Хвост, часть 4

Владимир Холева
Четверг. Не щадя живота.

10-05. Все еще сухо и солнечно, хотя и похолодало. Одет я так же, только сумку оставил дома. А «хвост» опять выпендривается: импортный твидовый пиджак цвета маренго, асфальтового цвета водолазка, серые вельветовые джинсы и серые мокасины.
И опять он нагло, не скрываясь, идет за мной. И даже насвистывает аббовского «Тайгера» - в смысле, «I’m behind you».
Но сегодня мы идем от памятника не вниз по бульвару, а через подземный переход, через улицу Куйбышева и Куйбышевский проезд – к метро «Площадь революции».
10-14. Этот вход на «Площадь революции» приезжим почти незнаком и потому малолюден. На эскалаторе кроме нас – только две женщины с авоськами. Ну, и где же обещанные подлянки? Я-то ждал, что «хвостов» будет как минимум двое.
10-20. Едем. Ну, кажется я его все-таки научил не сидеть перед женщинами...
10-29. «Смоленская», поднимаемся по эскалатору. Пока ничего подозрительного, что и настораживает. Впрочем, так можно и манию преследования заработать. И это ведь мне ничего не грозит - а диссидентам-то каково?
10-32. Ткани куплены, но еще надо бы куртку или плащ. А на наших распродажах больше 4-го роста я пока не видел… Поэтому от здания МИД – через подземный переход, к магазину «Руслан».
10-35. Так, есть болгарские плащи (агентурные сведения оказались верными), но моего 6-го роста нет и не было. Максимальный – 1,76м. В который раз убеждаюсь, что продажей одежды в СССР заведует злобный карлик.
10-42. Идем по Арбату. Ну и «faire-то que?», как сказала бы в этой ситуации Тэффи. От «хвоста»-то я избавлюсь, а вот демисезонная куртка или плащ нужны. Есть, правда, старое твидовое полупальто – но не всегда же оно годится. Вот купить бы финскую удлиненную куртку...
10-45. Если сейчас свернуть налево – можно пройти мимо моей школы, а если свернуть чуть позже, у театра Вахтангова – можно пройти мимо нашего бывшего дома. Бывшего – потому что приглянулся он горкомовским: некуда им, видите ли, селить понаехавших из провинции чиновников! Этак они скоро всех коренных москвичей переселят к МКАД!
А сейчас даже и рядом пройти нельзя – сказал же шеф, мимо посольств не ходить…
10-55. Антикварный. Всегда заходил сюда, как в музей. Так, сегодня – «Вид Севастопольской бухты» Лагорио за 850 руб. Надо же, и ведь кто-то заплатит. А всего лишь Лагорио – даже не Айвазовский...
А «хвост» внимательно изучает сверкающий из-под стекла золотой портсигар…
11-15. Угол Арбата и Арбатской площади, кафе на первом этаже ресторана «Прага». Есть не хочется, но... Ну вот люблю я это кафе. Да и неиспользованные за три дня обеденные деньги скопились. А заодно и посмотреть стоит, как «хвост» будет есть...
11-22. В кафе. Изучаю меню. «Хвост» за соседним столиком занят тем же и поглядывает на меня.
Эх, скоро в Москве негде будет купить хороший торт или пирожное: в когда-то знаменитом «Будапеште» уже брать нечего, а в Столешниковом и на Герцена – в 10-00 длиннющая очередь, а в 10-15 уже все расхватано. Да и там все хуже и хуже. Ведь когда у начальства есть закрытые распределители – зачем им тогда стараться, чтобы в магазинах были продукты?
Беру два ломтика пражского рулета и кофе (чая здесь, увы, нет). «Хвост», следом за мной, берет то же самое.
Знаете ли вы, что такое пражский рулет? Нет, вы не знаете пражского рулета! Это – не простой чешский рулет по 98 коп., состоящий наполовину из шоколадного теста. Это – кондитерский шедевр, чудом доживший с дореволюционных пор до наших дней. Он свернут из слоя темного шоколадного крема, слоя светлого шоколадного крема, тоненького слоя шоколада между ними, и лишь в самом низу подложен тонким слоем шоколадного теста, несущего всю эту нежную конструкцию. На вынос его не продают – гибнет при транспортировке. И очень хорошо, что не продают. Дать его ребенку – не остановится, пока все не доест. Представляете себе, что случится, когда в желудке натощак окажется столько шоколадного крема с шоколадом? Вот-вот, это самое и случится – ну, так примерно через час. Поэтому больше трех ломтиков сразу есть явно не стоит - сам в детстве удостоверился.
Вот я и ем два ломтика – медленно, маленькой ложечкой и потягивая кофе. И ем не натощак – позавтракал я плотно.
Так, а «хвосту» понравилось - уже съел и берет еще. Еще бы – ему же положены деньги на оперативные расходы. Небось, позавчера и на колесо обозрения полез, потому что – «халява, сэр»...
