Партизан Нестеренко Евдоким Емельянович

Владимир Пузиков
Нестеренко Евдоким Емельянович родился в 1901 году в селе Александрии Благодарненского уезда.

Его отец – Нестеренко Емельян Акимович был бедняком, семья состояла из девяти человек.

Евдоким Нестеренко окончил 3 класса церковно-приходской школы.
Он вспоминал:
«…Учителем у нас был Василий Пимонович. Он оказался революционером, бежал из Александрии, скрываясь от репрессий царской власти.

Церковный поп Александр Баздренко учил нас закону божьему, петь на клиросе, подносить подсвечники во время службы. Уже мальчишкой я разочаровался в религии, не стал верить поповщине. Попы – пьяницы, развратники, в пьяном виде дрались между собой в пономарках, били нас – учеников.

В школу мы ходили кто в чем, в порванных башлыках. Школьные принадлежности носили в холщовой сумке, в которой лежал пенал для карандашей и ручек. Пенал был вырублен из дрючка (куска дерева).
Питались плохо, на обед: лук, серый хлеб, соль. А у богатеев были сало, масло, яйца».

С 1914 по 1918 годы жил в батраках у кулака Федора Никитовича Глущенко.

***

В 1918 году для борьбы с белогвардейцами в Благодарненском уезде стали создавать отряды Красной Армии.

В Александрии организовали красногвардейский конный отряд под руководством бывшего вахмистра царской армии Василия Затонского и батальон пехоты, которым командовали Андрей Кузнецов и Александр Бакаев.

Е.Е. Нестеренко вступил в конный отряд, в составе которого были александрийцы: Гусев Кирилл Иванович, Сапрыкин Зиновий Никитович, Кодинцев Иван, Широких Антон, Ворсин Василий, Евсюковы Иван и Трофим, Пузиков Владимир Петрович (мой двоюродный дед – автор).

В гражданскую войну Нестеренко участвовал в боях в составе 247 полка 28 дивизии 11-й Армии, которой командовал М.К. Левандовский, а комиссаром армии был С.М. Киров.

***

В 1920 – 1921 годах в составе 18-й кавалерийской дивизии 11-й армии участвовал в освобождении Северного Кавказа и Закавказья от белогвардейцев и английских интервентов. 28 апреля 1920 года освобождал город Баку.

Из боевого пути 11-й армии:
«…21 апреля 1920 года командование Кавказского фронта (М. Н. Тухачевский и Г. К. Орджоникидзе) издало приказ, согласно которому 11-я армия 27 апреля должна была перейти границу Азербайджана и овладеть территорией Бакинской губернии.

26 апреля на заседании ЦК Коммунистической партии Азербайджана совместно с Бакинским бюро крайкома РКП(б) был утвержден план вооруженного восстания. Руководство восстанием возложили на Азербайджанский военно-революционный комитет, в который вошли Н. Нариманов, А. Караев, А. Алимов, М. Гусейнов, Г. Султанов и другие.

К началу Азербайджанской операции в состав 11-й армии входили 7-я кавалерийская дивизия, Таманская кавалерийская бригада, две бригады 34-й и 50-й стрелковых дивизий, 20, 28 и 32-я стрелковые дивизии.

Отдельная кавалерийская бригада развернулась в 18-ю кавалерийскую дивизию. Позднее все кавалерийские части были сведены во 2-й конный корпус. В армии имелось шесть бронепоездов.

Прибывшая из Баку группа коммунистов Азербайджана во главе с А. И. Микояном просила командование 11-й армии оказать военную поддержку.
 
     27 апреля 1920 года отряд советских бронепоездов под командованием М.Г. Ефремова с десантом двух рот 299-го полка 28-й стрелковой дивизии начал наступление. Сбив части противника, советские войска в дальнейшем не встретили серьезного сопротивления.

Утром 28 апреля головной бронепоезд «III Интернационал» прибыл на станцию Баку, где его радостно встретили восставшие рабочие.

На следующий день в Баку вошли части 2-го кавалерийского корпуса и 32-й стрелковой дивизии во главе с Г. К. Орджоникидзе, С. М. Кировым, А. И. Микояном, К. А. Мехоношиным и М. К. Левандовским.

Вступление Красной Армии в Баку было отмечено парадом и демонстрацией трудящихся.

В торжественной обстановке командарм М. К. Левандовский вручил отличившимся в последних боях с деникинцами ордена Красного Знамени.

Награждены были командир 283-го полка 32-й стрелковой дивизии С.С. Закота, красноармеец того же полка И.В. Лагутин и многие другие.

     Начавшая 27 апреля наступление 7-я кавалерийская дивизия вскоре заняла Кубу, Кусары, Шемаху и Ахсу. К середине мая части 11-й армии при активной помощи трудящихся Азербайджана ликвидировали основные силы мусаватистских  банд».

Зимой 1921 года Е.Е. Нестеренко получил сильное обморожение, попал в госпиталь № 103 города Баку, затем в госпитали Ростова, Новочеркасска.

После выздоровления, в конце 1921 года служил в штабе Донского военного округа, в январе 1922 года демобилизовался и прибыл на родину.

