Закрытый урок

Александр Муленко
История создания драмы:

осенью 2010 года в Орском пединституте автор проходил обучение на курсах повышения квалификации. На занятиях по риторике было предложено в форме пьесы написать сценарий идеального урока. Эта работа перед Вами. Хотелось бы увидеть её на сцене или услышать по радио, хотя бы частично.

Закрытый урок
================

(учебно-документальная пьеса в трёх действиях)

 

 

Действующие лица:

 Хозяин

он же Бычковски Адам Адамович, высокий мужчина, 50 лет, 150 килограммов веса, полковник ФСИН, начальник колонии, одет в парадный мундир.

 Циклоп

он же Млынски Семён Абрамович, подполковник ФСИН, дежурный по колонии, 45 лет, полный высокий мужнина с двойным подбородком. Одет  в пятнистую униформу, 120   килограммов веса, майор ФСИН,

 Тарзан

он же Ниппель Ярослав Иванович, того же возраста и комплекции, что и Циклоп, помощник дежурного по колонии.

 Недобрый офицер, у которого неприличное погоняло

35 – 40 лет, очкарик, капитан ФСИН, уступающий в полноте и силе вышестоящим офицерам.

Первый прапорщик и второй прапорщик

не успевшие заплыть жиром гиганты, ростом и силой не уступающие Тарзану и Циклопу, неопределённого возраста.

Девица-телефонистка

красавица в униформе, 20 – 25 лет,

младший сержант ФСИН

 Учитель

Цимбельман Исаак Наумович; седой человек небольшого роста, несудимый, горбатый, 54 года

Ученики

 (фамилия, имя, возраст, статья, по которой осужден)

Акимов Марат, возраст - 25 лет;

осужден по статье 105 – 1 УК РФ    

Амусин Андрей, возраст -  41 год;

осужден по статье 162 – 1 УК РФ

Андрейченко Иван, возраст -  29 лет;

осужден по статье 158 – 2 УК РФ

Беркович Давид, возраст -  30 лет;

осужден по статье 158 – 2 УК РФ

Бугаев Арнольд, возраст -  28 лет;

осужден по статье 158 – 2 УК РФ

Вальтер Илья, возраст -  19 лет;

осужден по статье 228 – 2 УК РФ

Вельниковски Дарон, возраст -  36 лет;

осужден по статье 105 – 1 УК РФ

Вольф Михаэль, возраст -  36 лет;

осужден по статье 105 – 2 УК РФ    

Ганиев Марат, возраст 27 -  лет;

осужден по статье 162 – 1 УК РФ

Драх Дан, возраст 26 -  лет;

осужден по статье 158 – 2 УК РФ

Левенец Олесь, возраст -  29 лет;

осужден по статье 105 – 1 УК РФ

Мамедов Мустафа, возраст -  33 года;

осужден по статье 228 – 2 УК РФ

Мастепан Алексей, возраст -  47 лет;

осужден по статье 209 УК РФ

Олифер Степан, возраст – 42 года;

осужден по статье 222 – 1; 2; 4 УК РФ

Рене Гад, возраст -  49 лет;

осужден по статье 228 – 2 УК РФ

Соловейчик Абрам, возраст -  41 год;

осужден по статье 228 - 2    УК РФ

Тищенко Павел, староста класса, возраст -  33 года;

осужден по статье 228 – 2 УК РФ

Фиш Адам, возраст -  52 года;

осужден по статье 158 – 2  УК РФ

Шатаев Александр, возраст -  30 лет;

осужден по статье 162 – 1 УК РФ

Шорник Игорь, возраст -  27 лет;

осужден по статье 158 – 2  УК РФ

Шарафутдинов Равиль, возраст -  29 лет;

 осужден по статье 213 – 1 УК РФ    

Дневальный:

Шульман Ефим, 50 лет, осужден по 107.статье УК РФ

 
Действие первое

 

Место действия:

 События происходят в профессиональном училище, расположенном на территории пенитенциарного заведения в демократической стране.

Декорации:

В классе четырнадцать столов: двенадцать - для учеников, один - для учителя. Ещё один стол со швейной машинкой находится в клетке. Дверца в неё закрыта на висячий замок, чтобы посторонние люди не дотянулись до машинки. Там же стоит макет человеческого скелета. На плечи ему накинута куртка с биркой на правой стороне. Борта не сходятся. Между ними видны кости рёбер. На макушку скелета натянута «феска» - головной убор узника. Рядом находится вешалка, на деревянных плечиках - новые халаты: чёрный, белый, голубой. Над вешалкой закреплена надпись: «Работы наших учеников». Вне клетки на задней стене помещения размещены наглядные пособия по выполнению плотницких и столярных работ в строительстве, на внутренней стене, где входная дверь – технологические карты штукатуров. На окнах – решётки. Меловая доска находится около учительского стола. На заднем плане отдельно для зрителей висит развёрнутый к ним экран, на котором во время первого действия пьесы показывают документальную хронику, усиливающую переживания от событий, происходящих на сцене театра.

Рядом с дверным проемом на цепи висит кусок рельса. Подходит дневальный и трижды стучит по нему гаечным ключом.

Дневальный (громко, протяжно кричит):

Последний урок

Толкая плечами рельс, в класс заходят ученики и рассаживаются за столами. Появляется учитель. В руках у него журнал, методическая программа, детально разработанный план урока и несколько книг по спецтехнологии штукатурных работ.

Учитель:

Здравствуйте…

Ученики поднимаются с мест и в разнобой здороваются.

Учитель:

Садитесь… Мы сегодня продолжим изучение материала по теме: «Оказание доврачебной первой помощи пострадавшему человеку». Перед уроком в коридоре я случайно услышал, как один из вас посетовал соседу на то, что это - второстепенные знания, неинтересные зэку, будто бы даже темы такой нет в настоящей программе по подготовке специалистов. Что я уселся «на своего любимого конька», и чешу одно и тоже из года в год, потому что больше ничего не знаю сам. После урока любой из вас может подойти к моему столу и ознакомиться с утвержденной программой, сравнить её с материалами, предлагаемыми в разных учебниках – вот они на столе. В каждой книге по штукатурным работам есть немалый раздел, посвящённый охране труда и изучаемому нами вопросу оказания первой доврачебной помощи пострадавшим. Итак, в добрый путь… (раскрывает журнал, начинает перекличку) Акимов

Акимов (встает):

Я   

Учитель (внимательно смотрит на него сквозь очки):

Садитесь… Амусин

Амусин:

Я

Учитель:

Садитесь… Беркович

Тищенко (встаёт):

В больнице… У Берковича обнаружена открытая форма туберкулёза. Он попросил его не вычёркивать из группы… Как только вылечится – вернётся в строй и закончит учёбу.

Учитель:

Хорошо, Павел, передайте ему, пожалуйста, материалы сегодняшнего урока. Я распечатаю их на принтере… Бугаев

Перекличка продолжается. Бугаев, Драх, Ганиев, Фиш, Андрейченко, Левенец и Мастепан поочерёдно встают и отвечают учителю: «Я».

Олифер… Где Олифер?

Тищенко (подпрыгивает на стуле):

На киче...

Учитель:

Кто его окрестил?

Тищенко:

Хозяин.

Учитель:

За что и на сколько суток осужден Олифер?

Тищенко: (не вставая со стула)

На десять, учитель… У него в матраце была мобила. Когда сотрудники пришли её отбирать, Стёпа сопротивлялся и разбил телефон, чтобы он не достался никому.

