Моё Плавистое. 11. Учусь в новой школе

Таисия Фоменко
В  этом году я шла в Морозовскую школу, и мне было интересно и страшновато. Саша в этом году шёл в первый класс в Пугачёвку. Его мама ходила, просила, чобы его тоже зачислили  в Морозовку, но ей отказали, сказали, что школа в Морозовке гораздо дальше, а он маленький. А был он совсем не маленький, ростом чуть ниже меня и такой крепыш. С ним в первый класс шла Люся, дочка маминой подруги Маруси. Со мной в Морозовскую школу шли Маруся и Гриша, Гриша уже шёл в последний класс. Они заметно повзрослели, да и я тоже.
Новая школа мне понравилась,  и учительница тоже. Мы держались стайкой, кто пришёл с Пугачёвской школы и сели все рядом. Но учительница нас всех пересадила, всех перемешала и начала знакомить. Меня посадила с симпатичным мальчиком, звали его Вася, на нём был коричневый спортивный костюм с двумя красными вышитыми вишенками. И потекли школьные дни в новой школе. Ходить туда было ещё дальше, чем в Пугачёвку. Ходить мне опять приходилось самой, У Гриши с Марусей было больше уроков. Да и ходить одной мне больше нравилось. Идти можно было через луг и через болото, а можно было идти через мост по дороге.
Я ходила через луг. Перед лугом была большая воронка от бомбы, огромная просто. Место было песчаное, я проходила через эту воронку и каждый раз обследовала её. Видно, это было старое русло реки. Были маленькие камешки, галька. Камешки были самые разные, розовые, серые, чёрные, прозрачные. Были разные ракушки. Были растения, которых не было у нас на лугу. Я собирала эти камешки, приносила домой. В некоторых из них блестели кусочки золота, я так думала. Всё, что приносила, показывала Саше, ему очень хотелось ходить в школу вместе со мной. Закончилась первая четверть, Сашу поэкзаменовали и перевели во второй класс, он же учил всё со мной и всё знал. В школе  все три класса сидели в одной комнате, если второклассники не знали ответ на вопрос, подымал руку Саша, если третьеклассники не знали ответ, Саша тоже подымал руку. Учительница сказала, если он сдаст экзамен за второй класс, она после Нового года переведёт его в третий класс. Она вызывала в школу Сашину маму и сказала, что ребёнку должно быть интересно учиться, надо что-то познавать каждый день новое, а иначе у него пропадёт интерес к учёбе, держать его в первом классе нет смысла. Спросила, что думает по этому поводу его мама. И Сашина мама сказала, что она тоже так думает.
Потом пришла зима и всё замела метелями. Однажды я шла и нашла убитого зайца. Обрадовалась, и потащила его домой. Он был невозможно тяжёлый. Пока я его дотащила, стемнело на улице. А потащила я его к дяде Тихону. У меня пальто было никакое. Я подумала, что с этого зайца можно сделать  к моему пальто приличный воротник.  Дядя согласился. Сказал: «Оставляй его в коридоре, он оттает за ночь, и я завтра сниму с него шкурку».  Так и сделали. Утром встали, я до зайца. А кот погрыз ему всю спину и начисто испортил шкурку. Я вспомнила, как тяжело мне было его тащить и мне стало так жалко себя, что я села и заплакала. Так и пришлось мне ходить в пальто без воротника.
Потом были большие зимние каникулы. Сашу, как он и хотел, перевели после нового года в третий класс. Он пришёл к нам, такой радостный и сказал, что в следующем году мы будем ходить в школу вместе.  Учиться ему было легко, он всё знал, что я учила, легко всё запоминал. Интересовался всем, что я стала учить в четвёртом классе. Знал всё, что я учила в третьем классе. У него были книжки для третьего класса, и он всё повторял на каникулах. Так наши каникулы быстро пролетели, и мы пошли учиться дальше. Время летело, близилась весна. Снег почти растаял, потеплело.
Но однажды, уже весной, пошёл снег крупными хлопьями, поднялась метель, потемнело на улице. И по такой погоде я пошла из школы домой. И в этой снежной кутерьме увидела летящих гусей. Они уже прилетели с тёплого края домой, а оказалось рановато. Летели низко над землёй. Вдруг один гусь упал недалеко от меня. Я подбежала к нему, он пытался встать и не мог. Я не знала, что мне с ним делать. Он обледенел и совсем выбился из сил. И я сама тоже устала, но разве можно бросить беззащитного гуся. Я попробовала его нести, но он был холодный и скользкий и ещё пытался вырваться.  Ну что делать? Нигде нет ни одной живой души, только я и гусь. На мне было одето два платка. Я сняла нижний платок, одела верхний, в нижний платок завязала гуся и потащила. Гусь был, конечно, легче зайца, но заяц не трепыхался, как гусь. И, всё таки, я его дотащила домой. Бабуся с мамой обрадовались, говорят, везёт же тебе, в воде рыбу ловишь голыми руками, в небе гусей ловишь голыми руками. Сейчас сварим с него суп хороший.  А я сказала, что не для того тащила такую даль, чтобы сварить с него суп. Гусь прилетел с тёплых краёв, и попал в такую передрягу, я несла его, чтобы спасти от смерти.
