Взлом

Владимир Холева
(Рассказ Саши, моего бывшего сослуживца)

1. Рядом с Лубянкой, начало 1980-х.
Шеф при очередном переезде сходил с коньяком в ХОЗУ, и наши комнаты обставили дореволюционной мебелью. Все соседи под разными предлогами заглянули к нам, всем понравилось, а начальник отдела сказал: «Хорошо у вас тут – как до революции. Только сейф вид портит».
И сначала я обрадовался, когда шеф с помощью все того же «коньячного бартера» добыл из соседнего подразделения старинный литой сейф с бронзовой надписью «Fichet». Но когда через месяц напрочь заклинило замок - сразу стало ясно, почему они так легко расстались с этим красавцем.
...Прапорщик с автогеном только руками развел: наружную стенку сейфа разрезали, шамот выломали, но толстые внутренние стенки при резке раскалялись, и хранившиеся в сейфе совсекретные бумаги (числящиеся по реестру за мной) могли запросто сгореть. От сверл и фрез тоже оказалось мало толку.
«Сталь Гадфильда», - констатировал прапорщик, - «по-нашему, Г-13. Об нее все инструменты ломаются».
«Хорошую сталь так не назовут», - резонно заметил шеф.
Картина получалась паршивая: документы горят, шефа с понижением гонят на пенсию, а я героически гибну в Афганистане.
«Ты не очень огорчайся», - утешил шеф. - «Раньше в таких случаях стрелялись. А ты, может быть, еще выживешь». Ну, ему-то грозила только пенсия...
К обеду Стас (прежний владелец сейфа) с виноватым видом принес упаковку чешского «семтекса». Но что толку? – если даже одна совсекретная папка взорвется, все равно беды не избежать. Да еще спросят за взрыв в служебном помещении.
К вечеру приятель Стаса принес какую-то едкую химию, но вместо дыры в сейфе у нас получилась лишь небольшая дырка в паркете.
«А в твоем НИИ не помогут?» - спросил Стас, - «Меня вот мои выручили, когда я ударник от пистолета потерял. Может, у ваших лазер и баллон с кислородом найдутся?»
Лазера не было, но в лаборатории у Михаила Семеныча был жидкий азот.
Я изложил шефу идею, и следующим утром отправился на казенной «волге» в НИИ, откуда меня полгода назад забрали, не дав поступить в аспирантуру. А шеф тем временем пошел за инструментами.
...Михаил Семенович посмотрел на меня, как на выходца с того света: «Тебя ж, говорят, КГБ арестовало?» - «Дядь Миш, я в обычном ящике работаю. Но если сейчас азота в термос не плеснете – точно заберут. Выручите, а?»
Через полчаса я бережно нес термос со смесью бензина и жидкого азота. Хорошо, что «волгу» я оставил за углом: не дай бог, увидят наши – и моя репутация безнадежно испорчена.
Еще через час я уже был в нашей комнате, где меня ждали: сейф, инструменты, шеф и чуть не половина отдела любопытных.
Еще через полчаса совсекретные папки были с триумфом извлечены.
Еще через час шеф принес бутылку французского коньяка и обнял меня, как родного.
В конце дня к нам зашел начальник отдела, посмотрел сначала на дыру в сейфе, потом на меня, и сказал: «А теперь пиши методику».
Методику я написал, и она пропала без вести где-то в наших бюрократических дебрях.
А сейф так и не вернулся из ремонта.

Но история на этом не закончилась.

2. Париж, выставка MILIPOL-1995.
Пока начальник водит по ресторанам какого-то нужного чиновника, я изучаю новинки спецтехники. И вдруг, среди ультрасовременных сейфов - старый знакомый с горделивой бронзовой надписью «Fichet».
«Одна из ранних моделей», - объясняет стендист, - «А теперь посмотрите, как далеко шагнул наш прогресс. Эти сейфы – с сенсорными замками и армированы керамикой, а эти – последнее достижение «Fichet-Bauche» - еще и с защитой от эффекта хладноломкости. А то кто-то из русской мафии изобрел, как взламывать сейфы с помощью жидкого азота. Другие фирмы таких сейфов пока не поставляют».
Похоже, мою методику все-таки прочитали...
«Вообще-то этот «кто-то из мафии» - я», - объясняю я стендисту, - «Просто у меня в сейфе замок сломался».
Стендист очень внимательно смотрит на меня и скрывается в подсобке. Через несколько минут там слышен хохот, и стендист возвращается с двумя парнями, которые тоже очень внимательно на меня смотрят. Через несколько минут хохот слышен уже на соседнем стенде «Gunnebo» и еще где-то.
А я, получив свою порцию международной известности, отправляюсь дальше: вечером, пока ничего не забыл, надо написать отчет о выставке - а ведь так хочется успеть хоть немного посмотреть Париж...

Сначала я мечтал, чтобы в учебниках осталась формула имени меня, потом, попав на Лубянку, мечтал, чтобы обо мне однажды сняли приключенческий фильм, - а увековечился как автор методики взлома.
...Говорят, Боккаччо мечтал прославиться и ради этого написал много толстых и умных книг - а потом случайно сочинил «Декамерон».
Никогда не знаешь заранее, войдешь в историю или вляпаешься.