Культура смерти

Лариса Баграмова
        Смерть – это то, что неизбежно произойдет с каждым из нас. Акт умирания, так же, как и акт рождения, – это обязательные элементы человеческой жизни, будь она короткая или относительно длинная, осмысленная или бессознательная, счастливая или полная страданий.
        Однако ни к рождению, ни к смерти в нашей стране не проявляется должного уважения. О патронаже рожениц и роддомах в этой статье речи не будет, об этом и так написано достаточно. Правда, при этом мало что меняется…
        Здесь – о периоде времени между смертью человека и его похоронами. 
        Где находятся в это время покойники? В каких условиях они там находятся? И главное: зачем они находятся именно там?
        Речь не идет о душах, об этом тоже написано уже сверх меры. Я говорю конкретно о телах. Где находятся трупы умерших естественным образом, а также погибших в результате несчастного случая или убитых людей?
        В подавляющем большинстве случаев – в морге. По правилам – в отдельной холодильной камере или на индивидуальной полке, столе, каталке в общем холодном зале. На практике, особенно после массовых несчастных случаев или терактов, человеческие тела, а также их фрагменты бывают свалены в общую кучу куда попало и как попало.
        Я видела фотографии жертв взрывов в московском метро и других террористических актов, где тела и отдельные части тел людей были беспорядочно набросаны друг на друга на столе или на чем-то вроде широкой скамьи: обнаженными, вперемешку – и без малейших признаков почтения к тому, что только что было человеком, чьим-то родным, ребенком.
        Я могу понять сложности экспертизы, особенно если смерть произошла в результате взрыва или стихийного бедствия. Но никогда не пойму небрежности и цинизма по отношению к трупу. Медики-патологоанатомы и эксперты-криминалисты закрыты броней относительного равнодушия, это нормально, это защитная реакция как раз неравнодушной к происходящему человеческой души. Но я говорю не о чувствах, а о соблюдении хотя бы формального уважения со стороны властей и должностных лиц.
        И еще один важный аспект. Я понимаю юридическую необходимость установления причины смерти. Но если причина априори известна – почему не отдать труп родным? Чтобы у них была возможность проститься с близким человеком и психологически отпустить его в мир иной…
        Сколько раз в фильмах и документальных передачах я видела несчастных родственников, исступленно рвущихся к телу только что погибшего в катастрофе дорогого им человека! Они заламывают руки, издают чудовищные звуки и всеми силами стараются оказаться рядом, прикоснуться, а их безжалостно оттаскивают, не давая даже посмотреть, уводя от места трагедии. Причем формально и абсолютно алогично это объясняется заботой о их психике!
        Моя тетка потеряла своего горячо любимого мужа внезапно: инфаркт. Она настолько не могла поверить в его смерть, что перед самым опусканием гроба в могилу спрашивала окружающих, действительно ли он мертвый и не хороним ли мы живого. Спрашивала она об этом и после. Если бы у нее была возможность проститься, провести у его мертвого тела достаточное количество бессонных часов – возможно, этот вопрос не мучил бы ее так сильно. И она перестала бы терзаться его смертью не через десятки лет, а хотя бы чуть раньше…
        Можно возразить: здесь идет речь о жертвах трагедий и смерти молодых людей, когда экспертиза обязательна. Но после установления причины смерти зачем оставлять тело в морге? Однако оставляют. И трупы пожилых людей, умерших в домашних условиях в результате известной болезни или просто от старости, тоже немедленно увозят в морг. Так принято. Почему не оставить умершего до дня его погребения у него же дома?
        И почему считается, что детям не место на похоронах, а вид мертвого родственника может причинить им какой-то вред? Вид лежащего в гробу покойника, которому воздается дань уважения скорбящими родственниками, не имеет никакого отношения к насилию, которое льется с экранов или из прессы, и от этого не нужно никого защищать. Присутствие детей на похоронах и посещение кладбища – это не просто допустимо или нормально, это абсолютно необходимо для их нормального развития. Смерть – естественна, так же как и уважение к ней с детства. 
        Когда я была маленькой, еще до школы, похоронные церемонии в нашем дворе совершались прилюдно. Гроб с телом, который до этого находился в доме, выносили во двор, и люди прощались с покойным. Знакомые и незнакомые, просто случайные прохожие, взрослые, дети – все объединялись в одно целое, живое сообщество вокруг умершего и отдавали ему последнюю дань уважения. Затем под звуки траурного оркестра гроб несли до автобуса, и в сопровождении родственников и друзей тело удалялось на кладбище.
        Точно так же несколько лет назад была похоронена одна из моих родственниц, ей было девяносто четыре года. Ее дочери это стоило денег и нервов, но присутствовавшие на церемонии почувствовали: умер человек!
        Зачем же, с какой целью в нашей стране была создана ненормальная, противоестественная традиция отношения к телу умершего, как к вещи?