Виолле-ле-Дюк, - французский архитектор

Юрий Прокуратов
ВИОЛЛЕ-ЛЕ-ДЮК, Эжен Эмманюэль (1814 -.1879), французский архитектор и историк, один из создателей теории архитектуры

* * *

Архитектурное сооружение должно отвечать своему предназначению и соответствовать методам строительства. Первое достигается точным и простым выполнением условий, продиктованных необходимостью; второе означает использование материалов сообразно их свойствам и качествам… Чисто художественные вопросы симметрии и формы второстепенны по отношению к этим главным принципам.

Каковы же те материалы, которыми располагал архитектор во все времена и располагает теперь? Земля, наваленная и сформованная, битая глина, кирпич-сырец, а позднее обожженный кирпич; затем, вместо первобытных глинобитных материалов, бетон, т. е. плотное соединение из щебня, сцементированного раствором; камень, гранит, мрамор, базальт, известняк и пр.; дерево и металлы. На первый взгляд кажется, что нет ничего проще, чем применить эти материалы в постройке; но когда встает задача построить не землянку и не шалаш из ветвей, а нечто иное, когда нужно применить все эти материалы одновременно, придать каждому из них должную форму и отвести должное место, не расточать их понапрасну и в то же время не скупиться на них, точно знать их свойства и их долговечность, поместить их в условия, наиболее благоприятные для их сохранности и для извлечения из них ожидаемой пользы, — тогда трудности появляются со всех сторон.

Действительно, такой-то материал хорош при одних условиях и плох при других; этот материал действует разрушающе на другой; другой же именно своим свойством непригоден для такой-то функции. Дерево, если его закрыть и лишить доступа воздуха, гниет, железо, заделанное в каменную кладку, окисляется, разрушается и вызывает трещины в камне; некоторые виды извести выделяют в изобилии соли, разрушающие камни, которые они должны крепко связывать. Опыт постепенно приводит строителя к знанию бесчисленного множества явлений, имеющих место во всякой конструкции.

Для глинобитной и даже для бетонной постройки не нужно ничего, кроме рабочей силы.

Архитектор, строящий дом в Париже, где одновременно применяются камень, кирпич, раствор, дерево, железо, свинец, чугун, цинк, шифер, гипс, неизбежно должен накопить значительное количество практических наблюдений.

И страшно при таком множестве материалов стремиться подражать зданиям, построенным из одного единственного материала. В этом сказывается изъян архитектурного мышления.

Существуют лишь три общих принципа, применимых в конструкции сухой кладки и кладки на растворе: 1) принцип простой устойчивости, достигаемой укладкой один над другим материалов, испытывающих только вертикальное давление, 2) принцип агломерации, создающий бетонные массивы и ведущий свое происхождение от каменных подземных сооружений, 3) принцип равновесия, достигаемого уравновешиванием усилий, действующих в различных противоположных направлениях.

Если и встречалось иногда одновременное применение двух из этих принципов, то соединение их всегда заметно и дает ублюдочные произведения, никогда с точки зрения искусства, не обладающие той искренностью, которую хочется видеть во всяком произведении архитектуры.

Всякая архитектура исходит из конструкции, и первое условие, которому она должна отвечать, — это согласование ее внешних форм с этой конструкцией. Нужно признаться, что нас уже давно обучают искусству нарушать эти принципы в тех случаях, когда нас вообще чему-нибудь обучают.