Пропавший без вести

Старый Лео
 Я проснулся из-за возникшего шума во время остановки поезда на какой-то станции. Лучики солнца пробились через щель меж шторок вагонного окна и защекотали моё лицо. Но всё-таки хотелось ещё поспать и досмотреть прерванный сон. Я накрыл голову одеялом. Примерно через минуту резкий толчок трогающегося состава дал понять, что сон мне досмотреть не удастся.
  Сев за столик, я нащупал ногой свои шлёпанцы. Пожелал доброго утра попутчикам, которые ехали со мной в плацкартном вагоне. Однако женщина сидевшая напротив меня пренебрежительно отвернулась, не ответив мне взаимностью. Она отвела обиженный взгляд к окну. Я сразу же понял, в чём дело.
 

Осенний поезд

 Была середина сентября, когда я ехал в Крым. В это время обычно едет туда очень много молодёжи, не обременённой учёбой и люди пожилого возраста. В нашем вагоне ехали две подруги, обоим лет по двадцать – двадцать пять и они в первый же день изрядно напились. Ближе к ночи они начали искать приключения, бегая с одного конца вагона в другой на перекур. Девушки они были не замужние и кокетливо заводили разговор со всеми пассажирами. Я не буду долго рассказывать, как мы завели разговор, но в итоге мы познакомились за игрой в карты. Знакомство носило довольно таки условный характер, так как мы знали, что очень скоро расстанемся и вряд ли когда-нибудь ещё друг друга увидим.
  Мы играли в карты, общаясь на разные темы, и они уже смотрели на меня, как на старшего брата. И я начал думать о своём предназначении в этом поезде. В последнее время, начитавшись книг с философским уклоном, во всём и где бы не оказывался, думал о том: «Зачем я здесь?» И я решил, что оно будет в том, что эти девчонки доедут без ненужных им приключений, а завтра их встретят на перроне и это уже будет не моя забота. Да и что за дорога без весёлых попутчиков? По своей работе, мне частенько приходилось перевозить грузы из разных городов. Я всегда подбирал голосующих на обочине людей. Во-первых, помогал людям, а во-вторых, во время длительной поездки я нуждался в собеседниках. Лучшими собеседниками всегда оказывались молодые люди, путешествующие автостопом.
  В поезде же возникла проблема, которая была в том, что напротив меня и на верхних полках над нами ехали довольно таки взрослые люди, которые не могли уснуть из-за наших хихиканий.  И как мы не старались общаться чуть ли не шепотом и сдерживать смех, всё же дождались замечаний и жалоб от соседей.
  И вот настало утро. Люди просыпались и занимали очередь в туалет. Мои соседи выглядели не выспавшимися. Я чувствовал себя виноватым. Женщина лет пятидесяти сидела напротив и смотрела молча в окно, придерживая рукой край занавески, как бы прикрываясь от меня. Я промолвил следующее:
  - Извините. Мы не дали вам поспать.
 Она пожала плечами и продолжала смотреть в окно. Наверное, в её представлении, я оказался изменником, который, не успев выехать из дому, оставив там семью, начал заводить знакомства с молодыми девушками. Но как же ошибочны, бывают иногда мнения людей. Тем более, я ехал не развлекаться в ночных ресторанах, а собирался в поход по горам Крыма. О нём и будет эта история, но прежде я расскажу, как я доехал, поскольку по ходу рассказа мне придётся вспомнить этот случай.
 Сосед с верхней полки спустился, вынул из сумки завернутую в фольгу курицу.  Старушка с бокового места тоже достала свой завтрак в пластиковом контейнере и попросилась к нам за столик. Зашуршала фольга и газетка, служившая скатертью. Запахло варёными яйцами, жареными котлетами и, конечно же, жареной курицей. Неловкое молчание продолжалось. Чем-то эта женщина напоминала мне мою мать, и я подумал о том, как бы я поступил, если бы я обидел её. У женщины не было с собой еды и у меня тоже. Я достал свою кружку, встал с места спросил у неё:
 - Хотите чаю?
Впервые за утро она взглянула мне в глаза и я, не дав ей сказать слова, настойчивым тоном, но в то же время очень вежливо произнёс:
 -Сейчас принесу.
 Быстро развернувшись, направился к проводникам, но, сделав пару шагов, я остановился, повернувшись, спросил, словно чеширский кот из сказки широко улыбнувшись:
 - А может лучше кофе?
 Наконец то она улыбнулась и слегка кивнула головой, что означало – «да».  На душе стало легче. Я принёс кофе, и мы словно помирились. Словно, - потому что на самом деле и не ссорились.
 Дальше, мы ехали в молчании, и лишь стук колёс да дребезжание ложек в стаканах разбавляли неловкую тишину. Я погрузился в мысли о предстоящей экспедиции.
 А поезд тем временем подъезжал к пункту назначения. Люди начали суетливо собирать свои вещи.