Учитель:

Та же самая просьба… Передайте, пожалуйста, Степану материалы наших занятий. Правила внутреннего распорядка не запрещают осужденному учиться самостоятельно в изоляторе или в больнице. Вельниковски…

Тищенко:

У Вельниковски недавно подошёл срок досрочного освобождения, но документы в суд никто не отправил, ему отказали в этом за то, что во время отбывания наказания он неоднократно посылал жалобы на притеснения со стороны сотрудников в прокуратуру. Вчера Вельниковски в библиотеке прибил свои ноги гвоздями к паркету и сказал, что не сойдёт с этого места до тех пор, пока его вопрос не решится. Сотрудники оторвали Дарона клещами, избили и отволокли в изолятор, подальше от человеческих глаз. Больше его никто не видел.

Учитель (удивлённо):

Вот даже как…

Снимает очки, протирает их платком, потом вытирает от пота лицо

Рене:

Умер Вельниковски… Он в морге. Врачи сочиняют правдоподобную версию его смерти.

Перекличка возобновляется.

Учитель:

Шатаев, Шорник, Шарафутдинов, Соловейчик…

Тищенко (перебивая учителя):

Принял ислам

Учитель: (недоумённо)

Что принял Соловейчик?

Тищенко:

Ислам… у наших муслимов – священный праздник, им сегодня учиться – грех.

Учитель:

Нельзя называть муслимами мусульман. Это огнеопасно и нетактично. Вальтер… Где Вальтер?..

Тищенко:

Вальтер на шмоне, а Мамедов – инвалид. У него сегодня баня. Она бывает в неделю раз.

Учитель:

Пускай подойдёт ко мне после бани во второй половине дня… Вольф            

Вольф: (поднимается)

Я, учитель…

Учитель:

Перекличка окончена… Переходим к основной части нашего занятия

На экране, обращённом к зрителям, демонстрируются учебный фильм, в котором показывают способы остановки кровотечений и наложения шин на места, травмированные в беде.

Учитель:

Дорогие учащиеся, на прошлом уроке мы изучили признаки критической ситуации опасной для жизни и здоровья человека. Их мало – десять. Необходимо их вспомнить и перечислить. Расскажите мне, пожалуйста, Фиш, в каких случаях жизни человека угрожает опасность

Фиш (поднимается, надевает очки)

Сильные повреждения, травмы…

Учитель:

Правильно. Здравый смысл подсказывает нам, что человек со сломанной ногой или с большой раной в груди заслуживает особого внимания… Что ещё, Адам Николаевич?..

Фиш: (польщённый, чуть наклоняется к открытой тетрадке)

Отсутствие пульса или дыхания

Учитель кивает головой. Фиш наклоняется ещё ниже и читает конспект

Больной, у которого внезапно наступила остановка сердца или прекратилось дыхание, нуждается в срочной медицинской помощи. Времени очень мало, не более пяти минут. Если вы знакомы с методикой восстановления сердечной деятельности и дыхания, начинайте действовать немедленно.

Учитель:

Дальше

Фиш:

Следующим признаком критической ситуации, Исаак Наумович, является потеря сознания. Человек без сознания нуждается в оказании немедленной медицинской помощи. Нужно расстегнуть ворот его рубашки, обеспечить доступ свежего воздуха, проверить пульс на сонных артериях и вызвать скорую помощь. При отсутствии пульса необходимо сразу приступить к закрытому массажу сердца и искусственному дыханию («рот в рот» или «рот в нос») и проводить их до прибытия специалистов или появления явных признаков биологической смерти.

Учитель:

Спасибо, Адам, садитесь… Четыре… Драх Дан

Драх:

Я, учитель.

Учитель:

Перечислите мне, пожалуйста, остальные признаки критической ситуации, при которых необходима срочная медицинская помощь. Я попрошу вас закрыть тетрадку, вы молодой человек и в отличие от Адама должны вспомнить вчерашний урок без труда.

Драх:

Запросто, Исаак Наумович. Это обильное кровотечение. Большинство порезов прекращают сочиться после наложения на рану давящей повязки. В таких случаях это самая важная часть оказания первой помощи. Если даже после наложения давящей повязки рана продолжает кровоточить, то для предотвращения дальнейшего кровотечения необходима дополнительная помощь. Наиболее эффективен в таких случаях жгут. Следующий признак критической ситуации - заторможенность или сонливость.

Учитель:

Расскажите подробнее про сонливость

 Драх:

С удовольствием… Я на воле, Исаак Наумович, учился в медицинском колледже. После его окончания работал на «Скорой помощи», посадили за воровство, попутал бес.

Учитель:

Я знаю об этом…

Драх:

Мне стыдно, Исаак Наумович. Мы обокрали пенсионера.

Вольф:

Хватит каяться, горе-юродивый. Здесь тебе не ислам, не синагога.

Драх: (агрессивно, оборачиваясь к Вольфу)

Что ты сказал, иезуит?

Учитель (взволнованно, твёрдо):

Тихо, тихо, тихо… Дорогие ученики, я понимаю вашу религиозную несовместимость, но не надо ругаться по всякому пустяку…

Повздорившие люди сердито косятся друг на друга и скрипят зубами от злобы.

Продолжайте, Дан…

В классе восстанавливается порядок

Итак, на чём мы с вами остановились? (заглядывает в план урока)

Драх:

Беспричинная сонливость это признак нарушения деятельности центральной нервной системы. Такое состояние называется ступором. Чтобы определить, находится ли человек в ступоре, задайте ему несколько простых вопросов. Если он отвечает вяло, это сигнал опасности, требуется срочное лечение. Реакцию детей оценить сложнее, но ребенок, которого невозможно разбудить, требует оказания немедленной медицинской помощи. Расстройство ориентации определяется в соответствии с тем, может ли пострадавший правильно ответить на следующие вопросы: «Какое сегодня число?»; «Где вы находитесь?»; «Как вас зовут?». Человек, который не может сказать, как его зовут, находится в более тяжелом состоянии, чем тот, кто не знает, где находится или какое сегодня число. Расстройство ориентации может быть признаком множества заболеваний. Нередко оно возникает при высокой температуре. Человек, только что бывший веселым и подвижным и внезапно потерявший ориентацию, требует немедленной медицинской помощи.

Учитель:

Хватит, Дан, вы отлично знаете эту тему, садитесь.

Ганиев (тянет руку):

Можно я закончу, Исаак Наумович, ну почему вы никогда не спрашиваете у меня материал, который я его выучил наизусть.

Левенец (сосед Ганиева по парте. Смеётся и добродушно толкает его рукой):

Ты же вчера тараторил, как заводной…

Учитель (к аудитории):

Больше никто не хочет принять участие в опросе? (пауза, тишина)

обращается к Ганиеву

Говорите, Марат

Ганиев (улыбаясь):

Одышка и холодный пот тоже являются признаками критической ситуации. Одышка, наблюдаемая у человека в состоянии покоя, требует незамедлительного внимания. Само по себе потоотделение - это нормальная реакция на повышенную температуру окружающей среды, на психологический стресс или физическую нагрузку. Многим знакомо состояние, когда во время испуга потеют ладони. Напротив, холодный пот у человека, жалующегося на боли в груди или в животе может быть признаком тяжелого заболевания, например разрыва органа или инфаркта (садится на место)

Учитель:

И это всё?..

Ганиев (поднимаясь обратно):

А что ещё?.. (недоумённо) Да-а, кажется, всё…

В классе – молчание

Учитель:

Сильная боль это тоже признак критической ситуации.  Удивительно, но сама по себе она редко указывает на серьезность заболевания. Чаще критическую ситуацию определяет боль, сочетающаяся с другими симптомами. Например, при травме боль, связанная с ненормальной подвижностью ноги, требует срочной помощи. Интенсивность её субъективна и зависит от порога чувствительности конкретного человека. Обычно восприятие боли меняется в зависимости от психоэмоционального состояния. Тем не менее, сильная боль требует безотлагательного внимания врача - хотя бы для того, чтобы её уменьшить. Разработано немало медицинских приемов и даже существуют врачебные специальности, ориентированные на избавление от боли. Использование для этого методов срочной медицинской помощи оправданно даже в том случае, если причина боли, в конечном счете, окажется незначительной. Однако человек, часто жалующийся на сильную боль без достаточно серьёзных причин, находится в таком же положении, как мальчик, постоянно кричавший «Волки!»: призывы о помощи неизбежно звучат все менее и менее убедительно. Подобная ситуация опасна, потому что такому человеку труднее получить помощь, когда она будет особенно необходима.

