Осторожно! Дедовщина на гражданке

Елена Микитенко
Это случилось в разгар перестройки, когда каждая новая партия стремилась обзавестись верным и преданным печатным органом. Именно тогда Милада Щедрина, филолог и журналист, волею судьбы оказалась в нашем городе и вынуждена была искать работу.
 
Газеты и журналы тем временем быстро размножались. В одной из редакций ей не отказали, но предложили поработать поначалу бесплатно — пройти испытательный срок.
Спустя три месяца, её попросили подождать ещё, пока не освободится место, затем ещё, пока не введут новую кадровую единицу…

Минул год. Милада оказалась мастерицей писать стихами и прозой, рисовать, редактировать, проверять ошибки. Заметим к слову, сам главный редактор Никифор Лесной был в этом плане не столь силён. Тезисы его статей умещались на половине страницы корявого рукописного текста. А уж кем они расширялись, украшались, шлифовались и доводились до блеска — фамилии тех людей всплывут разве только посмертно. Зато атаман, трибун, и этого у него не отнимешь,— кандидат в депутаты.

На исходе второй год кропотливого, неофициального, неоплачиваемого труда Милады в газете. И без того её слабое зрение совсем ухудшилось. Но самое парадоксальное: до последнего мо-мента руководитель Лесной регулярно давал ей задания и требовал их исполнения.
 
В редакции сначала роптали тихо, потом громче. Назревал конфликт. Пролетел слух, что кресло главного редактора может занять «неформальный новичок» Милада. Небольшой коллектив редакции тут же разбился надвое.
 
Что случилось далее, догадаться несложно. Придравшись к пустяку — у Щедриной появилось своё мнение по какому-то непринципиальному вопросу — рассерженный Никифор оглушительно зашипел на невинную, униженную, почти слепую Миладу. Смысл шипения в самой мягкой форме можно передать, как требование никогда в жизни не возникать пред его зоркими очами.

 Затем последовали краткие индивидуальные беседы с каждым сотрудником.
 Вопрос: «Вы за неё?», и перстом в сторону двери.
 Первая половина штатного расписания искренне призналась —"Нет!"
 Вторая, давясь несправедливостью,- тоже... "Нет".
 Все это было так печально!

Слышали, что в Германии, например, существует такое понятие, как бесплатная работа в солидных фирмах. Там сложно получить престижную должность, и молодые люди с двумя-тремя высшими образованиями добровольно предлагают свои услуги работодателям для того, чтобы получить практический опыт, осмотреться и «обзавестись связями». Договор составляется, как положено, на три месяца.
 По истечении срока договора практиканта переводят на освободившуюся к тому времени хорошо оплачиваемую должность. Если таковой не оказалось, то выдают рекомендацию, которая поможет ему устроиться на работу в дальнейшем, публично благодарят, дарят на память сувениры и желают успехов.
Заметим, за всё это время практиканту выплачивается социальное пособие, которое значительно выше средней зарплаты российского бюджетника, и практикант ни в коем случае не голодает.
 
К счастью, финал истории с Миладой Щедриной оказался не столь уж драматичен.
Она обратилась к руководителю регионального отделения той партии, во благо и процветание которой столь бескорыстно потрудилась, Владлену Федотову, с просьбой оплатить лечение по восстановлению зрения. И тот поступил по-джентльменски — нашёл возможность ей помочь. Стоимость операции на оба глаза в Москве составила как раз ту сумму, которую она заработала бы в этой редакции за два года.
 
Вскоре прозревшая Милада открыла своё издательство, сейчас у неё обширный круг авторов и достаточный авторитет. Никифор Лесной, наоборот, вынужден был покинуть своё кресло. Депутатом его не избрали, и виртуозных, искромётных публикаций под его фамилией в печати больше не наблюдалось.