Попутчики

 Я приехал на два часа раньше намеченной встречи. Попрощался с девчонками из поезда. За ними приехал их знакомый и мы, пожелав друг другу удачи, разошлись в разные стороны.
 Я направился в сторону рынка, который скрывался за торговыми ларьками. Мне надо было прикупить несколько необходимых вещей: батарейки для фотоаппарата, бандану на голову, да ещё чего-то по мелочи. Отоварившись и скоротав время, я пришёл на место встречи.
 На том месте уже собралась группа людей. По огромным рюкзакам я понял, что следующие шесть дней я проведу в компании с ними. В той вокзальной суете, они явно отличались от остальной толпы приехавших и отъезжающих отпускников. Вот прошли мимо меня супружеская пара с двумя детьми, которые уже успели изрядно перенервничать. То ли ещё будет, ведь дети у них не послушные. Молодая пара тащит за собой чемоданчики на роликах, которая будет нежиться на пляже, а вечера проводить в барах. Старушка тащит, казалось неподъёмные сумки, которые вот-вот лопнут по швам. Местные таксисты, крутя на пальцах ключи от машины, хищным взглядом всматриваются в глаза приехавших.  Можно очень долго рассказывать про людей, которые оказались на вокзале по той или иной причине. Мне же предстояло присоединиться к молодым ребятам, которые стояли неким островком вокруг сложенных друг к другу рюкзаков, готовые к любым приключениям, а именно к трудным, изнурительным подъёмам и сложным спускам в горах - ждали своего часа. И не было ни капли сомнения в их глазах, что они выбрали именно тот вид отдыха, хоть и предвкушали о предстоящих им трудностях. Наоборот, глаза их сверкали азартным блеском. Рюкзаки же напоминали собой безмолвных истуканов, которые как часовые стоят спина к спине, смотрят во все стороны света и ждут, когда «оседлав» своих  хозяев отправятся в путь.
 Вот приехал организатор нашего путешествия. Вместе со своим знакомым - парнем внушительных размеров, он притащил четыре огромные сумки, набитые продуктами, которые в итоге раскидали на наши одиннадцать рюкзаков.
 Мой рюкзак изрядно потяжелел, набрав ещё несколько килограммов, и мне стало тревожно, когда почувствовал его новый вес  на своих плечах.  Затем, сделав групповое фото  на память, мы выдвинулись в сторону автовокзала. Надо было проехать на автобусе до начала нашего маршрута.
 Кстати, про предстоящий маршрут не знал никто, потому я и назвал наш поход – экспедицией. Маршрут мы сочиняли практически на ходу. Среди нас были знатоки тех мест, и ходить стандартными маршрутами им наскучило. Потому каждый вечер, сидя у костра, раскинув карту, они высматривали на ней тропинки и решали какой из них мы пойдём на следующий день. 
 И вот, запихав свой потяжелевший рюкзак в автобус и усевшись рядом с ним, я по новому прочувствовал тяготы этого путешествия, которые мне придётся преодолеть.
   