Когда-то я учился с детьми начальства – кстати, действительно большого начальства. Были среди них всякие – и хорошие, и плохие, но вот халявщиков точно не было - ведь у них и так все есть. И на пражский рулет они бы только скривились, брезгливо спросив: «Что, из города?» (т.е. не из спецбуфета). Похоже, не такой уж этот «хвост» обкомовский. Разве что его отец только-только в обком из провинции пробился...
11-34. Расплачиваюсь; «хвост» - тоже, причем требует чек. Похоже, он по своей жадности нечаянно сделал мне подарок – в нем сейчас шесть ломтиков пражского рулета и три чашки кофе.
Грех это не использовать. Поэтому огибаю «Прагу» и направляюсь в гастроном «Ново-Арбатский».
11-37. Вообще-то он хоть и «Ново-Арбатский», - но стоит на проспекте Калинина, как неудачно обозвали улицу-гибрид, составленную из старинной уютной Воздвиженки и широченного многоэтажного урода, построенного на потеху Брежневу – Нового Арбата.
Пью молочный коктейль – стакан за 15 коп. «Хвост» тоже. Ну, сам виноват...
А отрыв в ГУМе тогда отложим на завтра.
11-44. Мимо "Праги", потом - в подземный переход, потом - левее кинотеатра «Художественный» (там идет «Блеф» с Челентано - это я уже смотрел), потом – метро «Арбатская».
11-47. Едем на «Семеновскую».
11-58. «Семеновская». Поднимаюсь на эскалаторе. Даже не оглядываюсь – «хвост» рядом, не потерялся.
12-02. Перекресток. Перехожу Вельяминовскую, затем Щербаковскую. Ну, вот и «Богатырь». Ага, щ-щас – и тут покомандовал злобный карлик. Куртки-то финские, но максимальный рост – 1,76м. Зато размеры...
Значит, вот каким теперь должен быть богатырь: низкорослый и с пивным пузом. Змей Горыныч лопнул бы со смеху.
Ладно, зайду еще в универмаг…
12-16. Не универмаг – сельпо какое-то.
12-18. Так, а в «Родине» тоже идет «Блеф».
Кстати, тут со мной однажды казус случился. В 1977-м, когда в Москве террористы устроили три взрыва, я однажды вместо физкультуры доехал до Семеновской и пошел в «Родину» на "Синьора Робинзона". И, как назло, схватило живот (дело обычное, учитывая, чем тогда кормили в студенческой столовой – позже у меня и гастрит был). Ну вот, рванулся я в туалет, а сумку на своем кресле оставил, т.к. ничего ценного в ней все равно не было. А вот добежать-то мне и не дали – скрутили, сунули в нос КГБшное удостоверение и заставили своими руками донести сумку до какой-то каморки в подвале, а там, прячась друг за друга, смотрели, как я вынимаю кеды и тренировочный костюм. Ну ладно, удостоверились – но потом-то чего столько времени документы смотрели и расспрашивали? И еще ехидничали, что москвичу разок можно и потерпеть – не все же, мол, безнаказанно страну объедать. До туалета я каким-то чудом добежал, но некоторые чувства затаил надолго.
12-21. Кстати, а в туалет и сейчас надо бы. Перехожу Большую Семеновскую. Слава богу, открыто. А «хвосту» хоть бы хны – даже не зашел. Вот утроба луженая...
12-30. Ага – вот, похоже, и подлянка: когда я выходил, «хвост» чуть нагнулся и что-то сказал не то в левый лацкан, не то в нагрудный карман. Ну что же – я тоже учебные фильмы смотрел. Значит, он сообщает кому-то в машину наши координаты…
Ну, я так полагаю, в метро это не работает. Значит, идем в метро. Кстати, неплохо бы взболтать в его животе этот шоколадно-молочный коктейль...
12-35. Снова «Семеновская».
12-49. «Измайловский парк». Выходим.
12-52. Направо, теперь в подземный переход под трамвайными путями, а теперь – в парк.
12-57. Проходим мимо памятника Наташе Качуевской. Да, хрупкая студентка театрального – а сумела остановить немцев. Впрочем, отчасти ей было легче: все-таки у нее была граната...
13-15. Идем к городку аттракционов, а точнее – к американским горкам.
Замечательные горки – низкие, метров пять, но с какими поворотами... И еще у них есть очень важная особенность: по рельсу едут не кабинки, а подобия мотоциклов. Очень хорошо идти сюда с девчонкой: сидеть ей положено сзади, и на крутых поворотах она сама так вас обхватит, что и потом не сразу отцепится. И дальнейшее сближение становится просто неотвратимым. Эх, раньше надо было делать карманы на молниях...
13-42. Вот тебе и раз: аттракционы закрыты. Да, а в Парке Горького еще все работает...
Ладно, идем дальше. Справа, за деревьями – Измайловская подстанция. Ага, опять наклонился, да только здесь никакое радио не работает. Ну-ну, можешь еще попробовать – результат тот же. Ладно, идем назад.