Первый учебный фильм заканчивается. Начинается документальная хроника, в которой спасатели разбирают завалы разрушенного землетрясением города. Горят костры. Пострадавшие люди  греются у огня, закутавшись в одеяла. Поодаль лежат погибшие, прикрытые простынями. Над одним из них на коленях стоит женщина в чёрном и плачет. Несколько человек, тоже пострадавшие, медленно ходят среди трупов в поиске близких. Они приоткрывают лица погибших и всматриваются в них.

Учитель:

Дорогие друзья!.. Тема сегодняшнего занятия: «Синдром длительного сдавливания. Способы оказания первой помощи пострадавшим». В последние годы происходит множество природных аномалий: землетрясения буквально разрывают Землю, цунами уносят жизни сотен тысяч людей, просыпаются вулканы, спавшие миллионы лет. За подобный короткий период никогда еще человечество не подвергалось столь массивным атакам со стороны родной планеты. Все эти события говорят только об одном, Земля меняется и в её недрах что-то происходит. Глобальные изменения могут произойти почти мгновенно…

(тянет руку Шорник)

Игорь, вы что-то хотите?

Шорник (поднимается с места):

Исаак Наумович, а правда, что в 2012 году нас ожидает конец света? Что 21 декабря 2012 года Сатурн, Юпитер, Венера, Меркурий, Марс и Земля выстроятся в одну линию?  Их сближение приведет к изменению оси и наклону орбиты Земли, и человечество может не пережить очередного катаклизма. Это очень интересно.

Учитель:

Ответ на этот вопрос, Игорь, не в моей компетенции, однако косвенно он относится к теме сегодняшнего занятия. Но об этом мы можем поговорить после урока, а сейчас я вам делаю замечание за то, что вы прервали речь учителя, не дав ему закончить изложение материала. На чём я остановился?..

Шарафутдинов (не вставая, с места):

Вы, как и Шорник, говорили о катаклизмах… Глобальные изменения могут произойти почти мгновенно…

Учитель:

Совершенно верно, Равиль… Гм… (заглядывает в детально разработанный план урока и бегло читает написанное в нём) При крупных катастрофах и землетрясениях, в очагах ядерного поражения люди могут оказаться в завалах. В условиях длительного сдавливания мягких тканей отдельных частей тела, нижних и верхних конечностей может развиться очень тяжелое поражение - получившее название синдрома длительного сдавливания или травматического токсикоза. Синдром обуславливается всасыванием в кровь токсических для организма продуктов метаболизма происходивших в сдавленной ткани после высвобождения из-под завала. По своему патогенезу - синдрому раздавливания, аналогична позиционная травма, то есть…

Андрейченко (с места):

Можно чуть-чуть помедленнее, гражданин учитель, я не умею быстро писать, простите за замечание (по слогам бормочет последние записанные им строки) …про-дук-тов ме-та-бо-лиз-ма. (громко) А как правильно пишется слово метаболизм? А что это такое?.. мы сюда пришли учиться на штукатуров…

Учитель заглядывает в конспект, встаёт со стула и пишет мелом на доске слово: «метаболизм», ставит тире, задумывается и разъясняет.

Учитель:

Метаболизм это обмен веществ, которые возникают в живом организме для поддержания жизни… (непродолжительная пауза) Итак, продолжаем работу: аналогична позиционная травма, то есть более шести часов длительное нахождение пострадавшего на твердой поверхности в одном положении тела. Позиционная травма развивается у лиц с различными отравлениями, чаще всего алкоголем или снотворным, во время глубокого наркотического сна… Мне кажется, что это очень полезные знания для вас – Андрейченко и ваших товарищей.

Андрейченко (бормочет себе под нос):

Причем пострадавший засыпает на твердом полу…

Учитель (с достоинством):

Засыпает на твёрдом полу… Тут я немного оторвусь от теории, друзья, и расскажу вам примеры из жизни, неписанные в учебниках. В последние годы на стройке активно применяется труд промышленных альпинистов. Подвешиваясь на верёвках, рабочие продолжительное время находятся в безопорном пространстве, сидя на маленькой дощечке со свешенными вниз ногами. Очень важно, чтобы в этот момент рядом была стена или конструкция, чтобы альпинист мог упираться в неё пальцами ног. За счёт этого, кровь, циркулирующая в нашем теле по большому кругу кровообращения, получает обратный толчок для движения вверх. Если такой возможности нет, то необходимо помнить, что в нижних конечностях может возникнуть злополучный синдром. Рекомендуется в подвешенном состоянии без опоры, не более тридцати – сорока минут. Если для выполнения задания требуется более продолжительное время, альпинисту нужны стремена, в которых он бы время от времени привставал. Синдром длительного сдавливания может возникнуть и в бытовой ситуации. Многие полные люди легче засыпают сидя в кресле или на лавочке. Ноги при этом часто висят, не касаясь земли, опоры под ними нет, сердце работает слабо и происходит торможение движения крови по организму. В дальних участках тела возникают трофические язвы, и начинается разложение мягких тканей. Какова же первая помощь человеку, попавшему в такую беду?.. (пауза) Дорогие ученики, может быть, кому-нибудь из вас приходилось наблюдать или принимать участие в освобождении человека от груза, которым он придавлен?.. (пауза, в классе молчание) Перед освобождением конечности от сдавливания необходимо наложить жгут выше места сдавливания.

Мастепан (с места):

Да ведь так же готовят к ампутации в хирургии…

Учитель:

У вас есть такой жизненный опыт?

Мастепан:

Как-то однажды после перестрелки я лежал в больничке с огнестрельными ранами и видел, как умирали люди на хирургическом столе.

Учитель:

Это тоже были бандиты?

Мастепан:

Нет… Диабетики

Учитель:

Вы привели ещё один пример торжества гангрены… (сосредотачивается, смотрит в конспект) В результате длительного сдавливания мягких тканей развиваются глубокие некротические изменения в мышцах, что сопровождается выбросом в кровь токсических продуктов. Это является причиной тяжелого шока. Возможен скорый летальный исход. Итак, пишем дальше, диктую: Неотложная помощь. Первое. Необходимо наложить жгут выше места сдавливания.  Второе. Освободить пострадавшего человека от груза. Третье. Забинтовать повреждённую конечность до перетянутого места и только после этого осторожно снять жгут. Четвёртое. Ввести следующие обезболивающие средства (пишет на доске название лекарств и дозировку). Пятое. При наличии костных повреждений провести иммобилизацию конечности шинами и наложить на раны асептические повязки. Шестое. Если установлен факт длительного (пауза), более двух часов, сдавливания конечностей немедленно ввести наркотические анальгетики и сердечные средства.

Учитель:

Сегодня мы узнали, что такое синдром длительного сдавливания конечностей, и какие беды от него организму. Нами изучена последовательность освобождения человека из-под завала, способы оказания ему первой помощи. В середине урока был проведён опрос. Я поставил следующие оценки: Фиш – четыре, Драх – пять, Ганиев – четыре… Задание на дом. Вам необходимо предположить другие ситуации, неупомянутые мною, при которых может случиться сдавливание конечностей или позиционная травма. И ещё… самое главное…(задумываясь) Очень прискорбно, что мы потеряли Вельниковски.

