Экипаж. Не кино

Владимир Майоров
         
"7 сентября 2010 года в неработающем аэропорту на непригодную взлётно-посадочную полосу без светосигнального оборудования и приводных радиостанций совершил вынужденную посадку самолёт Ту-154М Авиакомпании «Алроса», выполнявший рейс Полярный — Москва".
"Летчики совершили невозможное. Это не красивая фигура речи, это факт. Вот они, те, кто. Командир воздушного судна Евгений Новоселов, и командир воздушного судна Андрей Ламонов (оба – пилоты первого класса) спасли жизни 72 пассажиров.
"Тушке" чтобы сесть, нужна полоса не менее 2 тысяч двухсот метров. В Ижме – тысяча триста двадцать пять. Но они сели. И лайнер, конечно, выкатился в лес, но всего на 160 метров. Бортпроводники тут же, как говорят очевидцы, пресекли панику и начали эвакуацию пассажиров. Только потом, уже в Ухте, они позволили себе какие-то эмоции".
"Пилотам браво (вышли из самолета абсолютно белые)"
"Кадры с места происшествия, вряд ли могут передать весь тот ужас, что пережили пассажиры. Специалисты называют произошедшее чудом: чудо, что сумели сесть на таком неподготовленном аэродроме, чудо, что никто не пострадал".
"Пассажиры самолёта Ту-154, который совершил аварийную посадку в республике Коми, добрались до Москвы. Многие из прибывших до сих пор находятся в состоянии шока.
Удачной вынужденной посадке способствовало то, что начальник вертолётной площадки Сергей Сотников добросовестно поддерживал заброшенную полосу в относительном порядке, следя, чтобы на ней не было мусора и не росли кусты.
В феврале 2012 года Сергей Сотников награждён орденом «За заслуги перед Отечеством II степени" (материалы из Интернета).



          В четвертый мартовский четверг слушаю новости на ТВ. Первая из них: "Ожидается, что сегодня утром ТУ-154 попытается взлетеь с таежного аэродрома в Ижме и прибыть в Ухту".
 
          Набираю номер Бармина. Толик работает в конторе на седьмом километре, где находится аэропорт.
          -Толик, позвони, если услышишь, что самолет приземлился. ПАо всему, вот-вот прилетит.
          -Какой такой ероплан?
          -В Ижме который был. Утром сообщили,его сначала в Ухту для ремонта перегонят. Я даже фамилию командира успел записать. Есоян.
          -Разве? Не слыхал. Обязательно позвоню.

          Аккумуляторы из своего цифрового Sony выкинул месяца три назад, новые не поставил (пенсия коротковата, как ни растягивай). Достаю полевой запас пальчиковых батареек, они тоже не тянут, и пока жду звонка друга, закладываю пару «панасоников» в зарядное устройство, втыкаю в розетку.

          Около 13 звонок. -Я в аэропорту, пришел пообедать, в буфете говорят, уже приземлился.
          -Хорошо, быстро собираюсь и выезжаю.

          Второй звонок: -Вижу его со второго этажа зала ожидания.
 
          Заспешил, быстро вставляю батарейки, проверяю аппарат: так, объектив выдвигается, на экране появляется картинка.

          На площади сажусь в гаэельку, начинаю нетерпеливо ждать, пока закончатся частые городские остановки. После ГАИ  маршрутка набирает ход, по сторонам под мартовским солнцем вольготно раскинулись белые матовые сугробы с льдисто- блестящими корочками наста. Стоит ладный солнечный денек, под стать настроению, а оно такое, словно спешу не осмотреть  металлический ковчег, а на свидание с незнакомкой.
 
         Приезжаю, раскланиваясь с дежурной сменой на входе.
        -Птичка не упорхнула еще?
        -Нет, но скоро собирается.

         Показываю содержимое сумки, проскакиваю подкову и поднимаюсь на второй этаж. Возле окон человек 5 или 6, причем явно высматривающих, когда откроется дверь прилетевшей из Москвы Тушки. Из окна отличный вид на летное поле. Вижу, что слева притулился длинный белый в зеленую полосочку тот самый лайнер Ту-154М, номер такой-то, с показанным по телеку совпадающий цифра в цифру.

