Проблемы русских

Виктор Постников
Проблемы русских – в муках совести. 
Определение того, кто такие «русские», данное Достоевским (http://www.proza.ru/2011/04/01/183), следует рассматривать как идеал, далекий от реальности.  Такой же далекий, как например, quantum satis* воли у Ибсена. Однако  именно в этом идеале раскрываются проблемы русских.

Муки совести, конечно, справедливы для всех людей,  не только русских. Но у русских они принимают наиболее (само)разрушительный характер. В этом проблема, но и надежда.

Первая причина – это фиаско большой страны, а еще серьезнее – осуществления мечты человечества - построения справедливой общественной системы без богатых и нищих, за которые многие поколения слагали свои головы. Это самый большой удар по самолюбию русских. После такого удара,  русские много потеряли в собственных глазах. И маятник качнулся в противоположную сторону. На место мессианской роли «спасителей мира» пришел цинизм.   Цинизм, как раковая опухоль, распространился по всему обществу.   Для богатых это подмена духовных ценностей материальными, для бедных – забота о хлебе насущном. Здесь оба класса вполне солидарны.

Но от мук совести не уйти, они приходят перед сном, они приходят во сне.  Богатые уходят от них, развлекаясь, или строя «бизнес-планы» по дальнейшему обогащению,  бедные – одурманивая себя алкоголем или дешевыми наркотиками.  Но меня больше интересует промежуточный «слой», т.н. «буржуазия», или "средний класс", отличающийся наивысшим цинизмом и самообманом.  И не только потому, что это наиболее обширный «слой», но и потому что у него есть потенциал для исправления, если не просветления. В отсутствии каких-либо идеалов (а для русской интеллигенции это всегда была общественная борьба), «буржуазия» начинает фантазировать. Фантазировать и строить иллюзии.  Это ее главное предназначение и занятие. Фантазии охватывают как писательскую деятельность, так и многие искусства. Интернет – прекрасное отвлечение от мук совести и от реальной работы, прекрасная среда для фантазий. Поэтому все силы, энергия, творчество брошены на разработку вебсайтов, на ведение блогов, на саморекламу.  Но это в свободное от работы время.  Основной вид их деятельности – поддержка богатых работодателей.

   Без сомнения в этом «слое» есть талантливые люди. Даже своего рода "поэты буржуазной действительности", своего рода «перы гюнты» постсоветской действительности. Вот что, например, пишет по поводу ибсеновской поэмы известный критик Иегер**: «Главная ось поэмы, на которой все вертится, как раз опасность, связанная со склонностью злоупотреблять фантазией, как одурманивающим средством. Автор, провозгласивший идеалом quantum satis воли («Брандт»), не мог не придти к заключению, что одним из злейших врагов этого идеала является фантазерство. Порождаемое трусостью, оно ведет к бесхарактерности, эгоизму, обезличению. Оно превращает человека в тряпицу, неспособную отважиться ни на какой решительный шаг, все равно, хороший или дурной; превращает человека в искалеченное существо, которое весь свой век обходит сторонкой то, к чему его собственно предназначил «Хозяин»». (Не путать с маленькими "хозяевами").

Это в точности характеризует нашу «буржуазию».  Но от мук совести ей не уйти.


_________________________
* Достаточное количество (лат). 
** Генрик Ибсен. Полн. соб.соч., т.1, Пер Гюнт (С-Петербург, Изд. А.Ф.Маркса, 1909) с.251.