Дневальный (появляется в дверном проёме и стучит молотком по рельсу):

Исаак Наумович!.. Хватит скорбеть, пора домой….

Учитель:

Урок окончен… Вы можете покинуть училище.

Учащиеся встают и хлопают педагогу

Спасибо…

Люди выходят из класса, толкая плечами рельс.

 Антракт

 
Действие второе

Место действия тоже. За столом сидит учитель. Напротив учителя стоит ученик Рене Гад.

Рене: (вопросительно)

Исаак Наумович?..

Учитель:

Чем могу быть полезен?.

Рене:

Я - Рене Гад…

Учитель (отрывисто):

Действительно… Как мне к вам обращаться?.. Гад это грубо, а Рене Гад созвучно слову вероотступник…

Рене:

Вы щепетильны, учитель. Зовите Гадом… Ещё я – Космос. Если меня называют так, я тоже не обижаюсь.

Учитель:

Странная кличка

В тени коридора около двери в класс останавливается дневальный Ефим Шульман и прислушивается к беседе ученика и учителя.

Рене:

Исаак Наумович, клички дают животным. У меня – погремуха. Я – помешанный человек…

Учитель:

Я бы не сказал, что вы душевнобольны…

Рене:

Когда самые беспокойные зеки в бараке уснут, наконец-то, и уже никто не ругает друг друга за храпы, не бьёт больного соседа за это под сердце кулаками или ногой, я достаю из нычек волшебные зеркала. «Ночь чёрная, зеркало тёмное, отрази от меня слово злоё, знак адовый, проверки, шмоны, допросы, глаза и уши доносчиков», - потом зажигаю свечи и медитирую, глядя в сиреневую мглу. Так, должно быть, японцы разглядывают вечерами луну и млечный путь. Пламя горит, многократно отражаясь в зазеркалье, образуя передо мною коридор в бесконечность… Если сидеть к окну спиной, а мне хотя бы косо, но надо видеть что твориться в бараке, я так сижу всегда, в зеркалах отражаются звезды и проволоки периметра. От этого коридор становится тернистым, но не безнадёжным отнюдь, я нахожу в нём разрывы и, поднявшись высоко в небо, возвращаюсь назад, петляя между ними, словно лыжник, летящий с вершины между сугробами снега.

Учитель:

И много таких безумцев, как вы, среди осужденных?

Рене:

В каждом отряде, пожалуй, свой Космос, а то и два… Они частенько скандалят между собой, кто из них дальше продвинут в этой божественной науке. Случается, бьются на кулаках, не жалея друг друга… Среди нас есть шаманы и колдуны. Они тоже воюют между собою… (пауза) Исаак Наумович, на последнем уроке вы говорили о грядущих катаклизмах и обещали нам рассказать об этом подробнее после занятий. Что такое парад планет, который наступит в 2012 году?.. Чего ожидать простому подлому зеку?

Учитель (собирается с мыслями):

Само по себе это явление нередкое, Рене Гад… Но ранние парады планет, ограниченные нашей солнечной системой, ни к каким серьёзным последствиям не приводили. 21 декабря 2012 года состоится грандиозный парад… Сатурн, Юпитер, Венера, Меркурий, Марс и Земля выстроятся в одну линию.

Учитель встаёт с места и демонстративно показывает рукой в сторону скелета. Тот вздрагивает от этого движения, словно живой, и падает на решётку, за которой стоит. Его голова и руки вываливаются между прутьями наружу. Скелет висит на решётке, покачиваясь,  как пьяный, отвесив нижнюю челюсть в сторону классной доски. На демонстрационном экране появляется модель нашей солнечной системы. Планеты выстраиваются в одну линию с солнцем, вверху доски вспыхивает гравитационное уравнение Ньютона, пульсируют стрелки-курсоры, направленные от каждой планеты друг к другу. Сами планеты вытягиваются друг к другу и дрожат в стремлении разорваться на части.

Чем же он отличается от предыдущих?.. В этот день в одну линию выстроятся не только планеты нашего солнца, но и планеты других звёздных систем, образуя некую ось до центра галактики. Если рассматривать это явление с точки зрения наложения магнитных полей каждой системы в отдельности, то очень трудно предсказать возможные последствия. Мы ещё не встречались с подобным. Некоторые ученые предполагают возможные смещения как самих планет, так и целых звездных систем с их старых орбит. Тяжело представить, к чему нужно готовиться, возможны различные варианты. Прежде всего, волнует шаткое геотектоническое равновесие нашей планеты.

Рене (злорадно, громко, пафосно):

Наконец-то… Наконец-то грядёт божья кара для всех, а не только нам одним!.. Позавчера по ящику я услышал, что на Земле после этих землетрясений останутся живыми только дети Индиго.

Учитель:

Меня отключили за неуплату от телевизионной кабельной сети уже вот как десять лет. В те времена не платили зарплату по году и более, я задолжал барыгам сорок с лишним рублей… Мне и сегодня не по карману такое вещание, оно намного подорожало за эти годы… (пауза) Какие, вы сказали, дети останутся жить на Земле?..

Рене:

Дети индиго… Их аура излучает тёмно-синий цвет. Эти бедовые пацаны помогают друг дружке во все времена, они сильны. По телеку говорили, что после этой мировой катастрофы каждый уцелевший человек будет обязан осознавать свою цель: физическое, эмоциональное, ментальное и духовное развитие. Что любое живое существо имеет Божественную Сущность, сделанную из света и любви, природой которых является добро. Все мироздание священно и независимо от того, как оно удовлетворяет нуждам отдельного «я».

Учитель:

Ничего не слышал об этом… Гад, а вы действительно верите во все эти сказки о человеческой ауре?.. Это психологическая защита?

Рене:

Нет, учитель… Любое чувство имеет свой цвет. Аура бывает красная, жёлтая, синяя, разноцветная – чистая и мутная. Я различаю её оттенки. Мстительность, злоба и ненависть – черны. Они исходит почти от каждого человека. Серый цвет это цвет эгоизма. Трупный его оттенок обозначает страх, выражает подавленность и тоску… Низкий обман имеет чёрно-зелёное покрытие. Зависть - того же грязного цвета. Мутно-красный в форме протуберанцев огонь излучает животную ярость и гнев. Так выглядят люди, имеющие над нами неограниченную власть – повелители наших мук - менты. Зона, в которой мы собраны, мерзкое огненное болото.

Учитель:

Я человек далёкий от магии, мне трудно беседовать с вами. После таких разговоров я сильно волнуюсь и устаю, Рене Гад. Оставьте меня в покое, хотя бы сегодня…

Рене:

Не гоните меня, учитель, послушайте. Это нормально!.. Вы донор, имеющий ауру близкую к цвету индиго… Больные люди тянут энергию у здоровых, а мы – бездуховные, грязные, грешные тянем её у духовных, у таких как вы. Существует немало способов воспрепятствовать этой форме сознательного или бессознательного вампиризма… Исаак Наумович, сейчас вы пытаетесь это сделать… Вы создаёте вокруг себя защитный экран - умственный образ эдакой аурической скорлупы, через которую не может уйти никакая ваша энергия. Если такая защита будет сильной, то ни один вампир не сможет проникнуть в вас извне. Но не надо ставить такие барьеры. Человек должен жить ради других, делиться с ними всем тем, что имеет в избытке. Такая отдача энергии миру называется любовью.

Учитель: (достаёт из стола словарь и листает его)

И в самом деле, Гад, ваша правда… Индиго — цвет, средний между тёмно-синим и фиолетовым. Название произошло от растения индиго, произрастающего в Индии, из которого добывали соответствующий краситель, использовавшийся для окраски одежды. Традиционно индиго включают в классический семицветный оптический спектр, однако современные ученые не считают его отдельным цветом и классифицируют как фиолетовый.