Реальность

 - Я не хочу тормозить вас! Лучше идите без меня! – Еле переведя дыхание, выкрикнул я. Казалось, что сердце расколотится о грудную клетку, а лёгкие взорвутся, и я начну кашлять кровью.
- Мы пойдём вместе! – Услышал я голос проводника, где-то из-за зарослей кустов в пятидесяти метрах от меня.
 Ребята ушли уже далеко вперёд, а мне не по силам оказался такой темп с не привычки в горку. И лишь проводник, по имени Андрей, где-то в десятках шагов ждал, пока я отдышусь.
 - Давай. Ты сможешь. – Уверял он меня.
 А я не мог понять, как и где набраться сил и заставить свои лёгкие качать нужное количество кислорода в мышцы. А ведь это было только начало пути. Моя одежда промокла насквозь. Кажется, городская жизнь убегает из меня солёными ручьями. А может, мой организм ещё не научился вырабатывать нужное количество углеводов?  Романтизм мыслей об экспедициях и походной жизни закончился, наступила суровая реальность. Устали плечи, ломит ступни, а на душе скребут кошки. Скребут, потому что я не привык так быстро сдаваться и надо что-то придумать.
 На камни нельзя садиться - они забирают тепло. Вот деревце, лучше прижмусь к нему и дам телу немного отдохнуть. Где-то я читал, что так можно зарядиться энергией.  Сейчас, ещё минутка и я пойду дальше, а скоро откроется второе дыхание. Но порой кажется, что уже закрылось последнее. Произнёс молитву: «Владычица наша, наша Надежда, Звезда Путеводная, свети нам среди мирских бурь и приведи нас к гавани. Защити нас в пути Твоим утешительным присутствием, пока мы не сподобимся с ликованием вознестись к вечной радости. Аминь».
 Увидел рядом лежащую палку напоминающую посох паломника, взял его в руку и перекинув часть веса на неё я двинулся дальше.
 Ребята устроили привал на одной из вершин, фотографируясь на фоне красивых пейзажей. Я скинул рюкзак с мыслями, что есть возможность хорошенько передохнуть и набраться сил. И стоило мне только присесть, как Андрей предложил идти дальше. От такого сюрприза я лёг на спину и громко засмеялся. Все недоуменно посмотрели на меня.
 - Идите… Я догоню. – Смеясь, сказал я им.
 Слегка встревоженным моей неподготовленностью, им явно понравился мой позитивный настрой.

 Невероятно, но я прошёл всё же маршрут первого дня и вот он лагерь. Значит - пройду и дальше. Разбиты палатки, разжигаем костёр. На ужин будет гречка с тушёным мясом. Какая же сытная вода в роднике.
 -Как ты? – Поинтересовался Андрей.
Я вспомнил сказку о русалочке.
 - Как русалочка.
 - Почему как русалочка?
 - Что ни шаг, то боль. Что ни шаг то боль… 
 Мы посмеялись.
 - Сон всё лечит. – Сказал он с доброй улыбкой на лице. 
 Наступила ночь. Упаковавшись в спальный мешок, я понял, что ночь будет не лёгкой. Ещё более серьёзное испытание ждало меня впереди.
 Ноги ныли, все косточки на моём теле болели так, словно мною играли в футбол. Поднималась температура. Видимо организм пытается справиться с таким сюрпризом. Всю ночь я ворочался. Спальный мешок ограничивал моё пространство, я просыпался и потом долго не мог уснуть. Я лежал и слушал, как шелестит листва от ветерка, словно заигравшегося в буковой роще. Это природа, наверное, смеётся надо мной. Как же я жалко выгляжу, поглощённый цивилизацией и прирученный к ней человечек. Что заставило меня прийти сюда? Нужно было проверить или найти себя? Я же был так уверен в своих силах. Почему я купил рюкзак, а не чемодан на колёсиках?
 Среди ночи, какая то букашка заползла ко мне в гости. Она бродила по моей спине, цепко цепляясь своими лапками, словно проверяла меня на стойкость. Что бы достать её, мне пришлось бы изрядно напрячься, а сил и так не было. Тем более не хотелось будить ребят, и кто его знает, что за тварь бегает по моей спине. Быть может это муравей, а может и скорпион. Я не знал, водятся ли ядовитые насекомые в этих местах. Я смирился и вообразил себе, что это вид экзотического массажа. Через некоторое время, букашка выползла из-под майки в районе воротника. Высвободив аккуратно руку из спального мешка, я резким движением скинул её с себя. Гостем оказался безобидный древесный жук, который потом был выпущен на волю.
 Рассвело. Я вылез из палатки, как червяк после дождя на свежий воздух. Все ещё спали. Умылся у родника, и это ободрило.  Собрал хворосту, развёл костёр. Было около шести утра, когда лагерь начал просыпаться. Я же не выспался, но и понимал, что уже не посплю.
 Отремонтировал фонарик, который сломал накануне, споткнувшись в потёмках о корягу. Приподнялся боевой дух. Вкусный завтрак. Как же я раньше не замечал всей прелести геркулесовой каши? Раньше на неё просто смотреть не мог. До службы в армии я был очень привередлив к еде. Но там геркулесовой каши просто не было в меню.
 Тогда у нас были марш-броски и многокилометровые дозоры вдоль границы. Прошло двенадцать лет с тех пор, а я словно опять в армии. Нет, мне сейчас намного тяжелее. Я на грани. Сижу и не знаю – где и как набраться сил. Тогда у нас была возможность, и выспаться и отдохнуть и даже с удовольствием сделать перекур. Сейчас же, все табачные смолы, осевшие в моём организме, сжигали меня изнутри. Уже год как я бросил курить, но ощущение такое, что это было только вчера. Больше никогда я не возьму в руки сигарету. Я вспомнил, как избавлялся от этой заразы.
 
