Медвежий край

Анатолий Муравский
            Окончание. Начало:http://www.proza.ru/2011/04/05/572
                ***
 - Как же его забудешь, если он каждый месяц бывает у меня в гостях, когда приезжает к нам в поселок  за продуктами для Настиного магазина,- оторвался от своих мыслей Гриша,-  Кстати, Олег мне рассказал, что вы медведя у себя на огороде подстрелили.
- Да было дело. Прошлый год был урожайным на медведей. Они приходили в поселок, как к себе домой. Один забрел на мой участок. И главное никого из живности не тронул, а прихватил мешок с комбикормом и уволок с собой. Мы с Олежкой решили его подкараулить.  Олежка засел на бане, которая расположена в конце огорода. За баней, ну ты должен помнить, калитка к ручью, а в пяти метрах в сторонке стайка и загон для свиней. Так вот возле бани в корыто наложили всякой приманки для медведя.
- А где же были Вы, дядя Харитон?
- А я сидел в сенях дома. На крылечке горел свет, и мне хорошо был виден весь огород. Правда до бани было метров двадцать, но я думал, что медведь будет проходить через калитку к приманке, а это от Олежки в двух метрах.

- Ну и как? Позарился медведь на вашу приманку?
- Да, где уж там. Он даже не пришел в первую ночь. А на вторую все же приперся, но не через калитку, а в ворота. Олежка мне потом говорил: «Смотрю ворота качаются, а потом вдруг открываются не наружу, а во внутрь». Сломал, вражина, ворота и спокойно так мимо крылечка направляется к стайке. Ну, тут я и выскочил на крыльцо, да бабах с обоих стволов дуплетом. А там и Олежка добавил. В общем, завалили ирода.

      В это момент к собеседникам подошел бывший начальник станции Аркадий Павлович Ващенко.
- Опять заливаешь, Хвастун?- обратился он к Харитону,- Поди, наврал уже с три короба.
- Да нет, он рассказал только, как медведя с сыном на своем огороде завалил,- ответил Гриша.
- Что ж, это было. А вообще в прошлом году медведи совсем обнаглели. Один решил с детьми, наверно, поиграть. Забрел на детсадовскую площадку и уселся в песочнице.
- А что, собаки не могли его вспугнуть?
- Да он на них даже внимания не обращал до тех пор, пока мужики не взялись за оружие. Только тогда его выгнали за территорию детского сада и убили.

- А я то натерпелась один раз страху,- подключилась к разговору молодая продавщица  магазин, который располагался на вокзал.
- Ну, ну, расскажи нашим гостям про тот случай,- подбадривал ее Хвастун.
- Рано утром, когда я уже открыла магазин вдруг на вокзал забегает уборщица и орет диким голосом:
«Медведь идет на станцию». Мы сразу же позакрывали все двери, но, если честно, это было самоуспокоение. Разве могли спасти  стеклянные двери, если бы медведь решил пообедать кем-нибудь из нас.
- Это ладно. Ты вот лучше скажи, где у вас у всех душа была, коль, даже позабывали о телефонах?- подковырнул Аркадий Павлович и, повернувшись к Григорию, сказал,- представляешь, они через вашу станцию вышли на телефон нашего мэра. А ведь у каждой в кармане лежал сотик.
- Конечно, смешно вам мужикам, а на станции в тот момент не было ни одного мужика. Конечно, мы растерялись. Сотовая связь то всего второй год. Вот у всех и вылетело из головы, что можно позвонить.

- А ведь медведь пытался зайти в вокзал,- продолжил разговор Аркадий Павлович,- Когда прибежали мужики с ружьями, он уже ушел в тайгу, но наследил везде, и возле входных дверей.
- Да просто он был культурным и не стал ломать закрытые двери,- улыбаясь, добавил Харитон,
- В прошлом году слишком много было культурных медведей в поселке. Гуляли по поселку как в парке. Никого не трогали, только собак пугали и людей. Иногда, правда, как у меня, попадался варвар и грабил кого-нибудь.
- Действительно в прошлом году, наверное, каждый наш житель имел встречу с косолапым или в поселке, или на речке. Кстати, Гриня, ты знаешь, что в прошлом году приезжал в гости ваш дружок Борька.
- Нет. Мне об этом Олег не рассказывал.

    В это время к вокзалу подъехал УАЗик. Из него вылез Олег и подошел к сидящим.
- Привет, мужики,- он поздоровался с каждым за руку,- о чем речь ведете?
- Да вот вспомнили прошлый урожайный на медведей год,- ответил Аркадий Павлович.
- А ты что Гриньке не рассказал про дружка вашего?- пожурил сына Харитон.
- Да как-то запамятовал, времени то у меня мало было, вот в спешке и забыл.

- Ладно уж оправдываться, лучше расскажи как встретились,- прервал оправдания Олега Григорий.
- Да мы и виделись то с ним всего два раза. Я все время на работе, а он с детьми на речке пропадал. Один раз в воскресенье съездили с ним на рыбалку, там и поговорили немного.
- И что он тебе рассказывал? Как живется ему в Братске?
- А он уже из Братска перебрался в Иркутск. Женился, родил двух девчушек. Одной уже 14, другой 10 лет. Работает на железке в конторе главным экономистом. Жена у него дежурная по станции. В общем, живут припеваючи.