Рене:

Такую ауру имел Вельниковски. Она была чиста и прозрачна, как сапфир… Я обязан этому человеку (пауза). В лагере много людей неграмотных, тёмных, не знающих права. Я ведь тоже лох в юриспруденции. Адвокаты требуют денег, словно на воле мы грабили банки, а не спасались от нужды. Люди шли к Дарону за помощью в составлении всякого вида жалоб в вышестоящие инстанции… Он бескорыстно брался за дело. Мне, например, скостили почти полсрока, настолько грамотно изложил пацан мои беды судьям. Сам же - страдал напрасно… Ой, не машите, учитель, гривой – он сидел ни за что, поверьте. Хотел оказать кому-то первую неотложную помощь, о которой вы талдычите нам почти на каждом занятии: то ли в походе, то ли на стройке, да рёбра сломал, пытаясь вдохнуть в человека жизнь. Одно из них попало в сердце. Осудили нестрого, дали всего лишь два года… (пауза) Из колонии поселения, где Вельниковски отбывал наказание, их выводили работать в город – почти на волю. Однажды его увидели родичи погибшего человека и захотели отмщения. То ли в правительстве, то ли в региональной прокуратуре у них нашёлся влиятельный друг. Дело Вельниковски пересмотрели. Старые свидетельские показания из папок исчезли, а свежие очевидцы оболгали Дарона. В итоге он получил новый срок - десять с полтиной, как за умышленное убийство, и строгий режим… Куда он только не обращался… Но изо всех инстанций приходили грамотные отписки. Тогда по инерции он взялся воевать за наши права, понявши всё лицемерие власти. Долгое время в лагере не выдавали ботинок. Дарон написал об этом в прокуратуру. Виноватых нашли, пожурили немного, обездоленным зекам раздали ботинки, а правдоискателя прессовали за каждый пустяк: держали в нулёвке, били дубинками, мешали спать. Вы, Исаак Наумович, всё ещё верите в то, что нас гладят по голове?..

Учитель:

Вы-то сами, поди, тоже сидите напрасно, а, Рене Гад?

Рене:

Я косил в огороде траву и варил из неё манагу для мужиков, помогавших мне строить гараж. Он так и остался недостроенным. Кто шепнул в милицию, и за мною приехала целая команда молодчиков, а с ними седой, как Энштейн на фотографии,  журналюга с телекамерой на плече… Уличили, отсняли, осудили на десять лет.

Учитель:

       Вот, вот, Рене Гад… Компот бы себе варили, а то – манагу

Рене:

Две ночи назад, Исаак Наумович, это было в субботу под утро, ко мне подкрался Тарзан - помощник Циклопа.

Учитель:

Вы называете Циклопом майора Млынски?..

Рене:

Его - заразу… То ли спьяну, то ли от страха этот нехороший человек напоролся на гвоздь в кладовке, спасаясь от взглядов вышестоящего руководства. Это случилось в командировке около Кавказа. Наши архаровцы проверяли машины у абреков. Отбирали у них спиртное и напивались, как свиньи. Местные жители написали об этом жалобу в правительство республики, и на блокпост нагрянули комиссары. Был кипиш, во время которого пьяный Млынски лишился глаза.

Учитель:

Семён Абрамович – боевой офицер, его портрет висит на доске почёта в штабе учреждения. Недавно ему вручили знак отличия «За безупречную службу Родине». Вы его очерняете…

Рене:

Может быть… Живя во тьме, а не при свете, мы ожидаем конца света, а не тьмы. В нашем лагере есть маленькая церковь, Исаак Наумович.

Учитель:

Я знаю об этом.

Как в старом кино, на демонстрационном экране мелькают чёрно-белые кадры событий, о которых рассказывает Рене.  Его речь дублируется в титрах -  внизу.  Действия на экране разворачиваются под лай собак, параллельно с действием на сцене.

 Рене:

Ночью она пустует… Священник живёт на воле и в зону приходит редко. Вместо него рулит уборщик, далёкий от всякой веры, хотя как знать… Осудили его по нехорошей статье. Нормальные зэки с ним не общаются… Той самой ночью, когда Вельниковски умер, ко мне подкрался Тарзан. Я витал по дороге в космос. «Послушай, Гад… Или как тебя, сволочь?» - гыркнул он в ухо… Свеча погасла. Зеркальный коридор пропал… Я очухался и опустился с небес на землю. «Хочешь поджечь казарму?» - ядовито спросил сотрудник. Он не бесновался, как обычно, был вкрадчив. Шаловливые милицейские зенки метались из угла в угол, как у первоклассника, не знающего уроки. Два или три зека проснулись, стали прислушиваться к нашей беседе. Из каптёрки появился сонный  завхоз. Тарзан приказал ему отнести мои зеркала на вахту, мол, не положено зеку роскошь, а мне процедил через зубы: «Если ты не пойдёшь за мною, скотина, то я сгребу тебя силой… Кровью мочиться будешь до окончания срока». Меня привели к Циклопу. Семён Абрамович сидел за столом пунцовый, словно варёный рак. Рядом с ним стояла отутюженная девица – младший сержант – связистка. Обычно её мнут по ночам, когда в зоне спокойно, и это хорошо заметно по складкам на униформе, но этой ночью она была  нетронута и чиста. Глаз у меня – алмаз в этом деле… Ещё один недобрый офицер, у него - неприличное погоняло, что-то строчил на бумаге. Два таких же невесёлых инспектора - прапора, стояли у окошка на плац. «Космос, - начал Циклоп беседу со мною, - я верну тебе твои зеркала и свечи, но нужно поговорить с одним человеком… Тебя отведут к нему в камеру». «Нет, - оборвал я Циклопа, – я никогда на вас не работал, Семён Абрамович, и не хочу это делать, простите». С минуту было тихо. На запретке взорвалась собака, за нею другая, третья, четвёртая, но скоро они излаялись. Писавший что-то сотрудник остановился и посмотрел на меня поверх очков. Остальные менты сверлили глазами мимо. «Я позвал тебя не за этим, - заметил Циклоп и ошарашил: - твоему семейнику нужен священник, он что-то хочет ему рассказать перед смертью». «Вы хотите его убить?» Девица хихикнула, шаркнула сапогом. Один из сотрудников ухмыльнулся… «Да проживёт ещё этот чёрт, пожалуй, не меньше, чем полвека», - сказал он о Вельниковски. «Да ещё напьётся нашей с тобою кровушки при встрече на воле, на узкой тропинке в горах», - добавил Тарзан. «Заткнитесь, - прошипел Циклоп и обратился ко мне: - Твой товарищ решил исповедаться и написал об этом маляву, а вот этот дурак её зарегистрировал». Циклоп стрельнул в Тарзана глазом. «Батюшки рядом нет, он бывает только по праздникам… Ты меня понимаешь, Космос, а-а?.. Ты тоже – священник, ты - маг… Поди и исповедуй друга». «Хорошо», - согласился я.

Первая субдействие заканчивается. Экран гаснет.

Учитель:

Просветите меня, Рене, по такому, поднятому вами, вопросу: «А вы бы напились их крови при встрече на узкой тропинке в горах?»

Рене:

Я бы напился, но это был не мой вопрос.

Учитель:

Как это вяжется с вашими высокими мыслями о небе?..

Рене:

Тело тленно и рано или поздно оно умрёт… Но душа, учитель, бессмертна. Однако это не значит, что про неё в этом мире нужно забыть. В духовном росте предела нет… Когда аура почернела, а тело торжествует и сеет повсюду зло, наслаждаясь содеянным; такое тело надо убить, и освободить от него душу для лечения… И чем скорее это свершится, тем лучше и для неё, и для других. Измученная, она воспрянет к небу, очистится, а потом водворится в новое тело, чтобы совместно творить добро и бескорыстно делиться им со слабыми, бедными, добрыми человеками так, как это делаете вы…

Учитель (строго):

Не льстите Рене.

