Америка 52. Классы

Игорь Телок
В начале 21-го столетия в США опять начался разговор о классах. 20-й век избавил страну от них, от классовой борьбы и прочих марксистских штучек. А сейчас – опять.

1. Великий изобретатель Генри Форд нанес смертельный удар по классовой системе США. Он удвоил своим рабочим зарплату, выведя их в средний класс – то, что называют противым словом «буржуазия». Рабочий на конвейере перестал быть пролетарием, получая зарплату профессора в колледже. Каково?
2. Могучая автопромышленность США последовала за Фордом. Рабочие автозаводов первыми покупали сделанные своими руками автомобили. А с заводскими скидками меняли их каждые два года на новые. И все стали совладельцами компаний.
3. Автопромышленность построила прекрасную инфраструктуру в Детройте и вокруг. Рабочие селились в огромных индивидуальных домах с участками и отдавали своих детей в балетные школы.
4. Все рабочие входили в гигантский профсоюз рабочих автопромышленности, который почти 50 лет контролировал его председатель Джордж Мини, один из самых влиятельных людей в стране.
5. СССР с его рабочим нищенством вызывал у Мини отвращение, и он стал врагом №1 великого Совка. Члены профсоюза (несколько десятков миллионов) полностью разделяли его мнение.
6. За автостроителями потянулись другие отрасли. Понятие пролетария в США исчезло к середине 20-го века. Рабочий класс прочно вошел в средний, а некоторые специальности (водопроводчики, квалифицированные станочники, автомеханики и другие) поднялись на уровень высшего среднего класса - адвокатов, врачей, бизнессменов.
7. Это стало возможным, поскольку США сами по себе представляют гигантский рынок сбыта, и могли существовать независимо от окружающего мира.
8. Классовую систему заменила «подвижность» - возможность осуществить свою Американскую Мечту и стать кем хочешь. Всё население страны находилось в постоянном движении: рабочие превращались во владельцев, дети богатеньких в рабочих. Мне пришлось работать со сварщиками – сыновьями владельцев огромной компании, в которой они работали.
9. Разница между высшим классом и средним была только в размере дома, стоимости автомобиля, размере холодильника (у элиты – малюсенькие) и качестве одежды. «У всех всё было» в любом варианте.
10. Во второй половине прошлого столетия глобализация набрала темп. Сначала Япония забрала из США часть квалифицированных работ, а в 80-е годы Китай и Индия откачали около пяти миллионов рабочих мест, большей частью низкой квалификации, не требующие образования.
11. Простой американский рабочий, тот, кто мог безбедно прожить, едва умея читать, оказался за бортом. Его работа улетела в Китай.
12. Даже компьютерный программист превратился в малооплачиваемого – его работу прекрасно делают в Индии значительно дешевле.
13. Целые отрасли промышленности, вроде текстильной, ушли, оставив массу недоучек без работы.
14. Все американские компании стали международными. А многие из них большую часть бизнеса и получение прибылей перенесли за границу.
15. Начал быстро расти разрыв между весьма богатыми, а их 2% населения (то-есть, 6 миллионов) и средним классом – их 60% (180 миллионов). Опять появился «пролетариат». Особенно после кризиса 2008-го года – до 15% населения осталось без работы или заняты не полный день.
16. Эти люди вынуждены бросать свои дома, переезжать в многоквартирные.
17. Опять возник разговор о классах. Правда, нынешнее понятие классов мало общего имеет с Марксом.
18. В настоящее время в США принадлежность к классу определяется ОБРАЗОВАНИЕМ. Без образования в колледже доступны только самые низкооплачиваемые работы. Официант, повар в МакДональдсе, заправщик на автоколонке.
19. Диплом колледжа определяет класс индивида. Выпускники двадцати лучших американских колледжей – элитных – входят в элитный класс общества. Они получают самые высокооплачиваемые работы, их ищут крупные компании.
20. Элитное образование и стоит элитно: 50 – 70 тысяч в год. Туда попадают из хороших семей – вроде Буша, или – очень талантливые. Таких универы берут почти на полную стипендию, а остальное лобастики занимают в банке.
21. Так нищие Клинтон и Обама получили элитное образование. Оба расплатились с банками уже будучи президентами. И оба вошли в американский высший класс, в 2%.
22. Рост цен на образование с 80-х годов менял классовую структуру общества. Богатеньким куда легче дать детям достойное образование. У них есть выбор. Высший класс стал наследоваться по образовательной линии.
