На берегу моря

Магомед Кадирбеков
Море медленно, мягко, как котёнок, подходит к стулу. Немного постояв в раздумье, так же мягко отходит назад. Потом снова к стулу, потом назад, и так много, много раз. День, два, месяц, год. Море уже окончательно поняло, что малыш больше на этот стул не сядет и не заговорит с ним. Говорят в тот день, когда мальчик умер на операционном столе, море снесло все будки, «кафешки» и даже массивный летний кинотеатр на пляже города Махачкалы. Стул и несколько деревянных лежаков, находящихся за стулом, остались на месте. Мистика? Не знаю! Слышал только, что именно в этот день у берегов Турции перевернулся танкер, у Астрахани затопило баржу, у Азербайджана выбросило на берег лодки с браконьерами. Метеорологи потеряли дар речи. Ни одна их станция не предполагала, что в этот день такое может случиться, ничего не говорило о том, что море может взбеситься. Даже, наоборот, предыдущим вечером все телестанции объявили, что на берегах Каспийского моря будет хорошая, тихая, солнечная погода. Море и само не знало, что так будет. Хотя когда у стула появился этот старик, усталый, замученный и опустил в воду какой-то кусок бумаги, морю стало не по себе. В неё веками, тоннами, литрами, бросали и бросают всякую гадость, мусор, отходы, старые лодки и корабли и оно молчало. А этот лоскуток с какими-то каракулями вызвал у неё ужас. Старик зашёл в воду по колено и аккуратно опустил листок в воду, море, не желая обидеть старика, мягко выкинуло ее на берег. Старик вернулся на берег, подобрал листок, опять зашёл в воду и опустил её в море. Так они боролись ещё некоторое время. Со стороны могло показаться, что они играют в какую-то детскую, неспешную игру.
Старик видно устал, он взял бумажку и положил её на стул. Тогда море всё поняло. Именно этот старик, правда, тогда он выглядел намного моложе, принёс стул и мальчика лет семи- восьми. Пляж тогда, как и всегда в это время был забит людьми, но почему-то именно только эти двое привлекали внимание моря. Старик посадил сына и куда-то ушёл.
А мальчик тихим голосом сказал:
-Ну, вот и мы встретились!
Здравствуй, море. Мне приснилось, что ты меня можешь вылечить. У меня больное сердце и в горах мне трудно дышать, поэтому отец привёл меня к тебе. Ты сможешь, правда? Я мечтал об этом всю жизнь! Помоги!
Если бы море умело плакать, она бы зарыдало. «Я мечтал об этом всю жизнь!» Я живу миллионы лет и не могу сказать - «всю жизнь».
Малыша каждый день приводили на пляж, и море беседовало с ним почти до вечера.
Море говорило: - Вчера Волга принесла отравленную воду, она сгубила миллионы моих рыб.
Малыш отвечал: - Когда ты меня вылечишь, и я вырасту, я стану президентом и издам указ, чтобы никто не мог тебя засорять всякой гадостью.
Море спрашивало: - Как ты жил, расскажи?
Малыш отвечал: - «Неплохо. Только вот в школе ребята дразнились, что я бегать не могу из-за сердца.
- Ну, это они дураки! - говорило море.
- Да. - отвечал малыш - Но они со временем поймут. А может уже поняли. Знаешь, меня к тебе провожал почти весь класс.
-Это хорошо, - говорило море.
- Да. - отвечал малыш.
Иногда они просто игрались. Море накатывал небольшую волну, смывая малыша со стула, потом, покружив его немного, аккуратно приносило его назад. Очень часто море приносила разные раковины, ракушки, камешки. Палата в больнице, где лечился малыш, была забита этими морскими подарками.
Им было хорошо вдвоем. Было! Какое нехорошее слово! Восемь лет и уже «было». Я готово высохнуть, обмелеть на половину, чтобы только этот человеческий сын снова пришел ко мне и сказал: - Здравствуй, море.
Наверное, я становлюсь сентиментальным: - думало море.
Пока море было занято воспоминаниями, старик сел в воду около стула и по его небритым щекам текли слезы. Море подошло к старику и спросило: - Эта бумажка на стуле, что это?
-Это последнее письмо моего сына к тебе, - «сказал старик».
- Я не умею читать.
- Я тебе прочту, сказал старик, беря листок в руки. - Здравствуй море, меня везут на операцию. Я им говорил, что ты обещало меня вылечить. Но они мне не верят. Я же маленький. Я люблю тебя, море!
Старик ушел, понурив голову, опустив плечи, постарев сразу на много лет.
Море тоже ушло. Ушло в себя и в буквальном и в переносном смысле.
Два дня посетители пляжей, моряки, метеорологи были в недоумении, море обмелело почти на десять метров, и это наблюдалось везде.
Турки звонили азербайджанцам, русские звонили на Кавказ. Все были шокированы. На море стоял полный штиль.
Море думало, какие же тупые эти двуногие существа. Понастроили огромные города, шикарные корабли, машины, летают на луну, марс, но не могут вылечить себя и свое потомство. Неужели это так трудно? Я понимаю, когда умирают старики, но ребенок, еще не видевший жизни.
На берегу моря стоит стул, на него даже в дни, когда пляж забит до отказа, никто не садится.
Море не позволяет. Могут  позволить себе подойти к стулу, только дети до восьми лет. Других море сбивает с ног. Не верите? Спросите у моря, оно вам расскажет, если захочет.