Рене:

Я никому не льщу… На узкой тропинке в горах я освобождаю душу от тела мерзавца неспособного уже ни на какие добрые подвиги.

Учитель (ядовито, ехидно):

Очень удобная позиция для любого убийцы… Вы неотразимый мыслитель.

Опять начинается чёрно-белое кино. Изолятор. Приоткрытое зарешёченное окошко, в небе видны звёзды. Лай собак более отчётлив, нежели в первом субдействии. В комнате находится отгороженный ширмой санитарный узел. Оттуда доносится капель. У окна на кровати лежит измождённый худой человек с перевязанными ногами. Это Вельниковски. Одеяло сдвинуто в сторону. Тело этого узника покрыто синяками от побоев. Около человека светится нимб.

Рене:

Когда я вошёл к Вельниковски в камеру, то увидел большое серое облако, лежащее на кровати. Так обычно светятся зеки во время сна. Но, подойдя поближе, догадался, что это - оптический обман. Аура у Дарона была, как и прежде - прозрачная, чистая, синяя, тёплая. По форме она напоминала увеличительное стекло. Это следы от побоев, преломившиеся в нём, создали иллюзию черноты. «Возьми меня за руку, не бойся, - попросил Дарон, - после их пыток я остался мужчиной». «О чём ты говоришь мне, сынок?» - переспросил я. «Это важно знать прежде, чем ты дотронешься до меня, законы в тюрьме суровы, тебе же в ней жить». «Мне дурные законы не помеха», - слукавил я… Даже перед смертью, учитель, он думал о людях, дабы кому-то не сделать хуже, наши тюремные понятия и в самом деле жестоки… Повышенное чувство ответственности, впечатлительность, нежелание подчиняться другим были главными качествами этого некоммуникабельного ребёнка, не имевшего ни отца, ни матери, ни шлюхи, ни жены. «Я скоро умру, Гад… Я хочу, чтобы ты побыл со мною рядом в эту минуту».

Учитель (с деланным равнодушием):

Синдром дефицита внимания – вот как называется такая болячка. Асоциальность, гиперактивность, повышенное чувство несправедливости. Все эти качества давно известны врачам из Магнитки… И о чём же он рассказал перед смертью?.

Рене:

В каждой тюремной камере есть угол, отгороженный ширмой, где находится умывальник. В металлической кружке я принёс оттуда Дарону воды. Другая посуда запрещена… Ни стекло, ни фарфор не положены зеку, чтобы он не вскрылся в минуту гнева их осколками, (грустно усмехаясь) словно нельзя удавиться от горя на простыне. Дарон чуть отпил из кружки и уставился глазами в её дно. Отражаясь в тёмной воде, словно свечка, дрожала луна. Я подумал: «Мальчик уже в пути, по которому в небо уходят души». Кружка была зеркальна, как и мой коридор… «Что ты видишь?» - шепнул я, боясь испугать его. «Осок в стакане фанты, - ответил пацан, оторвал глаза от воды и перевёл их в настоящее небо, фрамуга окна была чуть открыта. – Я вижу доброе солнце, лето». «Там очень холодно, скоро снег, на улице - поздняя осень», - я перебил его грёзы, не понимая, как надо себя вести. «Эти самые осы мешают мне напиться, их очень много. Я пытаюсь их отогнать от себя, от стакана, но неразумные насекомые сердятся и жужжат около самого рта. Одну по неосторожности я едва не вдохнул в себя вместе с воздухом, две или три осочки барахтаются в стакане. Их мокрые крылья уже бессильны». Рука у Дарона была холодна, а мысли тёплы. «Это случилось у моря… Отгадай, что я сделал, Гад?». Самые сладкие воспоминания жизни были наивны и чисты. Никто не приносил ему в зону подачки. Спортсмены, с которыми он ходил по горам, забыли про друга. Отца и матери не осталось в живых. Они погибли во время землетрясения. «Я попросил у бармена трубочку и протянул её осам, попавшим в стакан. Незадачливые сластёны вцепились в неё всеми лапами и остались живы. Словно сконфуженные, одна за другой, эти осочки уползли по скатерти восвояси - под стол, на зелёную траву, на цветы с настоящим нектаром, за который нужно бороться и потеть ежеминутно». Перед лицом неизбежной смерти, духовная жизнь имеет большое значение. У человека возникает острая потребность в общении со священником, чтобы подготовиться к встрече с Богом. «Ты хочешь покаяться?.. В чём? Облегчи свою душу». Но каяться было не в чем. «Из этой же трубочки, не мешая напиться вдоволь многочисленным насекомым, облепившим стакан, я наслаждался напитком. Это была душевная компания. Я не дал никому из них утонуть». Стуча зубами, Дарон выпил воду из кружки почти до дна. «Налей мне в ладошки немного водицы». «Он хочет умыться», - подумал я, но ошибся. «Вот так же я держал их с остатками фанты на столе, покуда все осы не насластились». Четыре зимы подряд он кормил синичек крошками хлеба из этих же рук, не взирая на холод. Ни к одному из зеков эти доверчивые птицы никогда не садились даже на плечо... Где-то во  Львове у Дарона живёт сестра. Она его старше. Мне бы её найти, учитель… Перед самой смертью я пообещал человеку исполнить эту его последнюю волю и рассказать его сестре о том, как он умер, вот так же, как вам. Её зовут Елена Шкляр. Она торгует игрушками, сшитыми из плюша. Это медведи… Вы не могли бы, Исаак Наумович, мне помочь? На воле есть Интернет. На сайте программы «Найди меня» можно дать объявление о розыске.

Второе субдействие заканчивается. Экран гаснет.

Учитель:

Нет!.. Я не могу этого сделать… После такого поступка меня уволят с работы раньше, нежели я дойду из дома до проходной. Любые контакты с осужденными запрещены…

Рене:

Я, Исаак Наумович, тоже его предал… Едва он умер, меня из камеры отвели обратно к Циклопу. «Пиши», - приказал мне Млынски. На этот раз я даже не огрызнулся… «Пиши о том, что он раскаялся перед смертью, что не держит в этом мире зла ни на кого из нас - живущих… Ты понял?.. Ни на кого: ни на тебя, ни на меня, ни на Тарзана, (показывает рукой на Тарзана) я знаю, что он - Тарзан… Что, уходя к богу, благословил всех нас, кто остался жить… Ты слышал, Гад!.. Всех до единого… Повтори». «Да ведь так оно и было, - пробубнил я сквозь слёзы, - он умер по-христиански». «Значит так и пиши… Число и подпись не забудь в конце документа, такой-то, такой-то, тире, священник». Я предал его, как Пётр-апостол Христа, спасая собственную шкуру от пыток. Дарона зароют на кладбище в самом дальнем углу, покрытом полынью. Там в беспорядке хоронят людей, не имеющих близких. Каждому хочется, чтобы после его смерти могила была ухожена и чиста. Чтобы время от времени кто-то был рядом… Утром в столярном цеху я видел хлипкий осиновый крест и фанерную табличку, сбитую со старого шкафа – покорёженную, грязную, на которой синим фломастером намазали данные о прожитой им жизни – даты рождения и смерти. Завтра его похоронят… Когда-то в Польше, я знаю, жил один учитель - Януш Корчак. Однажды фашисты построили подопечных ему детей в колонну и сожгли. «Ты свободен», - сказали они учителю прежде. Но он шагнул в печи первым…

Учитель:

Вы жестоки, Гад… Вы бьёте под самое сердце.