 Купив дорогую кубинскую сигару в металлическом футляре, я ушёл в лес. Раскурил её целиком. Сначала аромат мне нравился. Но, прокурив визуально определённый центр сигары, она мне стала противной. Не смотря на тошноту, я всё же выкурил её до конца. Затем голыми руками выкопал для неё «могилу». Упаковал обратно в футляр окурок сигары и уложил на дно вырытой мною ямки. Засыпал землёй, сделал подобие надгробия из куска древесной коры. Нарвал, каких то маленьких цветочков и возложив их, произнёс: «Покойся с миром моя вредная привычка и не вспоминай меня боле». Встряхнув руки и землю с брюк. Ушёл и забыл про то, как сигареты до сих пор соблазняли меня.

 Двинулись в путь.  Иду уже не пытаясь - не отставать. Отстаю от них, но иду в не изнуряющем темпе.  Они на каждой возвышенности останавливаются и ждут меня. Проводник рассказывает им про вершины и легенды связанные с ними. А горы вокруг нас  словно так и пытаются завлечь каждая на свою вершину и похвастаться своей красотой.
 Вот подхожу я весь мокрый от пота. Стоять нельзя, холодный ветерок сразу продует. Если заболею, то на этом всё и закончится. Идём дальше и я опять отстаю. И так до вечера.
 Опять ночь. Снова не могу уснуть, тело болит. В голове всё те же мысли: «Кто я? Ради чего я здесь? Как уснуть?» Так прошло три дня.
 Под конец третьего дня, на одном из подъёмов я выбился из сил. Сбросил рюкзак, завалился на траву и попросил ребят не ждать меня.
 - Не маленький я. Не потеряюсь. Мне надо хотя бы час передохнуть.
 Мне было неудобно перед ними, и чувствовал себя балластом. Проводник передал одному из них свой навигатор, отметив на нём место стоянки. Они продолжили путь, а Андрей остался со мной. Я закрыл глаза и почему-то вспомнил девчонок из поезда – молодых, жизнерадостных и готовых к любым приключениям. Последовала мысль о своём предназначении.  У меня стоит цель - пройти маршрут. Но теперь мне нужно найти смысл, и это поможет мне преодолеть усталость и не допустить уныние.
 Немного отдохнув, мы пришли на место стоянки и даже успели прийти туда засветло. Лагерь расставлен, ужин готовится, есть время полежать на траве. Устроился поудобнее, глаза слипаются. Метрах в пятидесяти от меня памятник воевавшим здесь партизанам в годы Великой Отечественной Войны. Вот девушка Нина идёт со стороны родника. Проходит мимо памятника, остановилась, посмотрела на него. Идёт в мою сторону.
 - А тут твой однофамилец захоронен. – Подойдя ближе, сказала она мне.

