Мое ивату

Евгений Щукин
На снимке: Команда училища по стрелковому  спорт на первенстве Заб.ВО
           г. Чита,1956 год. Я третий  слева во втором  ряду.

Как  родным домом стало ИВАТУ.

В 1954  году в октябре  месяце меня призвали в ряды Советской Армии.   А до этого  знаменательного события, я успел  в  Перми  окончить  техникум и несколько месяцев поработать в городе Киров, сейчас Вятка, мастером электроцеха  на заводе  п/я 608.

Наш состав из десятка  теплушек, с  контингентом в 60 призывников, с двухразовым питанием, простаивая  подолгу  на запасных  путях каких-то станций, 22-е суток тащился через всю Сибирь в  Приморский край, – в город  Ворошилов-Уссурийский.

Через  месяц курса «Молодго  бойца» в месечке Липовцы  я  был  направлен в ШМАС, (школа младших авиационных специалистов), прославленного песней города Спасск-Дальний,    учиться  на механика  по обслуживанию самолета МИГ- 15.

Этот период солдатской  жизни мне запомнился тем, что мы все время ощущали голод.  Радостным  днем был день получения денежного довольствия, (3-х рублей), которые тотчас тратились на буханку черного хлеба и кулечек сахарного песка, – лакомства голодного солдата.

Где-то в марте 1955 г. я  на территории части встретил нескольких моряков и узнал в них курсантов Пермского ВМАТУ,  приехавших набирать  кандидатов для поступления в училище.

Честно признаться, я совсем не собирался  быть офицером, но соблазн побывать  в Перми – дома, заставил  пойти к командиру роты и написать рапорт.

К сожалению,  Пермяки ошиблись номером части, и ни кого от нас не взяли.  А вот через неделю, когда пришла разнарядка  из нескольких училищ, (и летных и штурманских), мне не удалось отвертеться,  пришлось дать согласие  поступать в ИВАТУ.

Хотя мысль была такой: – все равно быть солдатом придется 3 года, а  поступлю -  не поступлю, служба-то все равно пойдет!

Вот таких кандидатов в  училища, в нашего   частях В.О. набралось 75  человек, и всех нас  направили  в Ворошилов-Уссурийск.   Там мы должны были пройти медицинскую комиссию и показать наличие знаний  на  уровне средней школы.

Если медицину  наш молодой организм  выдержал,  так в отношении  нвших  знаний, вышел конфуз: за диктант и математику - были получены  75 колов и двоек!  И по другим предметам  у многих  солдат  - было не лучше.

Правда, мне по физике удалось получить 4-ку,  билет попал   с вопросом о доменном процессе,  все же работа  моя на заводе не  пропала  даром.

Конечно, надо  бы было  всех нас   отправить обратно в части, но командование уже доложило высшестоящему командованию  о выполнении плана  и, выдав нам проездные документы, по 3 рубля денежного довольствия  и скудного  сухого пайка, (в виде  одной буханки хлеба с двумя  баноками  кабачковой икры),  мудро решило   избавиться от нас.
 
Поезд до Иркутска шел 3-е суток. Давно были истрачены деньги, съеден хлеб и кабачковая икра, (позже, я лет 10 не мог даже смотреть на нее), в последние сутки нас подкармливали сердобольные пассажиры.

Город Иркутск  встретил нас  весенним теплым и солнечным днем. Нам понравился город, территория училища: красивый центральный корпус,  стадион, все в зелени и удобные светлые  казармы.

Почувствовали мы   разницу в рационе  пиатния, и,  что для нашего возраста было  немаловажно,  почувствовали  заинтересованность  к нам,  иркутянок,- наших ровестниц.  И  решение  было  принято, - остаюсь в ИВАТУ и  через 3 года стану офицером!

Правда, для этого  надо было еще поступить, -   осенью, на равных с  выпускниками школ, успешно сдать экзамены.
 
Училище организовало нам  подготовку по нужным  предметам, и одновременно  стало готовить  нас, уже поевших солдатской каши, на   младших  командиров.

Нас  направили  под командование капитана Василевского,  - отличного строевика, подтянутого,  несколько щеголеватого в ношении офицерской формы  и  в общении с нами   шутливо - «приблатненного». 

