К трехсотлетию М. В. Ломоносова

Кира Роллерова
Триста лет минуло-кануло со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова, но ни он, ни его великие открытия до сих пор не забыты.

За что же я хочу поблагодарить этого воистину талантливого человека?

Во-первых, я мечтаю пожать его руку за исследования в области химии. Скажите мне, кто отверг грубокорпуекулярные взгляды на процесс растворения, согласно которым частицы растворителя обладают клинышками, крючочками и другими фантастическими приспособлениями? Ломоносов. Кто является родоначальником микрокристаллоскопического анализационного метода? Именно он, Ломоносов Михаил Васильевич.

Но более всего я благодарна ему за его так называемый «всеобщий естественный закон»: закон сохранения вещества. Наверное, невозможна была бы нынешняя химия без столь монументальной закономерности.

Знаете, а ведь про достижения Ломоносова в области химии я могу говорить бесконечно. Но, как вы наверняка знаете, он блистал не только на тропе химической; ему были подвластны и другие области науки. К примеру, наблюдая в 1761 г. прохождение Венеры по диску Солнца, Михаил Васильевич открыл атмосферу на Венере. Скажете, пустяк? Нет, великий триумф.

Но помимо всех его достижений я хочу обратить ваше внимание на методы, которыми он руководствовался в работе. Наиболее полно этот вопрос можно раскрыть через такое высказывание Б. Н. Меншуткина, одного из первых исследователей научного наследия Ломоносова: «Ломоносову приходилось преодолевать в своих физико-химических опытах громадные трудности: техника соответствующих определений была еще совершенно не выработана; он должен был изобретать приборы для производства опытов и самые методы исследований. Приборы изготовлялись крайне медленно, а методы исследования давали расходящиеся результаты. Поэтому здесь, как и в других областях научной работы Ломоносова, мы имеем очень ценные мысли и гениальные предвидения тех путей, по которым должно идти развитие науки, но практические осуществления этих мыслей и намерений не дают результатов за полным отсутствием необходимых для этого приборов, приспособлений и методов исследования. Мысли опережают практические возможности на полтора века».

Я полностью согласна с мнением, высказанным выше. Ломоносов — человек идеи, я бы даже сказала, человек огромной фантазии. Он опередил свое время, он был на голову выше других, современных ему ученых.

Повторюсь, что я искренне благодарна Михаилу Васильевичу за все его открытия. Я чувствую важность таковых, я чувствую важность самого бытия этого легендарного человека на этой земле. Я благодарна ему за то, что он был и творил. Вот и всё.