На демонстрационном экране появляется старое заброшенное кладбище с разрушенными оградами и торчащими криво, убогими крестами, едва выглядывающими над высокой травой. Поздняя осень, пасмурно, дует позёмка, но снежного покрова нет. Недостроенная часовня, рядом с ней плохо выкрашенный синий вагончик, из трубы которого в небо рвётся дымок.

Рене:

Выцветают любые краски, деревянные кресты загнивают и падают наземь, ими топят буржуйки сторожа. Заброшенные могилы порастают бурьяном. Учётные книги теряются или рвутся. Ни завтра, ни послезавтра вы не ходите на кладбище… Вы пойдите туда спустя неделю, найдите его могилу и запомните место захоронения. И никто не узнает, что вы там были, а я, как только освобожусь, поставлю каменный крест человеку цвета индиго и отыщу его сестру … Будьте добры, учитель? А-а?..

Учитель:

Я буду на кладбище

Ефим Шульман покидает место за дверью, нечаянно задевая рельс плечом. Скелет в клетке вздрагивает и падает с прутьев на пол, гремя всеми костями.

Действие заканчивается песней Сергея Неудачина. Под эту песню кресты на кладбище поднимаются и растут.

Надо мной склонился ночью ангел.

Крепко спал я, сны запоминая,

Но его услышал я дыханье

С легким ароматом яблонь рая.

С нежною прохладой звезд далеких,

Что легла пыльцой на белых крыльях.

С теплым состраданьем глаз глубоких

И со вздохом силы и бессилья.

Тень его коснулась сновиденья.

С губ сошла забота и тревога.

Я услышал ангельское пенье,

Тихое послание от Бога.

Что через земную жизни тщетность

Все плывет небесная флотилья.

Что сутулость – это не ущербность,

Это место, где пробьются крылья.

 
Действие третье

Место действия:

Действие происходит в кабинете главы пенитенциарного учреждения. Стол, кресло, на полу ковёр, по периметру которого расположены стулья. За столом на стене висит герб Российской Федерации и под ним портрет президента.

Хозяин (сердито):

Жмура зарыли успешно?

Циклоп (подобострастно):

А как же ещё, товарищ полковник… Сегодня под утро…

Хозяин (гнусаво передразнивая Циклопа):

Сегодня под утро… (взрывается) Даже труп на кладбище спрятать по-божески не умеете!.. (орёт, багровея) Вы чего туда попёрлись на ночь глядя?.. (трясёт газетой, как саблей и бьёт её с размаха два раза по столу) Вот...  Вот... Читайте!..  Анонс на первой странице номера!.. Завтра об этом будет брехать вся страна. «Изуверы из ФСИН тайно хоронят убитую ими жертву». (обращается к Тарзану) Как тебя зеки поносят, подлец?..  Тарзаном?.. (глубокая пауза) Это твоя морда на фотографии?

Тарзан (с достоинством, обиженно, но гордо):

Я - Ниппель Ярослав Иванович, товарищ полковник… Имею заслуги перед Отечеством… (удивлённо рассматривает газету) Так точно, это моё лицо на фотографии. Но кто и как его отснял тёмной ночью на кладбище, где не было ни души?..

Хозяин (рычит):

Со спутника, твою матерь, отсняли подлые зеки по нанотехнологии из Европы… (плюётся три раза в урну, стоящую у стола) Фотография сделана мною в позапрошлом году во время похорон подполковника Кресса, околевшего от инфаркта в чужой постели. Её у меня украли хакеры, когда я выходил в Интернет за новостями, и отправили в газету по мейлу. Но обывателю эти подробности не нужны. Ему важен оскал, с которым ты скорбишь возле гроба… Ты - алкоголик.

Тарзан:

Это я от недосыпания так улыбаюсь, товарищ полковник

Хозяин (кричит):

Напишешь по этому поводу объяснительную записку, а покуда - заткнись!.. По нашу душу едет из области комиссия с Кацем. во главе и, я думаю, по поводу трупа, который вы тайно зарыли.

На демонстрационном экране прокручивается документальная хроника, в которой солдаты ОМОН избивают зеков дубинками.

[i]

Тарзан (вполголоса ворчит):

Кац у меня на глазах весною построил из зеков мост через глубокую лужу и ходил по нему взад-вперёд два часа подряд, объясняя, что лужи быть не должно. Вода замёрзла. Двое заключённых тогда простыли и околели в лазарете… Сегодня он в министерстве - важная птица - председатель комиссии по правам человека в ФСИН. Описывает всякую невинную смерть в застенках, как терроризм.

Хозяин:

Цыц, Ниппель, образованный наш Тарзан, душа твоя склочная, грязная, мелкая, готовься на эшафот. Власть она на то и власть, чтобы ногами втаптывать в грязь любое ничтожество. На прошлой неделе, не ты ли снимал на плацу перед зеками форменные штаны[ii] и, демонстрируя гениталии, угрожал поставить в позу прачки и покрыть каждого из них, как мокрую курицу?..  Не ты ли орал при этом, что в России плохая рождаемость, что мы её повысим?.. Хоть кто-то тебе перечил? Не суди по себе хорошего человека.

Тарзан:

Да я не про это орал на плацу, товарищ полковник, а говорил по душам с отрицательным контингентом о нарушении ими правил внутреннего распорядка.

Хозяин:

Молчи, зараза… Это тоже отснято зеками на сотовый телефон и размножено в Интернете. Вот, я тебя загну сейчас в такую же позу, разогнёшься на пенсии без копейки в кармане мокрый с ног до головы…

Тарзан:

Не грубите мне, гражданин начальник, мы невинные жертвы субкультуры, толкающей нас на неадекватные меры поведения по отношению к подопечным.

Хозяин:

Ишь, ты, как научился брехать по научному… (берёт в руки газету и ещё дважды бьёт её по столу) Что написали по поводу трупа врачи-эксперты?

Циклоп (подобострастно):

Вот, посмотрите на их заключение, товарищ полковник… (открывает папку и протягивает полковнику бумажку) Вот оно.

Хозяин (бросает в сердцах газету на стол, берёт дрожащей рукой бумажку, поправляет очки и читает):

Повсеместно по телу умершего чёрно-синие пятна от ударов тупыми предметами, возможно ногами...

Циклоп:

Так точно, Адам Адамович.

Хозяин (удивлённо):

Пробитые в районе… (заикаясь) каких-то костей… Не могу прочитать латынь… (пауза) Вы с ума сошли, окаянные… Чтобы замордовать какого-то зека, вы пригвоздили его к паркету?

Циклоп (возмущённо):

Он сам это сделал, товарищ полковник…

Тарзан (высоким наглым тенором):

Я целый час искал по зоне клещи, чтобы его спасти...

Циклоп (перебивая Тарзана):

Этот подлый зек потребовал адвоката, ссылаясь на то, что мы, якобы, не шевелим документами на УДО… Пригрозил, что умрёт публично, словно Христос на распятии, прямо в библиотеке.

Хозяин (к Циклопу):

А вы его оторвали от пола?.. (орёт) Да пускай все осужденные на свете прибьют себя, как он, гвоздями: хоть к полу, хоть к стенке, хоть дюбелями к бетонному забору запретной зоны – святая хрень, и дожидаются амнистию из Москвы, нам только от этого легче их сосчитать. Каждый будет на месте, словно мухи в гербарии… Зачем вы его лупили перед смертью?..

Циклоп:

А как же ещё?.. В сердцах…  Сопротивлялся…

Тарзан:

Вы же нас учили, Адам Адамович, гасить любые проявления бунта в его истоке... Чтобы другим неповадно было качать свои права…

Хозяин:

Совершенно верно, учил… (пауза) Но вот если родные этого распятого ангела завтра потребуют вскрыть могилу, а там - отбивная котлета…

Циклоп (радостно):

Нет у него родных… Я на этот счёт совершенно спокоен (протягивает ещё одну бумазею). Есть документ, подтверждающий нашу лояльность к убитому зеку.

