Жил-был один трамвай …самый северный на нашей планете ,о чем есть соответствующая запись в книге рекордов Гиннеса . Находился от тогда еще в СССР , ну а потом достался по наследству и “новой” России . Ездил он как обычно и принято у них – у трамваев - по рельсам и возил людей по городу Архангельску .
Холодно в Архангельске …особенно зимой .Поэтому в трамвае было особенно тепло и уютно. В последнее время правда , как и во многих других местах и там потеплело , но не стало и самого трамвая ?! А он там и во время Великой Отечественной Войны – жил и работал . Планировали даже его столетний юбилей отметить .
Не довозил он пассажиров до круглой даты – немного …лет 12 . Капитализм вроде к транспорту на экологически чистой и электрической тяге – относится вполне благосклонно ? Но наш трамвай – видать не вписался в местные рыночные отношения …
По странному стечению обстоятельств - не вписался в местный рынок и троллейбус!
В добавок ко всему электрическому – не вписалось туда же и местное автотранспортное предприятие в виде больших автобусов …зато вписалось много разных маленьких и частных маршруток ! Больше всего ездит теперь по Архангельску ПАЗиков …при чем ездят они то ли стайками то ли колоннами , я раз насчитал штук десять не меньше !
Дороги естественно не такие широкие – как в Москве , и смотрится эта самая толпа ПАЗиков …мягко говоря странно . Владельцев у этих – заменителей всего электрического , тоже много ! Больше 50 частных автоперевозчиков на город с населением в 400 000 человек ?
В принципе это не совсем плохо и даже напоминает конкуренцию …поэтому цены в основном за одну поездку – в ДВА раза ниже московских !
Ну а пустые трамвайные пути , медленно зарастали высокой и густой травой . Много было среди нее и огромных почти двухметровых – репейников . Город стал местами напоминать …что-то похожее на фильм « После нас » , но люди не исчезли вместе с трамваем и , через пару- тройку лет стали все таки эти заросли скашивать .
Скосив траву – увидели …рельсы ! Стали и их выкорчевывать и сдавать наверное в переплавку .
Небольшую часть освобожденных от травы и лишнего металла бывших трамвайных путей – заасфальтировали …при чем так , как и по всей остальной нашей Родине ! За такие дороги …на эти самые рельсы бы положить и проехать по ним сверху .
А трамваи …ходили даже и по острову Соломбала - это на нем еще Петр I бал устроил , лет 300 назад . Асфальта тогда там естественно не было – поэтому и использовали солому , и приклеилось это название ко всему острову . Есть и несколько альтернативных версий , что может по имени местной маленькой речки – Соломбалки .
Мне очень нравился маленький отрезок маршрута № 5 , где трамвай шел по сосновой аллее …почему то вспоминалась мелодия из Сказок Венского леса – когда там едут в карете и поют , а солнышко то пробивается через деревья - то исчезает .
А сосновая аллейка та … осталась , хоть за нее - спасибо !