определённый отрезок времени с этим человеком. В разных ситуациях. Когда у него всё есть, и когда ничего нет.

Чтобы наш плод был и возрастал, мы должны быть посвящёнными людьми. Писание называет посвящённого человека назореем Божьим. Назорей посвящает себя Богу, чтобы иметь подобие Ему во всём. В Новом Завете говорится: «Вы имеете полноту в Нём» (Колоссянам 2:10). Не когда-то где-то, а уже сейчас мы имеем подобие Богу, то есть святость. Потому что мы пребываем в Нём. Нам не требуется пробиваться к Нему, как некоторые учат. Мы призваны в Нём пребывать. Потому что написано: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откровение 3:20). Не мы стучим, а Он стоит. И откроем ли мы Ему дверь?

Святой Дух есть уже в нас. Где Его надо искать? На гору ходить? Или в Иерусалим ехать? Он уже внутри  нас. И Он всегда желает с нами иметь отношения и нас вести. «Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» (Псалтирь 142:10). Он – что, сегодня нам Духа Святого дал, а завтра отобрал Его? – Нет. Израильский народ отступал от Бога, но Бог что делал? Шёл впереди столпом огненным ночью и столпом облачным днём. Скажите, они согрешали? – Согрешали. Он отошёл от них? – Не отошёл. Кто от кого отходил, это сами люди. Мы должны это понять. Что надо сделать, чтобы приблизиться к Нему и встать опять в течение Божье? – Да, покаяться. Когда мы искренне каемся, отношения и общение с Ним восстанавливаются.

Бывают разные отношения Бога с нами. Есть отношения, когда мы – дети. «О, Господи, дай мне это, дай то». Он что-то даёт, а что-то нет. Потому что ребёнок, когда в магазин приходит, куда глаза его ни посмотрят, он это желает, и у папы просит. «Купи мне машинку». И папа думает: «Да, машинка нужна». Покупает ему машинку. «А купи мне мячик». А мячик китайский, с ароматом фенола. Папа видит, что эта вещь опасна для здоровья, и говорит: «Я тебе его не куплю». А когда ребёнок становится взрослым, папа ему уже вообще ничего не покупает. Папа даёт ему деньги, и он уже сам себе выбирает, что купить. И вот, Бог желает, чтобы мы вошли в более зрелый возраст, когда мы умеем сами отличать доброе от злого. Но есть одно условие. Мы должны посвятить свою жизнь.

«И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушёных виноградных ягод; во все дни назорейства своего не должен он есть ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи. Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей. Во все дни, на которые он посвятил себя в назореи Господу, не должен он подходить к мёртвому телу: прикосновением к отцу своему, и матери своей, и брату своему, и сестре своей, не должен он оскверняться, когда они умрут, потому что посвящение Богу его на главе его; во все дни назорейства своего свят он Господу» (Числа 6:1 – 8).

Здесь описываются все отношения и удовольствия земные. Многие люди задают вопрос: «Где написано в Новом Завете, что нельзя пить вина?» Нигде не написано. Но если мы рассматриваем вопрос посвящения, мы видим, что человеку, посвятившему себя Господу, следует воздерживаться от вина и соответственно других плотских удовольствий. Это делается добровольно. Если ты хочешь иметь близкие отношения с Богом, ты должен от этого отказаться.

Следующим моментом идёт запрет прикасаться к мёртвым. Кто такие мёртвые? – Писание даёт такой ответ: «И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи» (Колоссянам 2:13). То есть, люди, живущие в грехе, являются мёртвыми для Бога. Написано: «… не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1 Коринфянам 5:11). Мы не должны иметь близкое общение с теми, кто находится в негодном состоянии. Скажите, это в современных церквах выполняется? – Почти нигде не выполняется. Человек пьёт, гуляет, а в церковь придёт – его все обнимают и целуют. Это есть нарушение Писания. Не я придумал это. Я бы с удовольствием так не говорил. Но я обязан это делать.