Дед
   
 Во время войны мой дед в составе Таманской дивизии должен был переправиться через Керченский пролив. Именно перед этой переправой он и написал последнее письмо домой. Затем пришла повестка о том, что он пропал без вести. Во время переправы сильно бомбили.  Очевидцы рассказывали, о том, что вся поверхность воды Керченского пролива была в пилотках.

 Я резко вскочил с места как сумасшедший. Словно какие то неведомые силы дали в тот момент такую энергию или открылся какой-то тайный ресурс в моём организме.
 - Что ты сказала?! – крикнул ей.
  Побежал в сторону мемориала. Но, пройдя шагов десять, я встал как вкопанный. Нина давно уже стояла у костра и занималась приготовлением ужина. Неужели мне это приснилось?
 Услышав мой крик, все оторвались от своих дел и смотрели с недоумением в мою сторону.  Объяснюсь потом. Я подбежал к памятнику. Нашёл табличку с фамилиями захороненных партизан в зарослях травы. Очистил. Прочитал. Моих однофамильцев на ней не было.
 Какая-то дрожь пробежала по моему телу. Дрожь была не от испуга, а от какого–то прилива сил, осознания. Да осознания. Оглянувшись и прикусив губу, я осознал, сколько вокруг ещё есть подобных памятников. А вдруг мой дед выжил во время той переправы и ушёл в горы. Вдруг он вступил в партизанский отряд и, отстреливаясь от фашистов, был убит и захоронен где-то в этих горах.
  Но тогда, почему не пришла повестка о его захоронении?  Она могла затеряться. Она могла быть не выслана по многим другим причинам. А вдруг, она пришла, и её не передали его жене, чтобы та со своим слабым здоровьем не вскочила и не помчалась за тридевять земель, да ещё и в горы? Вариантов множество.
  Если вдруг мне посчастливится найти могилу деда, то мой отец с братом наверняка захотят возложить цветы к ней. Ведь они всю жизнь, не смотря на повестку, ждали его. Ждали живым или мёртвым. Нет ничего хуже неизвестности. А сейчас на старости лет они смогут проститься с ним. И я помогу им. Но нужно найти.
  Вот она причина той дрожи прошедшей по моему телу. Я нашёл смысл этому путешествию. Есть идея, и есть цель. И с этой дрожью я почувствовал небывалый прилив сил. 
 Всю ночь я думал об этом. И даже задал пару вопросов Андрею, рискуя его разбудить.  Я понимал, что все памятники в этот раз обойти не удастся. Но ничего, я теперь каждое лето буду приезжать сюда, пока не осмотрю все. А сейчас на нашем пути есть ещё несколько мемориалов.
 
Возвращение в реальность

 Видимо тело начало привыкать к нагрузке и постоянным болям, так как этой ночью мне удалось немного поспать. Опять же я встал раньше всех и занялся сбором хвороста.
 Приготовили завтрак. Поели. Собрали рюкзаки. И только я свой закинул на плечо, как из ближних кустов вспорхнула крохотная птичка. Но как ни странно, она не улетела прочь от испуга. Наоборот, она подлетела к дереву, возле которого стоял я и уселась на ветке, внимательно всматриваясь в мои глаза.   
 Попросил ребят подождать тихим голосом, чтоб не вспугнуть её. Я показал им пальцем на неё, и все полезли за своими фотоаппаратами.
 Не смотря на шум, который создался из-за небольшой суеты, она не улетала. Она даже позволила мне подойти максимально близко и сфотографироваться с ней, когда уже сидел под веткой, на которой, чирикая, припрыгивала она. Птичка всё время смотрела мне в глаза. И что-то тёплое увидел я в этом взгляде. Какую-то порцию благодати я получил в тот момент.  Почему-то он мне напомнил взгляд той женщины из поезда, которая напомнила мне мать. Мать, которая всегда меня поддерживала.
 Я аккуратно вылез из-под ветки, чтоб не потревожить это удивительное создание. Кто-то попытался тоже сфотографироваться с ней, но птичка улетела так же внезапно, как и появилась.   
  Дед, птичка, снова дрожь по всему телу. Я необычайно взбодрился. Правда, идти в этот день было по-прежнему трудно.
 На одном из привалов, мне удалось минут тридцать поспать. Снова переход по красивым горным хребтам, но мне уже шагается веселее. Я уже практически не отстаю. Теперь мысли о предстоящих мне походах и подготовке к ним не покидают меня.
 