Хозяин (удивлённо):

Какой документ?

Циклоп:

Он исповедался перед смертью. Вот его заявление и заверенный священником протокол исповеди, на которой усопший раскаялся в содеянных грехах. Тут же чёрным по белому написано, что, умирая, он не держал никакого зла за пазухой ни на кого, в том числе и на вас, товарищ полковник, и нас с майором Ниппелем, тоже подписавшим протокол

Хозяин:

Сия малява, как я понимаю, составлена для меня?

Циклоп:

И для грядущей комиссии с Кацем во главе…

Хозяин (вглядываясь в бумагу):

Действительно… Есть и число, и подпись… Всё, как будто, на месте… А кто заверил эту бумагу в качестве священника?..

Циклоп:

Рене Гад из второго отряда.

Хозяин:

Какую церковь он представляет?

Циклоп:

Кажется – индус, он гуляет по ночам в астрале среди зеркал…

Хозяин:

Ещё один Космос?.. Бесстыжая рожа!.. Жулик. Посадите его в кутузку, чтобы поменьше гулял, и проверяйте, как побегушника каждые два часа.

Циклоп (открывает папку):

Мы так и сделали, товарищ полковник. Окрестите его, пожалуйста, задним числом, вот ещё одна бумазея (протягивает сфабрикованный ранее арест)

Хозяин (рассеянно пробует его прочитать и подписывает бумагу):

Вы-то за что его решили упечь?

Циклоп:

Он подбивал учителя отыскать сестру убитого Вельниковски…

Хозяин:

Кстати, он вас обманул… Подписал бумазею, как ренегат – с маленькой буквы, слитно. Если это увидит Кац, то над нами будет смеяться вся управа…

Циклоп и Тарзан (вместе, громко):

Вот подлый зек!..

Хозяин:

Значит, всё-таки, у погибшего есть на этом свете близкие люди?..

Тарзан (пренебрежительно):

Так себе, одна сеструха и та где-то во Львове… Чтобы её найти - нужно время.

Хозяин (взрывается):

Ты как передо мною стоишь?.. Обнаглел до последней черты… А ну-ка пятки вместе… Носки врозь!.. (Офицеры вытягиваются по стойке «смирно») А что ваш учитель?

Циклоп:

Он отказался, было, вначале сотрудничать с зеком… Но вскоре рехнулся. Кто-то ему напел о том, что мы упекли Рене Гада в ту же нулёвку, где пытали его товарища.

Хозяин (рычит):

Вы действительно изуверы… Вам пытки, как инсулин для диабетика.

Тарзан:

Никто его не пытал, товарищ полковник… Протащили немного по плацу, спустив штаны… Били строго по спине дубинкой для профилактики, в четверть силы. Он даже ни разу не пикнул. Старый учитель увидел где-то следы его крови и примчался к дежурному по колонии.

Хозяин:

А бескровно было нельзя?

Циклоп:

Честное пенитенциарное слово, я мамой клянусь, не было крови, товарищ полковник… Мы того учителя нежно под ручки, мол, Исаак Наумович, вам сюда нельзя, вы излишне впечатлительный и добрый человек. Сказано было культурно, без мата… Не слоняйтесь по коридорам колонии, здесь находятся комнаты для активной воспитательной работы с отрицательным контингентом. На это старик сердито ответил, что его ученик Рене Гад - положительный человек. При этом зрачки у деда были расширены и безумны, словно у наркомана. «Вам надо срочно к врачу за таблетками, уважаемый, вы устали, - объяснил ему я. - Так не бывает, Исаак Наумович… Среди осужденных нет положительных людей, они все – мерзавцы по приговору суда». «А вы герои по назначению на должность», - нагрубил этот хам. Гуманистическая педагогика, которой бахвалятся эти чистоплюи, отрицает насилие… Пришёл уборщик с ведром. Для мытья стеновых панелей и кафельной плитки мы добавляем в воду специальное средство с тёмно-синим оттенком. Помешанный старикан бросился к уборщику и отобрал ведро. Я позвал помощника, мол, товарищу плохо, а этот учёный дурак забился в угол, как затравленный зверь, где обнялся с грязным ведром и начал его баюкать, как маленького ребёнка, поясняя нам шёпотом, что это драгоценная аура Рене Гада – того самого чернокнижника, которого мы упекли в изолятор в преддверие грядущей комиссии. Я приказал отобрать ведро силой. Вся вода при этом вылилась на пол. Учитель снял пиджак и накрыл им эту лужу, думая, что спасает от нас чужую душу, украденную насильно. Я отправил его в психушку…

Хозяин:

 Вы дискредитировали себя во всем… (презрительно) Учителя я, конечно, уволю к Богу в рай, нечего было нюни распускать, но вы у меня пойдёте работать на его место в опущенных брюках, без звания и льгот и покажете, как надо учить людей добру, не применяя дубинок и других специальных средств воспитания…

Звонит телефон. Хозяин колонии поднимает трубку и меняет тон разговора с нравоучительного на шёлковый

Да, да, я слушаю… (пауза) Генерал?.. (пауза) А как же Кац? (пауза) Вот это номер… Не ожидали, не ожидали, Виктор Степанович, спасибочки… Стол?.. Конечно, будет стол!.. На сколько персон? (пауза) Тот же час, тот же час распоряжусь, не беспокойтесь, Виктор Степанович (короткая пауза) Да, да… уже, уже затопили… Ждем… Ждём… Ждём- с… С превеликой радостью.

Кладёт трубку на аппарат. Достаёт из кармана платок и вытирает им лысину. Подчиненные, открыв рты, ждут, что им скажет полковник.

Циклоп (шёпотом):

Из управы звонок, да-а, товарищ полковник?..

Хозяин:

Так точно- с… (с облегчением) Вам повезло… По дороге к нам Илья Васильевич Кац заехал в колонию поселения на объект, где работают зеки, и разорался не в меру. Сейчас он осип и находится в больнице…

Все трое дружно смеются

Но расслабляться рано!..

Смех прекращается

Вы, Семён Абрамович, пойдите в офицерскую баню и распорядитесь, чтобы её топили, не прекращая ни на минуту, а вы, Ярослав Иванович, поспешите в курятник и прикажите зарезать тринадцать самых жирных гусей… (пауза) Вместо Каца к нам едет (громко, со вкусом) Дуз-Боровицки (улыбается до ушей), блудным ходом дань собрать. Да найдите его любимую девицу-передовицу из бухгалтерии, с которой он глаз не сводит ни на минуту, да чтобы она была у него на виду ежеминутно и хохотала до самого утра.

Оживлённые офицеры уходят со сцены. Хозяин грузно опускается в кресло и крестится. Все, переданные ему объяснительные бумаги падают на пол, нечаянно задетые рукавом.

Занавес

 

В данной работе автором использованы материалы из книги Генриха Андреева «Оказание первой помощи в горах», а также некоторые тезисы об оказании первой помощи, взятые на одном из медицинских порталов. Автор их мне неизвестен. В конце второго действия мною вставлено стихотворение Сергея Неудачина «Ангел», взятое на сайте этого человека.  http://sergey-neudachin.narod.ru/StichozY.html

[i]

http://www.youtube.com/watch?v=g9tgI_zg96Q

[ii]  Но изуверы в погонах не просто любили помахать кулаками. Им было важно придумать более изощрённые издевательства. Вячеслав Типпель, например, снимал форменные штаны перед строем, демонстрировал свой член… И такая картина - каждую неделю. С удручающим постоянством гордость УФСИН, передовик-воспитатель Типпель стоял на плацу со спущенными штанами, но в фуражке. Живое воплощение чести и достоинства офицера. http://www.rudnikov.com/article.php?ELEMENT_ID=18988