13-57. Для профилактики еще захожу в туалет, хотя уже и нечем. «Хвост» ждет снаружи.
14-10. Метро «Измайловский парк». Едем назад.
14-15. «Семеновская». «Хвост» ехидно на меня поглядывает. Догадываюсь, как он мысленно меня величает. Но, полагаю, это – несколько преждевременно.
14-29. «Электрозаводская». Поднимаемся. Захожу в туалет около железнодорожной станции - больше для профилактики. И «хвост» зашел – но лишь для того, чтобы поправить перед зеркалом прическу.
Да уж, верблюд может долго не есть и не пить, а этот – какой-то «верблюд наоборот». Хотя... по-моему, были у него какие-то колебания...
Вспоминаю, как в «Блефе» Энтони Квин сидел над очком в застегнутых брюках.
14-37. «Бауманская». Наверх – направо - еще направо – под арку – в дверь - в кабинку.
14-38. Так, природу не обманешь! «Хвост» решительно входит в соседнюю кабинку и, судя по звукам, приступает к делу. Ну, что же: мне в-общем-то здесь уже нечего делать. Кстати, я и не расстегивался, да и дверь у меня не заперта...
Спускаю воду и спокойно, с достоинством удаляюсь. Ну не хочу я находиться в одном туалете с этим хамом и халявщиком.
14-39. А теперь – быстро налево в метро – направо мимо турникетов и бюста Баумана – с толпой студентов наружу – за ларьками – через проходной двор и улицу Фридриха Энгельса – еще проходной двор – через Ладожскую - за Бауманским рынком – поперек Бауманской (чуть не попав под машину) – снова проходными дворами и переулками.
14-57. Прихожу в себя в Токмаковом переулке, под лиственницей, свесившейся через старинную кованую ограду. Спокойно иду по Гороховскому переулку к церкви Никиты Мученика. Мимо церквей сказано не ходить, но эта – не действующая. И уж очень красивая. Жаль, что Ухтомский строил в Москве так мало. И еще чудо, что не снесли.
Да, а за мной все еще никого – ни машин, ни людей. Интересно, «хвост» так и остался в туалете или все-таки за мной погнался? Или погнался, но поскользнулся?
Ну, в любом случае, если этот эпизод всплывет – его репутации настанет, как сказало бы духовенство, «полный аминь»...
15-05. Быстро через ул. Карла Маркса – между Подъездным домом и Голицынскими палатами – через сад им. Баумана – через малозаметную калитку в стене – из ворот усадьбы Стахеева. Ну вот, опять за мной никого. А я уже на Новой Басманной.
15-17. Лермонтовская, вхожу в метро.
15-19. Лермонтовская, выхожу из метро на внутреннюю сторону Садового кольца и спокойно иду по Садовой-Черногрязской.
15-25. Так, еще проверимся: Большой Харитоньевский – никого. Перед Юсуповскими палатами (теперь там что-то сельскохозяйственное) сворачиваю в Козловский пер. – никого. Ладно, можно уже не спешить. Проходными дворами пересекаю Фурманный пер. и ул. Машкова. Еще два проходных двора – и я на Покровке, за кинотеатром «Новороссийск». И тут «Блеф».
Спокойно пересекаю Покровку. А теперь быстро – в гостиничный двор – за второй корпус – за третий корпус – к пролому в заборе – через проходной двор – еще в пролом в заборе – через школьный двор – в Малый Казенный пер.
15-52. Малый Казенный пер. За мной - никого, можно перевести дух.
15-59. «Канцтовары». Продавщица мило улыбается. Да, а для такого декольте нужна определенная отвага...
Вот что значит конец месяца и квартала – есть венгерские стержни для шариковых ручек по 38 коп., они не подтекают и не пачкаются. Беру 5 штук.
Продавщица строит мне глазки, но я только вежливо улыбаюсь и ухожу.
16-09. Сажусь в троллейбус.
16-27. Выхожу на Валовой, у Павелецкого вокзала.
16-30. Звоню маме, что готов ехать на примерку.
16-35. Вхожу в метро "Павелецкая".
16-52. Пересадка с «Площади Свердлова» на «Площадь революции».
Из метро звоню шефу, что пока все в порядке. Когда вкратце докладываю последние события, он хрюкает, но тут же называет меня дураком не на ту букву и говорит, что ведь предупреждал же. После чего разрешает, при острой необходимости, поиграть в Сусанина, т.к. терять уже нечего.
17-15. Спокойно выхожу из метро "Бауманская" и иду в ателье на ул. Фридриха Энгельса.
Надеюсь, «хвост» уже далеко отсюда. Занимаю очередь к закройщику.
17-20. Приезжают родители.
17-25. Все. Примерка.
А что будет завтра – видно будет. Хотя, подозреваю, «хвост» сейчас думает, как нагадить…

To be continued