Гусь отлежался ночь в тепле, утром мы его накормили кукурузой, я приказала, чтобы моего гуся не трогали, и пошла в школу. Отучилась день кое-как и скорее домой, как там мой гусь поживает. Гусь был уже совсем хорош, пытался вылететь в окно, и его накрыли большой плетёной корзиной и пригрузили сверху тыквой, сказали, что сразу хотели выпустить, но не стали без меня. Накормили его ещё и посадили опять под корзину.
Он ночевал у нас ещё одну ночь. Погода наладилась, выпавший снег почти растаял, и утром мы выпустили гуся. Саша тоже пришёл посмотреть, как мы будем его выпускать. Я взяла его на руки, вынесла во двор и поставила на землю.  Он сразу даже не поверил своей свободе, сел и сидит. Я даже испугалась, а вдруг он разучился летать. Потом он посмотрел на нас, посмотрел по сторонам, встал, прошёл несколько шажков, взмахнул крыльями, торжествующе крикнул и быстро полетел.  Так приятно было на него смотреть. Это я его спасла.  И мы довольные собой пошли с Сашей в школу, он в свою, а я в свою.
У меня была хорошая школа. У нас была большая библиотека, и я прочитала за этот год много книжек. У нас появились новые предметы, мне они очень нравились: история, география и ботаника.  Я стала ходить в кружок юных натуралистов. У нас возле школы был опытный участок земли,  там выращивали разные экзотические растения, учительнице присылали семена  с южных республик. И я попросила для себя делянку. Учительница поручила мне выращивать на ней разные сорта капусты.
Оказалось, что, кроме белокочанной капусты есть ещё и цветная разных цветов и брокколи. Я даже не знала про это. Дала мне книжку про все эти капусты и дала посмотреть семена. Потом я должна была прочитать всё и ей рассказать. Только после этого начали мы с ней готовить семена к посадке. Потом начали выращивать рассаду на окне. Весна приближалась, заканчивался учебный год. Выросла рассада и я посадила её на своей делянке. И было столько с ней хлопот, её надо было поливать, полоть, окучивать и вести наблюдения, как она растёт, когда появились листочки, когда начал формироваться вилок. И надо было всё записывать в дневник.
 Всё лето я находила время между делами ходить на свою делянку и всё делала по правилам, капуста у меня выросла хоть на выставку везти. В это лето тётя Наташа пасла колхозное стадо, и я ей помогала. Утром выгоняли на пастбище, к обеду гнали на водопой, после водопоя коровы ложились поспать, а к нам приходил в это время Саша и мы шли с ним в школу на мою делянку.  Пастбище было между двумя селениями, и до школы было недалеко. Потом возвращались, и он оставался с нами на пастбище до вечера. Вечером загоняли стадо в коровник, доярки шли доить коров, а у нас было свободное время. Так пролетело лето, был конец августа, и на меня опять напала тоска по школе.
 В хуторе стали ходить слухи, что Плавистое собираются переселить в Козельщанский район. Собираются строить плотину на Днепре и делать водохранилище. Водохранилище попадает на Плавистое, на Пугачёвку и на Морозовку. Я сразу представила новое красивое село, и наверно у нас будет новая хата и школа новая. Это должно быть хорошо. Но взрослые все волновались, никто не радовался. Мама с бабусей только об этом и говорили. Написали письма всем родственникам, спрашивали совета. Так незаметно пришло первое сентября и мы с Сашей пошли в Морозовскую школу. Он за один год закончил с отличием три класса и чувствовал себя на высоте.
Я тоже с отличием закончила четвёртый класс и пошла в пятый. Меня обрадовала моя учительница  по ботанике, сказала, что моя делянка с капустой оказалась самая лучшая. На мою капусту приезжала смотреть комиссия из района, Изучили мой дневник наблюдений и приняли решение попробовать у нас в колхозе посадить цветную капусту, хотя это раньше не делали. По моим наблюдениям, она растёт также как и белокочанная, а посадить новую культуру-это почётно для колхоза. А меня представили к награде медалью «Юный натуралист». Мне даже показали на картинке, какая это красивая медаль. Я конечно обрадовалась и стала ждать. Но первая четверть подходила к концу, а медаль мне так и не дали.