По имени Сом

Игорь Грей
СОДЕРЖАНИЕ ЦИКЛА:

По имени Сом
Зеркала
Спасение
Твои-мои сны
Для счастья
Ужин в Ретро
Ячменное зерно
Ловец жемчужин
Древо желаний
Вместо эпилога

______________________


ПО ИМЕНИ СОМ

Загадочное безмолвие в глазах рыбы по имени Сом,
и вселенское одиночество в этих глазах.
В них отражается дыхание вечных волн, которые
возрождаются всякий раз после смерти на берегу.
В них – вибрация вечных звезд, которые
не знают, что такое сон. В них – вечный океан,
позабытый богами, что стал бессменной
обителью для героических атлантов...

Закрывая глаза, я снова и снова
вижу мистический взгляд. Он пугает и манит к себе –
таинственный взгляд древней рыбы по имени Сом.
Иногда, когда мне очень одиноко,
я зову его – и он приходит ко мне на помощь.
Этот взгляд оживает и начинает говорить со мной
на понятном лишь нам языке:
ты задержался в гостях,
заскучал среди неправд чужих душ и желаний тел;
пойдем домой, нас ждут...

И всё, что мне нужно сделать, –
оседлать огромную рыбу по имени Сом,
взять в руки ее усы и отправиться домой.
Но всякий раз меня здесь что-то держит.
Это Что-то говорит: не уходи, не спеши,
не оставь то, чего ты еще не нашел
и без чего тебе не позволят
войти в святая святых...

И я вынужденно возвращаюсь,
не успев отправиться в путь.
Я еще не готов, и об этом знает
одинокая рыба по имени Сом.
Но однажды мне больше нечего будет
искать там, где я ничего не терял.
И я, оседлав мою добрую рыбу
с огромными глазами мистика, которые
видят гораздо дальше, чем я,
отправлюсь вместе с ней туда, где нас всегда ждут.

По звездному пути мы уйдем Домой –
в извечную обитель Того,
Чье Имя можно произносить лишь в безмолвии сердца.


ЗЕРКАЛА

испуганные глаза вечно спешащих авто
и снежно-белые
ресницы сонных облаков
и очи
моего верного друга по имени Сом
цвета
звездного неба
и бирюзовые озера моей возлюбленной –
если бы я
был художником
я бы рисовал только глаза
которые преследуют меня повсюду


СПАСЕНИЕ

определенно невозможно
спокойно смотреть
на всех этих пчелок снующих
в поисках изобильного нектара
на ярких цветах всех полутонов
радуги
на парочки голубей
неустанно целующихся под окнами этих домов
на шустрых стрижей
которые
гоняют друг за дружкой с диким писком
от рассвета и до заката в поисках
своей половинки
на все эти летние платья
и смуглые ноги
на легкие руки полные нежности лета
на эти прически
из парикмахерской ветра
на эти улыбки чеширских кошек
секрет которых заключен
в магической формуле Love Potion №1
они бросают вызов
моим дальнозорким глазам
и сердцу любого мужчины в этом городе который
изнемогает от жажды и просит
у неба дождя...
а спасение здесь
оно рядом с тобой
окрыленно парит в дымке зноя
раздает свои улыбки тебе, цветам и солнцу
и мало заботится о дожде
потому что оно само и есть дождь
и это спасение помнит о том, о чем забываешь ты:
оно помнит о тебе, потому что ты для него –
и садовник, и пчелка, и дождь...
надо срочно ехать на море!
я знаю, там легче вынести зной
и сладкую муку созерцания этих улыбок...
уехать туда – и работать, работать, работать
не покладая сильных рук
а потом
сочинить веночек сонетов
или тройку хороших верлибров
не то, что этот...

скорее бы осень –
время долгих плащей и длинных юбок
серых зонтов и темных вуалей...