***

Е.Е. Нестеренко вспоминал:
«…В 1921 – 1922 годах в стране был голод. Зимой 1922 года в Александрии хоронили ежедневно десятки людей. Мне пришлось продать все, чтобы спасти семью, мать и двоих малышей, от голода.

Председатель Александрийского сельсовета Иван Затонский и секретарь партийной ячейки Зиборов принимали меры для спасения людей.

Я был членом комитета бедноты. Мы выдавали населению семена ячменя и яровой пшеницы на посев, но почти никто не сеял, люди спасались этим зерном от голодной смерти».

В 1923 году состоялись выборы в местные Советы депутатов трудящихся. Е.Е. Нестеренко избрали членом Александрийского сельсовета, а с 1924 по 1929 годы он работал налоговым инспектором.

***

В эти годы на хуторе Терновая Балка была организована коммуна «Красное знамя», с 1935 года – одноименный колхоз. На хуторе Ключи – коммуна «Красный Ключ», с 1932 года – колхоз «Красноармеец».

В селе Александрии организовали колхоз «Красный партизан», в который вошли 17 бригад. Председателем колхоза избрали Шуваева Родиона Федоровича, заместителем – Нестеренко Емельяна Евдокимовича.

Коллективизация проходила в трудных условиях. Кулаки срывали выполнение работ, агитировали людей не вступать в колхоз, забирать свой скот.

Банды Мартынова из Сухой Буйволы и Ключкина из села Медведского (ныне Гофицкого) стреляли в активистов.

Из воспоминаний Е.Е. Нестеренко:
«…В 1930 году был неурожай, часть скота, лошадей направили на Черные земли. А там зимой были сильные морозы, метель, скот почти весь погиб.

Весной 1931 года пахали на коровах, которых брали у колхозников. В упряжке коровы не привычны, они набивали шеи, отказывались давать молоко.

Многие колхозники были недовольны, но нужно было сеять, сдавать хлеб государству. Председателем колхоза тогда был Ф.Д. Лелеков.

***

Затем из колхоза «Красный партизан» выделились колхозы «Первое мая» (председатель Лукин Тимофей Михайлович), «1-я конная армия» (председатель А. Тарановский, затем Сериков) в селе Александрии и колхоз имени Ворошилова (председатель Бузов Андрей) на хуторе Алтухове».

***
               
В 1931 – 1932 годах Е.Е. Нестеренко обучался в сельскохозяйственной академии имени Андреева в г. Новочеркасске.

После учебы в качестве уполномоченного по заготовкам участвовал в изъятии хлеба у зажиточных казаков в донских районах Ростовской области.

Летом 1933 года попросил руководство направить его в Благодарненский район.

С 1933 по 1942 годы работал в районном земельном отделе: государственным ветеринарным инспектором, затем главным зоотехником, заместителем заведующего, заведующим райзо.

В 1936 году участвовал в городе Москве во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

***

Е.Е. Нестеренко о репрессиях:
«…В 1937 году в период культа личности арестовывали  и сажали в тюрьмы невинных людей, в основном актив, коммунистов. Эту гнусную работу проводил начальник НКВД Емельянов.

Арестовывали, избивали большевиков: секретаря райкома партии Лабакина, председателя райисполкома Крутько, заведующего райзо Рындина Михаила, директора межрайкома Анкудинова (убили), Мартынова Михаила Ивановича и многих других.

После ареста руководителей райзо, заведующим райзо назначили Василия Трофимовича Жерлицина, а меня – его заместителем.

Председателем райисполкома назначили Рыжова Григория Ивановича, секретарем райисполкома – Кожевникова Ивана, секретарями райкома партии – тов. Моисеева, С. Золотарева».

***

В июле – августе 1942 года, будучи в должности заведующего райзо, Е.Е. Нестеренко организовывал эвакуацию скота, тракторов и другого имущества. Зерно раздавали колхозникам для питания и сохранения до прихода Красной Армии.

В своих воспоминаниях Е.Е. Нестеренко описывает три крупных боевых операции партизан, в которых он принимал непосредственное участие: под Ачикулаком, в селах Владимировке и Величаевском.

Вот как он показывает Величаевскую операцию:

«…В селе Величаевском Левокумского района фашисты собрали совещание старост и полицаев.

Пропустив автомашины с немцами, тачанки со старостами и полицаями, легковую машину Буденовского бургомистра, отряд под командованием М.И. Мартынова перекрыл дороги в село.    
 
В.Т. Жерлицин, Н.А. Попов и я – Нестеренко находились в центре села. С появлением легковой машины с бургомистром и его заместителем, мы из автоматов дали очередь, оба офицера были убиты, шофер ранен.

Он оказался предателем Родины, по распоряжению командира расстрелян. В этом бою были уничтожены все немцы на автомашинах, все полицаи-предатели.   

После боя партизаны провели собрание с населением, заверили их, что немцы будут изгнаны из пределов нашей Родины, войска Красной Армии и партизаны скоро освободят Ставрополье.

Все награбленное немцами, мука, крупы, масло, мясо, вино, передано населению».  (Л 40) 

2010 г.     г. Благодарный