- А ты расскажи про вторую встречу,- перебил Олега Аркадий Павлович,- интересная встреча была. Правда, Хвастун?
- Ни чего в ней не было интересного,- насупившись ответил Харитон.
- Как же, как же не интересно,- и повернувшись к Григорию, продолжил,- ты помнишь, где у нас пляж?
- Если старый наш пляж, то это в трех километрах вверх по течению реки,- ответил Гриша.
- Там сейчас стоит списанный трехтонный контейнер. Кто его туда притащил уже никто и не помнит. Но вот в тот раз он сослужил для нашего Хвастуна добрую службу.

                ***
- Не обо мне речь,-  возразил Харитон и, повернувшись к сыну, добавил,-  расскажи, как дело было.
- История действительно была забавной,- улыбаясь, начал рассказывать Олег,- В тот день Борька, как обычно, взял у своего отца УАЗик и со своими отправился на пляж. Расстелили одеяла, девчонки разделись и разлеглись на одеялах загорать.  Борька растопил мангал, и пошел в лес за дровами для костра, а  его жена, Валя, принялась нанизывать мясо на шампуры. Борис принес дрова, развел костер и стал укладывать на мангал шампуры. Валя вытащила из машины сумки с продуктами и стала распаковывать их.

- Вот в это самое время на берегу и появился я,- вставил свое слово Харитон.
- А зачем ты ходил на пляж?- спросил Аркадий Павлович.
- Да у меня сразу за пляжем в кустах стояла морда, и я хотел ее проверить. Потому и оказался на берегу.

- Ладно. Я продолжаю,- прервал их Олег.
- Когда Борька уже разложил все шампуры, из тайги на пляж пожаловал молодой медведь, и направился прямо к столу, возле которого были сумки с продуктами. Девчонки стали кричать, но медведь даже ухом не повел и продолжал приближаться к столу. От испуга Валентина с дочерьми при помощи моего отца забрались на контейнер. Борька схватил из костра горящую головешку и пытался этим испугать зверя. Однако видно от мангала шел больно аппетитный аромат и косолапый, не обращая внимания на Борьку, упрямо двигался в сторону стола. Один раз он рыкнул на Борьку так, что тот отскочил в сторону, а батя мой пулей влетел на контейнер и оттуда грозился косолапому пасть порвать.

- Хотел бы я видеть эту картину, как Хвастун медведю пасть рвет,- смеясь, проговорил Аркадий Павлович.
- Поняв, что медведя не отогнать,- продолжал рассказ Олег,- Борька кинулся к УАЗику и помчался в поселок. При въезде в поселок он наткнулся на меня и резко затормозил перед моим носом.
-  Скорее бери ружье!  На пляже медведь загнал моих и твоего батю на контейнер,-   крикнул он мне.
Я забежал домой схватил карабин и выскочил на улицу. Борька резко рванул машину вперед. Когда мы подъехали к пляжу медведь преспокойно уплетал Борькины продукты, не обращая внимания на крики людей, сидящих на контейнере.

- Зато потом мы с удовольствием полакомились его мясом в отместку за съеденные продукты,- вставил свое слово Харитон.
- Да, после того, как я застрелил медведя, все слезли с контейнера и батя помог разделать тушу. А потом жарили шашлыки из свежанинки. Правда без маринада вкус совсем не тот, но все равно было вкусно. Вот такая история произошла с Борькой на отдыхе.

- А как  все это перенесли Борькины женщины?- спросил Гриша.
- Они, конечно, сильно перепугались, но потом успокоились и даже попробовали шашлык из медвежатинки. Девчонкам, правда, не понравилось. После такого стресса Борька вынужден был прервать свой отдых у родителей, и они уехали на следующий день в Нижнеангарск. Ладно, мужики, мне пора, а то скоро обед закончится, а  я еще не обедал. Батя, ты едешь домой. Я за тобой ведь приехал

- Внимание пассажиров, на первый путь от перрона прибывает рабочий поезд номер 348,- прозвучало из репродуктора.
- Вот и ваш поезд на подходе,- сказал Аркадий Павлович,- счастливого вам пути.
- До встречи,- помахал рукой Олег и пошел в сторону своей машины.

     Все собеседники разошлись. Наши друзья направились на посадку в подошедший поезд. А через пару минут поезд покинул этот медвежий край. В этот год друзья еще пару раз приезжали в N за ягодой, но больше им не попадались медвежьи следы. Правда поговаривали, что один раз медведь вышел на железную дорогу и загнал обходчика путей на бетонную опору контактной сети. Обходчик просидел на опоре почти час, пока медведь занимался обследованием содержимого его сумки, раскидывал инструмент. Удивительно, что обходчик совсем не пострадал, хотя сидел на опоре в полутора метрах от высоковольтного провода контактной сети.

     Несмотря на то, что в этом медвежьем крае действительно много медведей и их следы встречаются часто и на железнодорожной насыпи, и в тайге, и на речке, но случаев нападения на людей за последние пять лет зафиксировано не было.