P.S. есть еще вариант: успокоить свой ум
смирившись
с невозможностью быть вселенским амуром
и просто сказать
своему старому другу по имени Сом:
«мы чужие на этом празднике жизни!»
удалиться восвояси
в наш маленький домик на берегу Молочной Реки
и предаться звездной болезни*
размышляя о непреходящем и вечном

* звездная болезнь:
http://www.stihi.ru/2010/07/12/736


ТВОИ-МОИ СНЫ

Когда ты спишь я читаю сны
в твоих смеженных веках.

Вначале ты сердилась.
Потом просто привыкла.
Со временем
тебе стала нравиться
моя невинная игра.

Сегодня утром ты спросила
что я видел ночью.

И я ответил что видел нас
на спине нашего Сома.
Я держал его за усищи
а ты прильнула ко мне сзади.
Мы шли к волосам Вероники
мимо Южной короны.
И это было чудесно
потому что мы возвращались
Домой.

Тебе понравился сон
который был стерт твоим
пробужденьем.
И ты улыбнувшись спросила:
посмотришь сегодня еще?

Когда ты спишь я всякий раз
становлюсь
ловцом твоих снов.


ДЛЯ СЧАСТЬЯ

Мы резали гладь еще теплого моря,
провожая
август за горизонт воспоминаний,
смотрели в глаза звездного неба,
но теперь уже – сентября.
И Рыба Сом, нарушив безмолвие,
спросил меня, счастлив ли я.
Спроси меня лучше,
что мне нужно для счастья, –
и ты всё поймешь, старик.
И что тебе нужно для счастья, дружище?

Я подумал минутку и ответил Сому:
чтобы каждое утро солнечный луч
прорывался сквозь тучи и касался
нежно моей небритой щеки;
чашка кофе и пачка «Дуката»;
верлибр, хайку и один афоризм;
новость о том, что в мире
закончились войны и сегодня
никто никого не убьет;
сознание того, что дети здоровы –
там далеко, где они не со мной;
и что моя мать, несмотря на болезнь,
продолжает радовать мир своей песней;
несколько гармоний на шести струнах
для новой рапсодии о грядущей весне;
и светлая нежность любящих глаз,
согревающих сердце, вселяющих веру,
что завтра будет еще один день –
день и ночь на одном дыхании с любимой...

И это всё? Спросил меня Сом.
Есть еще кое-что. Еще много всего...
Сом улыбнулся и тихо ответил:
Ты бы лучше сказал, что не нужно тебе
для счастья...


УЖИН В РЕТРО

или Попурри для посвященных

*
Сегодня ночью я ужинал в «Ретро»
звучало ожившее фортепиано
и красный дракон проснувшись в фаянсе
подмигнул мне лукаво и спросил
покурим?
когда я почти с головой утонул
в попурри утонченной леди*
плывущее из рук несравненной Донеган
пришел официант потряс за плечо
и сказал
что уже давно готов
шашлык из доброго сома
когда он принес на гжели глаза
с пожеланием бон аппети
я сказал ему в гневе что не собираюсь
есть глаза МОЕГО Сома
что лучше я съем зеленый банан
или буду всю зиму есть огурцы
или Дороти буду одной питаться
а сом посмотрел на меня устало
и говорит
послушай старик
не пора ли завязывать с драпом?

* Композиция Донеган из одноименного альбома:
Dorothy Donegan – Sophisticated Lady (Ornament), 1980