Если человек согрешил (все мы много согрешаем), он должен раскаяться и исправиться. Если он не раскаялся и не исправился, он тогда является мёртвым человеком. И прикасаясь к нему, поступая с ним, как с живым, мы сами оскверняемся. И мало того, мы его этим не исправим. Помните «закон о прокажённом»? Это учение никому не нравится. Но зачем тогда это было написано? Проказа символизирует грех. Пока человек не осознает свою греховность и не покается, он должен оставаться вне стана. Мы не должны общаться с грешником в таком же ключе, как с праведником. Если мы с ним будем общаться, как ни в чём не бывало, в нём не будет происходить никакого осознания своего нечестия. Если мы отстранимся от него, тогда Бог начнёт производить Свою работу. Только тогда может прийти настоящее возрождение.

Принцип назорейства = принцип ученичества. «Если кто приходит ко Мне и возлюбит более отца своего и мать, и жену и детей, и братьев и сестер, а притом и саму жизнь свою, тот не может быть Моим учеником» (От Луки 14:26). А если ты не ученик Христа, то истину ты не познаешь, она не сделает тебя свободным, и ты так и будешь с религиозным мышлением ходить вокруг своей горы (проблемы), лишь бы себя успокоить и загладить чувство вины. Но ничего не произойдёт, и новой жизни религиозность не принесёт.

Второй принцип: «И кто не несёт креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником» (От Луки 14:27). А крест – это и посрамление, это и гонения за Христа. «Что скажут люди, когда узнают, что я верующий?» А люди наплюют на вас, скажут: «Ненормальный», унизить могут, обозвать сектантом. Если ты не готов к этому – не можешь быть Моим учеником.

«Кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (От Луки 14:33). У каждого есть в жизни какое-то имущество, положение, зона комфорта. А Христос говорит, что ты не должен быть ни к чему привязан. И в любой момент должен быть способен всё это оставить. Но это должен быть добровольный выбор.

Бог ни к чему насильно не принуждает. Посвящение это сознательный и добровольный выбор человека. Если я хочу быть учеником Христа, хочу двигаться в помазании, хочу жить в духе, потому что я люблю Бога и желаю исполнить Его волю, тогда я посвящаю себя.

Воля Божья для человека выражается в том, что называется призванием. Для одного это одно, для другого другое. Если человек двигается в своём призвании, он получает благодать, всё у него получается, его сопровождает успех. А человек, занимающийся не своим делом, чувствует себя несчастным. Один человек работал в благотворительности, служил пожилым людям, инвалидам, очень многие люди пришли через него к Богу, многих из них он проводил в вечность спасёнными. Но потом ему предложили уехать в другой город и стать пастором. Он согласился, и спустя какое-то время стало очевидным, что его пасторское служение это ошибка. Мы иногда хотим чего-то по-человечески, а Бог дал нам определённые способности и помазание для совершенно другого.

Там, к чему у человека есть призвание, Бог даёт Своё помазание, и человеку не требуется что-то выдувать или выжимать, дела идут, как по маслу. Иисус сказал: «Когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нём» (От Иоанна 10:38). Какие у Иисуса были дела на Земле? – Он ходил по определённой местности, проповедовал Евангелие Царства, исцелял людей во славу Бога Отца, учил учеников, чтобы они впоследствии стали столпами Его Церкви. Когда Он их учил, Он говорил и резкие слова. Например: «Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» (От Матфея 17:17).

Пока Иисус лично ходил с учениками, Он не мог их изменить. Три года они с Ним были, но когда Иисуса арестовали, все они разбежались, предали Учителя. Но когда Он вознёсся на небеса, и послал Святого Духа, то семя, которое Он посеял в учениках, начало возрастать в них, как новая природа. Так же и мы не можем своими человеческими силами ни святыми быть, ни праведным, а только грешниками. Но когда мы даём место Святому Духу и возрождаемся свыше, тогда в нас рождается новая природа и происходит преобразование нашего естества.

«Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Римлянам 12:1 – 2). Это принцип назорейства. Быть согласным на все условия Бога и быть Его учеником. Почему многие христиане жалуются, что Бог с ними не говорит? – Нет посвящения. Потому что есть компромисс с грехом.

Когда я жил в деревне, мне люди сказали так: «Без бутылки здесь не проживёшь. Если ты за всё бутылку ставить не будешь, ты умрёшь здесь». Я ответил: «Если надо, значит умру. Но бутылками расплачиваться не буду». И знаете, что произошло? – Когда мы твёрдо до конца стоим, эти же самые люди, которые так говорили, привезли мне и сена, и дров, всё сделали, и за нормальную плату – я заплатил деньгами. И все постепенно привыкли, что я никогда бутылок ставить не буду. Вот, что такое отделённый человек. Мы не уходим из мира, мы живём среди людей, но мы должны быть другими, другого рода. В нашей жизни будут и трудности из-за этого. Но Бог всегда помогает преодолеть их и взойти на новые вершины.

«Был один человек из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой, имя ему Елкана, сын Иерохама, сына Илия, сына Тоху, сына Цуфа, – Ефрафянин; у него были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана; у Феннаны были дети, у Анны же не было детей. И ходил этот человек из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом; там были Илий и два сына его, Офни и Финеес, священниками Господа. В тот день, когда Елкана приносил жертву, давал Феннане, жене своей, и всем сыновьям её и дочерям её части; Анне же давал часть особую, ибо любил Анну, хотя Господь заключил чрево её. Соперница её сильно огорчала её, побуждая её к ропоту на то, что Господь заключил чрево её. Так бывало каждый год, когда ходила она в дом Господень; та огорчала её, а эта плакала и не ела. И сказал ей Елкана, муж её: Анна! что ты плачешь и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твое? Не лучше ли я для тебя десяти сыновей? И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме. Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень. И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала, и дала обет, говоря: Господи Саваоф! Если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его. Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста её» (1 Царств 1:1 – 12).

Анна посвятила своего будущего сына в назореи Божьи. С посвящёнными детьми Бог работает особенным образом. Вообще, всё то, что мы Богу посвящаем, Он использует это особенным образом. Иногда мы у Бога что-то просим, а что мы Ему обещаем взамен? Есть у нас хоть что-то, что мы посвятили Ему?

«Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста её; и как Анна говорила в сердце своём, а уста её только двигались, и не было слышно голоса её, то Илий счел её пьяною. И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? Вытрезвись от вина твоего. И отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я – жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом; не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе. И отвечал Илий и сказал: иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твоё, чего ты просила у Него» (1 Царств 1:12 – 18).

Священник не разобрался в ситуации, подумал, что она пьяна, но Бог разобрался. И хотя Илий был не особо усердным в качестве священника, и дети его творили гнусные дела, но Бог действовал через священника. Уста священника произнесли определённое слово, и это слово исполнилось. Через некоторое время рождается у неё сын, которого назвали Самуилом. Она его вскормила молоком и по своему обету должна была отдать. Это сложно. Но я заметил: как только мы  начинаем присваивать что-то, посвящённое Богу, так всё это превращается в ничто, начинаются проблемы в нашей жизни. Когда Самуил подрос, с ним заговорил Господь. Бог говорит с назореем, посвящённым человеком! И только тогда, когда он войдёт в определённый возраст. Духовный возраст.

Иоанн Креститель был назореем Божьим. Его отец Захария и мать Елисавета были люди преклонного возраста и не имели детей. Но они были людьми посвящёнными. «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (От Луки 1:13 – 17).

Бесплодие это родовое проклятие. Слава Богу, что мы можем эту нить, тянущуюся из прошлого, разорвать. Через нашу жизнь, через наше посвящение проклятие разрушается и приходит благословение, и последующие роды будут не проклятыми, а благословенными. Они ходили пред Богом, и Бог увидел их сердце. В хорошую почву Бог даёт семя. Если что-то Бог рождает через нас, Он даёт всё необходимое, чтобы этот плод возрос. Он даёт средства, Он даёт силу, Он даёт помазание. Для этого мира Иоанн был неординарным человеком. Он жил в пустыне, питался акридами и диким мёдом. И когда он вышел из пустыни, он стал проповедовать не слащавые речи, а огненные призывы к покаянию.

