Куда уходит детство

Юрий Фейдеров
Теперь, когда жизнь перевалила за 60 и начинаешь задумываться о жизни, начитавшись умных книг, где сказано, что надо научиться радоваться жизни, и слова Иисуса: «Будьте как дети», я, конечно, вспоминаю своё раннее детство. Просыпаешься утром и ощущаешь необыкновенное блаженство. Особенно удивителен переход от сна к бытию. Когда ещё что- то снится, но уже слышишь знакомые голоса, и родные лица вплетаются в какие-то события сновидений. Где сон, где явь? Открываешь глаза, а утреннее солнышко уже осветило противоположную стену и какой-то лучик, попав на зеркало, отразился тебе в один глаз.

Отворачиваешься от него и пытаешься досмотреть сон, но зажмуренные глаза уже не видят  продолжение, а в уши вливается шум из открытого окна и воробьиное чириканье. И уже не можешь улежать в кровати, вскакиваешь и бегом на улицу, босиком по траве к друзьям, даже без завтрака. И заигрываешься так, что не можешь оторваться, когда мама зовёт на завтрак. И не дозвавшись, она выходит с тарелкой каши, поймав меня  на ходу, быстро скармливает всю тарелку, которую дома за столом я обычно «мусолю» не меньше часа.

В детстве любая погода в радость. Осенью мрачный день с серыми набухшими тучами создает особое предчувствие дождя. А когда он начинает литься, с особым удовольствием бродишь по лужам и грязи. И возвращаясь домой, удивляешься, почему грязь была по щиколотку, а сапоги грязные до самого верха и ещё на штаны попало.

Весенняя грязь, когда после дождя пригрело солнышко, особенно хороша. Она уже нагрета солнцем и лепишь из неё хлопушки разной формы. В виде мисок, барабанов, танков, кораблей…  И бабахаешь их об асфальт. И соревнуешься, у кого громче хлопнет или красивее разорвёт.
 Ну а зима хороша снегом, хотя какой снег в Азербайджане? Лето длится с апреля по октябрь. Первые дожди начинаются  в ноябре, а первый снег выпадает на 31-е декабря.

Удивительно, но бывало, за полтора часа до Нового года начинает сыпаться снег, и покрывает землю к бою курантов. Держится он не более суток. И так случается ещё два –три раза до середины февраля, а в марте уже пригревает солнце и начинается весна.
Какие тут лыжи или заливание катков? Коньки мы и в глаза не видели. Только на санках случалось кататься, когда снегу удавалось задержаться на 2 -3 дня.

Но запах сжигаемой листвы осенью, морозной сырости зимой или весенней листвы после дождя до сих пор остаётся напоминанием того счастливого ощущения радости, которое может быть только в беззаботном детстве, ещё не обременённом заботами о жилье и хлебе насущном.
В детстве ещё не знаешь о библейских заповедях или постулатах, хочется быть хорошим для всех, и уже тебе прочитаны книги Маршака, Михалкова, Маяковского и Барто, и они настраивают ход твоих мыслей в русло правильного отношения к окружающим, строят в голове твою будущую философию жизни.

Хочется жить правильно, поступать правильно и думать правильно. И, кажется, что все тоже хотят того же. Много позже понимаешь, что невозможно быть хорошим для всех. Что тебя могут не любить только за твою национальность, о которой ты узнаёшь от других и не веришь им, пока твоя мама не успокаивает тебя, что это не так плохо.

Могут не любить и за то, что ты учишься не хуже, а то и лучше их сына. Могут не любить за отца, который назначен на более высокую должность. За скандальную бабушку, которая, как медик, требует чистоты в туалете и ванной комнате коммунальной квартиры.

Так, что ты начинаешь понимать, что всегда найдётся кто-то, кто обязательно найдёт в тебе это, за что  тебя не любить. И ты уже не так больно реагируешь на это злое отношение.
Жизнь большая школа и ты всю жизнь учишься, а в промежутках живёшь…