ЯЧМЕННОЕ ЗЕРНО

Он долго сверлил меня огромными глазами
цвета звездного неба –
задумчивый и печальный,
мой верный друг по имени Сом,
а потом промолвил густым басом, растягивая слова:
– Давным-давно,
когда еще не все из нынешних звезд горели на небосводе,
эта планета была безлюдным местом –
необитаемым островом в космическом океане,
райским оазисом, в который полубоги
приходили поиграть со своими женами и детьми.
Однажды
мимо проходил святой Пилигрим:
он шел по Млечному Пути,
направляясь к небесному Оракулу,
что обитает в созвездии Трех Седых Мудрецов.
Проходя мимо этой планеты,
он нечаянно обронил ячменное зерно.
Оно упало в благодатную почву земного рая,
проросло, обильно политое цветочным дождем,
а когда созрело,
обласканное теплыми лучами звезды по имени Сурья,
из его колоса появились вы, люди...
Он долго сверлил меня прозрачными глазами –
мой добрый друг по имени Сом,
потом посмотрел печально на горизонт,
затянутый занавесом дыма промышленных труб,
на глянец моря,
покрытый черной пленкой нефти,
на бездыханные тела стаи дельфинов на берегу –
и сказал:
– Посмотри, что вы сделали с райской обителью полубогов
и с ячменным зерном, которое сеет жизнь...


ЛОВЕЦ ЖЕМЧУЖИН

Смотрят, улыбаются, смеются
плавниками машут, аплодируя
или приветствуя хвостами:
они всегда мне рады
потому что мы братья по духу.
Удивленно смотрят – потому
что уже в тысячный раз
я пришел воровать у моря
драгоценные жемчуга без которых
почему-то не могут жить белые люди.
И я сам удивляюсь – зачем
обнимаясь с дельфином здесь
на глубине ста футов.
А потом понимаю: они
просто не могут видеть
всё это своими глазами
и хотят красоты наверху…
Тишина и покой, безмолвие
глубины океана, бирюза – и еще сотни ярких красок
которых не найдешь наверху
даже в самом красивом оазисе
или в их больших городах
в которых я не был ни разу
и не хотел бы, потому что это – чужое
и только здесь я – дома...
Поднимаюсь наверх
с полной котомкой ракушек
и хочу одного: поглубже вдохнуть – и выдохнуть
и снова вдохнуть, и дышать без конца
хотя знаю, что все мои вдохи сосчитаны.
Я на грани воды и неба
я вдыхаю и вижу закат
и первую звезду, и еще очень много
и одна из многих упала...
Я прошу небо о том
чтобы в новой жизни быть просто рыбой
как мой друг по имени Сом
потому что с ними давно мы стали одной крови.


ДРЕВО ЖЕЛАНИЙ

В краю, что не знает ни зимы, ни осени, но в котором всегда – лишь весна и лето

в далеком краю, где живут два больших солнца – Ра и Пора, а ночь прогнали

в чудесном краю, где так много цветов, что ими можно украсить радугу –
каждый день после дождя из сновидений

в небесном краю, где бабочки умеют петь и носить нектар –

растет вечнозеленое Дерево, которое исполняет желания, стоит лишь
прикоснуться к нему и подумать с любовью о том, чего ты желаешь всем сердцем.

В волшебном краю, где живет Древо желаний, нет добра и зла – там всё добро;
нет любви и ненависти – там всё любовь; нет жизни и смерти, там всё – жизнь.
Там каждое существо – это маленькое древо желаний, и даже камень умеет мечтать...

Туда, мой друг, – туда отправляется всё несбывшееся, чтобы сбыться, когда придет час.
Туда возвращаются те, кто приходит в наш мир, чтобы стать древом желаний для других на время.
Туда нас несет сейчас добрая рыба по имени Сом с огромными глазами цвета неба из сияющих звезд.

*
Авторская мелодекламация на Стихофон.ру:
http://www.stihophone.ru/works.php?ID=21603


P.S., ИЛИ ВМЕСТО ЭПИЛОГА, которого просто не будет:

BE 4EL–OM! :)

В переводе с языка рыбы по имени Сом означает
«ЛЮБИ! УЧИСЬ ЛЮБИТЬ! БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ!»
(ударение на «Е»)

P.S. Кстати, слово «чела» в переводе с хинди означает «ученик»:
чела (хинди) – ученик, ученик гуру; женская форма – челина или чели.

«Словарь Шабдакоша»

*
Из цикла «По имени Сом»  (2009 – 2011)