23. Конечно это было и раньше, но сейчас – резко обострилось. Богатенькие не хотят, чтобы их дети работали сварщиками, и всячески насаждают образование. Заставить детей учиться стало задачей неработающей богатенькой мамы. Она возит дитя куда надо, чтоб ему насыщали мозги.
24. У работающих мамы и папы такой возможности нет. И если дитя не обладает тягой к знаниям – шанс выбиться в элиту у него никакой. То-есть, совершенно четко семья определяет будущее индивида. И родиться в богатенькой образованой семье - гарантия светлого будущего.
25. Более того, класс определяет здоровье, продолжительность жизни и внешний вид индивида.
26. Приученный с детства, богатенький избегает МакДональдс, кушает много огурцов и играет в теннис. Как и его мама в пятьдесят выглядящая на 30 своей подтянутостью, спортивностью и худобой, молодой богатенький худ и спортивен.
27. Высший класс выделяется в толпе своей худощавостью – вес определяет класс. Чем ниже класс индивида – тем он толще. Жирнее его дети, с детства наследующие диабет. Низшие классы курят! – представьте себе такое! Пьют пиво «Будвайзер»! Ни одна подтянутая мама такую дурь не потерпит.
28. Браки между разными классами часто вызывают значительные проблемы именно подходом к растущим детям. Для элиты главное дать детям элитное образование и культуру. Некоторые даже играют на скрипке.
29. Интересно, что свежие эммигранты философски примыкают к элите. Для них дать детям лучшее образование – главное в жизни. Университеты полны китайцами, вьетнамцами, русскими и прочими – детьми свежих эммигрантов. Они – лучшие студенты.
30. Глобализация совершенно неожиданно привела к возврату классовой системы в США. Проблема широко обсуждается. Университеты первыми приняли меры, введя преимущества, стипендии и гранты для детей из бедных семей.
31. Но этого оказалось недостаточно: поступление к колледж еще не означает, его окончание. Не имеющие моральной поддержки семей, дети бедных бросают колледжи. 60% из них не в состоянии закончить. У них нет внутренней дисциплины и целеустремленности, воспитанных худощавой мамой.
32. Американская элита богатеет. 2% населения владеют 30% экономики. Средний класс последние 20 лет беднел, его уровень жизни падал. Часть его ушла в низший класс - в безработные менеджеры, программисты, специалисты отмерших технологий.
33. Средний класс – база американского государства. Эти люди голосуют, создают общественное мнение, определяют судьбу страны. И страна обеспокоена.
34. Образование определяет класс. Без колледжа смутна твоя судьба. И администрация Обамы полностью перестраивает систему образования, начиная со школ. Школа в кооперации с родителями должна воспитать в недоростках желание учиться, тягу к знаниям, и умение их получать.
35. В некоторых школах введена оценка для родителей – насколько хорошо они влияют на отпрысков.
36. Упор на гибкость образования. Экономика и страна меняются так быстро, что специализация работает плохо. Всё время приходится унькать и переучиваться. Старое уходит, неожиданное новое появляется.
37. Именно в этом хаос жизни нынешнего поколения. А хаос требует умения подстраиваться под перемены. Учиться. Быстро усваивать информацию, находить ее источники, унькать по большому счету.
38. Программы колледжей не имеют специализации. Они дают широчайший спектр поверхностных знаний и умение быстро и эффективно их углублять. А без колледжа не найти достойную службу.
39. Попробовав себя на разных службах, выпускник колледжа возвращается, чтобы закончить образование несколькими специализациями.
40. Возврат классовой системы весьма беспокоит Америку. Классовость означает безнадёгу, предопределение судьбы с ранних лет. А это – чревато! Надежда не должна умирать ни при каких обстоятельствах. События на Ближнем Востоке тому свидетельство.
41. 21-й век прикончил индустриальную экономику и начал болезненный переход в экономику информации, знаний. Американская государственная и общественная системы перестраиваются с оглушительным скрипом. Четвертый кризисный цикл в истории США.
42. К 2020 полностью новая Америка выйдет из переделки. 10 лет непрерывных боёв на всех государственных фронтах, и в первую очередь с отжившей классовой системой.

«Отойди, милейший, от тебя пачулями пахнет» - АПЧ, «Вишневый сад».