Когда приходит Божий Дух, нам становится стыдно за своё греховное состояние. Но это нам надо, потому что когда Бог производит Свой суд, время заканчивается. Поэтому нам нужно себя приготовить – покаяться, исправиться. Чтобы на Суде предстать перед Ним в чистоте сердца. Мы также должны молиться за наших близких, чтобы обличение Святого Духа коснулось и их тоже. Потому что никто за них так усердно ходатайствовать не будет, как мы. Надо, чтобы Лазарь воскрес. Если человек мёртв во грехах своих, тогда всё его богатство, всё его положение не имеют никакого значения.

Итак, в чём заключались принципы назорейства? – Во-первых, назореи добровольно отказывались употреблять вино. Не запрещалось. А именно добровольно. Почему мы не должны пить алкогольные напитки? – «Всё мне позволительно, но не все полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Коринфянам 6:12). Люди пьют алкоголь, чтобы изменить своё внутреннее состояние, улучшить настроение. Алкоголики пьют уже из-за своей зависимости. А мы, верующие, совершенно не нуждаемся в каких-либо химических веществах, чтобы улучшить своё настроение! Мы исполняемся Духом Святым, и это производит небесную радость и мир в нашем сердце. Это называется «пить новое вино».

Второе – назореи должны были растить волосы на голове. В Ветхом Завете было не позволительно мужчинам растить волосы. Сейчас стало модным растить длинные волосы, и вообще, вести распущенный образ жизни. Вводится так называемая толерантность. Мужчины не только волосы отращивают, но уже хотят и иметь сексуальные отношения с другими мужчинами. Это называется свободой личности. Хотя на самом деле это компромисс с грехом и потакание своим плотским похотям. Мало ли что мне нравится! Существуют определённые духовные принципы, которые надо соблюдать. Если мы желаем наследовать спасение и вечную жизнь.

Почему же, когда было запрещено растить волосы, назореям, наоборот, предписывалось это делать? – длинные волосы для мужчины – символ бесчестия. А в Новом Завете говорится: «Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» (Евреям 13:13). Мы, конечно, не должны отращивать волосы на голове. Это говорится о том, что человек, посвящающий себя Богу, должен быть готов принять всё то поношение, которым мир хулит Христа и Его последователей.

Третье – назорей не должен оскверняться прикосновением к мёртвому телу. В Новом Завете это говорит о том, что в общении с неверующими людьми мы не должны входить в «переливание» с ними, нас не должны трогать все те мёртвые вещи, которыми они живут. «Дружба с миром есть вражда против Бога» (Иакова 4:4). Между нами должен быть крест. Что это значит? – В древности был особый вид казни. На спину к преступнику привязывали труп умершего, и он с ним ходил, пока сам не умирал от заразы. Но если бы между живым и мёртвым телом был деревянный крест, тогда заражение не могло бы перекинуться на живого человека. Ветхая природа в нас есть, и это мёртвая природа. И внутри нас есть крест между этой мёртвой природой и новой природой Бога. Поэтому мы не должны жить жизнью этого мира.

Мы должны это понять, это принять и посвятить себя. Очень важно, чтобы мы были не просто христианами, а были посвящёнными. Тогда Бог будет с нами говорить. Если человек себя не посвящает, Бог с ним говорить не будет. Человек живёт мирской жизнью, нечестием занимается, и ждёт ещё, чтобы Бог с ним заговорил? – Да, никогда. Это касается верующих. Бог это не игрушка. С Ним играть нельзя. Давайте, мы оставим неправильные вещи в своей жизни! Давайте, будем исполняться Святым Духом! Давайте, будем по-настоящему находиться в Завете с Богом! Давайте, будем назореями Божьими, то есть, людьми, целиком посвятившими себя Богу! Аминь.