 Но вот мы дошли до моря. Наконец-то, разулся и прошёлся босиком по песочку. Тяжесть из ног отступила. Теперь инстинкт тянет в воду. Мы побросали рюкзаки и побежали навстречу волнам. Некоторые из нас раздевались на бегу. Радость и торжество духа наполняют плоть при встрече с волною. Вдоволь наплававшись, выбрались на берег. За ужином открыли  бутылку коньяка, разлили поровну на одиннадцать человек. Есть повод отметить, ведь завтра нам нужно будет расставаться.
  Звёздное небо над головами с ярко выраженным млечным путём, словно загипнотизировало нас. И мы легли спать прямо на пляже, не устанавливая палаток.
 Засыпать под открытым небом – нечто необычайное. Вокруг темнота – хоть глаз выколи. Небо же, всё в сиянии созвездий, которые словно актёры театра выступают перед нами – зрителями, сидящими в тёмном зале.
 Многие народы в мире верят в то, что звёзды это души умерших людей, которые ждут своего часа. Возможно, там и дед мой сейчас смотрит на меня и улыбается. Да, если он видит меня, то однозначно улыбается.  И я знаю почему.
  Я погрузился в глубокий сон.

День шестой

На шестой день Бог создал человека и был вполне доволен своим творением…

 Я же на шестой день проснулся необычайно счастливым и бодрым.  Я не чувствовал никакой боли. Только огромные мозоли на ступнях ног напоминали о недавних мучениях.
Но присутствовало какое-то непонятное чувство, скорее какой-то позыв. Позыв идти дальше. Я вспомнил, как ребята меня подбодряли, и как ждал второго дыхания. Как же мне повезло, что именно они оказались в этой группе.
 Это был последний день нашего путешествия. Мы шли по необычайно красивым местам. Я уже не плёлся позади, а шёл впереди. Взбегая на вершины, даже пританцовывал.

  Ну, вот мы и дошли. Как жаль, что нужно уже прощаться. Только мне стоило обрести себя и получить возможность стать полноценным членом команды. Хотя, наш проводник говорил, что таких как я, он называет - «голосом разума».  Значит всё не спроста. Для меня это было испытанием, а для них я был неким датчиком. Потому что, если у меня хватило терпения, то возможно кто-то был уже на грани и, смотря на меня, он понимал, что бывает и хуже. А более опытные понимали, что им по возможности нужно избегать опасные тропы.
 Выпив по кружке местного вина, мы попрощались, оставив друг другу свои адреса электронной почты. Девушка пару дней, назад пошутив, что это мой последний поход, прощаясь со мной - сказала:
 - Я ошиблась. Это был твой первый поход.
 В последние дни я наслушался лестных слов о себе. Было как никогда приятно. Был бы маленьким мальчишкой, наверное, запрыгал от радости, или завилял бы хвостом - будь я собакой.
 Мы прощались. История нашего похода подошла к концу, а я стоял воодушевлённый тем, что обрёл. Обрёл идею. Обрёл предвкушение новых походов, испытаний, а значит и новых историй. Обрёл осознание. Осознание того, кто я и зачем я здесь. Кому я нужен, кто меня ждёт и кому я безразличен. И благодаря этому ощутил свой центр своей собственной вселенной. Ведь я был тоже своего рода без вести пропавшим, отдавая всё своё существо сугубо работе, деньгам и непонятным удовольствиям.  И уже ни капли не сожалел о выбранном рюкзаке вместо чемодана на колёсиках.    
 
 P.S. Я продолжил поиски возможной могилы деда. Но это уже другая история.