Мне легко давалась учеба,  а со строевой  и спортивной подготовкой, вообще проблем не было.  Капитан Василевский,  (Костя-блатной,  как  уважительно, мы его окрестили,  да простит  нас  его прах, за это), после безупречно выполненных    строевых  приемов,   обычно отпускал меня  и других,  поваляться  на травке,  продолжая жестоко дрессировать неумех.

Мы отъелись на курсантских харчах, загорели на летнем солнышке, окрепли физически и, без особого труда,  сдали вступительные экзамены.

Мне присвоили звание -  младший сержант  и направили командиром  классного  отделения  в 6 роту  майора Бакалова. Чуть позже мне доверили  уже курсантский взвод в этой же роте,  повысив в звании до старшего сержанта.

Месяц помощи колхозам в сборе урожая,  пролетел незаметно  и началась учеба!Учебный процесс училища был организован так, что только  совсем уж  дурак,  мог не освоить  учебного материала.

Правда,  не  все,  вчерашние  десятиклассники,  легко вживались в распорядок курсантской жизни.  Вскоре проявили себя  злостные  нарушители дисциплины,  любители выпить, - таких сразу же отчисляли  из училища  и направляли  рядовыми в  воинские части.

Я   же легко  втянулся в учебный  процесс и распорядок  дня, учиться  было интересно, было где отдохнуть в  самом  училище и в голродском увольнении.

Мне запомнился первый курсантский бал с приглашенными студентками из  мединститута и института иностранных языков.

После такого бала  для многих курсантов  появилась желанная цель - хоршо учиться и каждую субботу пойти в город,  получив увольнительную  записку. Я храню, как реликвию, одну из них.
               
Три года учебы пролетели как один день. Были успехи, были и огорчения. Успехом считаю, - свое   участие в сборной команде по пулевой стрельбе  и успешное выступление на первенстве Заб.ВО. с результатами выше  первого  спотивного разрояда.
               
Огорчением было, – случайный выстрел в сержантском карауле  и разбор  этого  ЧП в кабинете генерала Щелочилина, с последующим снятием  меня с должности  помощника командира взвода. Правда, звание ст. сержант  мне было оставлено.

Последний курс я оканчивал в  другой  роте,  опять же под командованием,  уже  майора, Кости Василевского. Его роту  перевели на специальность  – АО, а мне,  имевшему  гражданский диплом техника-электрика, сам бог  велел там  учиться.

Красного диплома получить не  удалось,  председатель госкомиссии, (инженер из действующей  части), экзаменуя меня, подловил на вопросе  из практики  и поставил 4-ку.   Что-ж, не судьба!

А дальше,  -  тысячи выпускников ИВАТУ прошли через это:  томительное ожидание Приказа МО, распределение по частям, торжественный выпуск и  вот - долгожданный  стук колес, с каждым  километром приближающий к дому,  к маме, к любимой девушке! А, после  месяца  отпуска,  далее, - к первому месту офицерской службы!

Моя служба началась так: 1958 год – город Тула, полк ВТА,   бортовой техник по АДО  на самолетах АН-8 в экипаже командира дивизии генерала Княжева;

1963-67 г.г. Бортовой техник–инструктор, переведен в г. Кировабад для переучивания вновь созданного полка,  на самолетах АН-8; 
            
1967 по 1974 г.г. –  г. Кривой Рог, бортовой техник по  АДО самолета АН12, с августа 1968- участник боевых  дел, ушел с летной работы и назначен начальником группы объективного  контроля полка, (группа ОКЗС  - "Черные ящики), в звании капитан;

1974 по 1981 г.г. – Кривой Рог,  Начальник  Физической подготовки и Спорта   6-й  Гвардейской, Запорожской, Краснознаменной, Ордена Богдана  Хмельницкого дивизии ВТА, Мастер  Спорта СССР, в звании  майор.

В  августе 1981 года уволен в запас с благодарностью Минитра обороны, с правом ношения  военной формы и пенсией в сумме 222 рубля.

Ныне, с мая 1981 года – тренер по большому теннису,  вырастил 3 поколения юных теннисистов,  мной  подготовлен один  Мастер Спорта Украины, и  7 моих  учеников работают профессиональными тренерами в разных странах.

Дорогие однокашники, выпускники  училища разных лет, от всей души поздравляю с юбилеем  училища,  желаю здоровья, успехов в ваших делах и счастья в  личной жизни.

Честь имею, господа  офицеры!      

                Гвардии Майор  Евгений Щукин.
                2011 г.  Кривой Рог.