         Достаю из сумки фотоаппарат, включаю, навожу через окно на самолет, нажимаю кнопку спуска – и ничего не происходит. Изображения нет.

         Сзади трогают за плечо. Оборачиваюсь: рядом стоит аэрорфлотский.
         -Фотографировать нельзя.
         И правда, терроризм и всякое такое. Сконфуженно оправдываюсь и объясняю, что цифровик все равно не работает, от греха подальше выскакиваю на улицу и огибаю здание вокзала.

          Слева от него выход для пассажиров, через решетчатые ворота виден хвост самолета, все остальное закрыто высоченным сугробом.

          У ворот толпится кучка встречающих, среди них двое, у которых из-под коротких курток выглядывают кобуры. Охти, неужели охранники поставлены, чтобы не пущать? Бред какой-то. Открываются ворота, толпой валят пассажиры, вооруженные пристраиваются сбоку двоих, здороваются и вместе с ними уходят на площадь к ожидающим хозяев машинам.

         Так, уже легче, начинаю действовать. Вновь и вновь пытаюсь реанимировать цифровик. Не понимая, чем я занят, оставшийся у ворот представительный гражданин  советует:
          -С этого места не видно, дайте мальчишкам, вон сидят - показывает на бетонную стену ограждения сбочь ворот, -они снимут.
          -Другая проблема, батарейки сели.
          Он понимающе кивает, поднимается на кучу снега и нацеливает фотоаппарат на самолет. Выждав время, я карабкаюсь следом, становлюсь рядом на узкий гребень и наконец-то вижу лайнер почти целиком. Почти, потому что хвостовая часть закрыта стволами часто растущих берез.

          Спрашиваю соседа, не одолжит ли свои батарейки сделать пару снимков.
          -У меня Nikon на аккумуляторе.
          -Что ж делать, а?
          -Сходите в здание, там киоск, купите.
          Как просто. Спасибо ему за совет. Бегу, вновь проскакиваю подкову, на меня уже не обращают внимания.

          Подхожу к киоску, возле которого единственный покупатель долго выбирает товар. Нетерпеливо жду: вдруг он улетит? Самолет, конечно, а не покупатель. Наконец тот с приобретенным  блокнотом отходит в сторону, я обращаюсь к продавщице, и… череда несуразиц продолжается.

          -Батарейки есть и почем?
          -Есть по сто и пятьдесят, других не осталось.
          Неожиданная задачка - раскошелиться ради пары снимков, в таком разе лучше бы аккумуляторы купить, но что делать.
          -Где они, посмотрю, подойдут ли.
          -Да у Вас перед глазами.
          Пялюсь на витрину, не вижу ничего такого, что можно принять за батарейки. Что со мной?
          -Да где же?
          -Мужчина, так прямо против вас, к стеклу приклеены.
          Вглядываюсь - это два бумажных прямоугольника с надписью «Лотерейный билет».
          -Да мне батарейки!
          -Ох, простите, мне послышалось лотерейки…а батареек нет. Можете сходить в магазин, недалеко, от дороги на поселок слева будет.

          Выхожу из зала ожидания и по заледеневшей обочине дороги, хоронясь автомобилей, добираюсь до магазина.

         -Дайте самых дешевых, по шесть.
         -Они не потянут даже на раз.
         –А какие потянут?
         -Которые по 40.
          Беру две, вставляю, проверяю. Работает все. Быстро возвращаюсь обратно, забираюсь на знакомую вершину. Там теснится супружеская пара, подвигается, освобождая мне место, делаю три снимка.

          Черт понес обратно в аэропорт. Возле входа встречаю двоих знакомых, поговорили о самолете и всяком таком, они заходят в подошедший Пазик 12 маршрута. Мне бы с ними… Нет, вновь поднимаюсь на второй этаж, там ни-ко-го и в одиночестве прогуливается давешний воздухоплаватель. Замечает меня, налетает, аки коршун, и начинает долбать, уже без всяких вы: -Че ты все ходишь здесь?
 
          От неожиданности теряюсь, что-то мямлю в ответ. На голове у меня немецкая каскетка, глаза прикрыты темными очками, одет в черный кожаный плащ, черные с искрой джинсы, в сумке три мобильника (с разными операторами). Ко всему прочему - пытался вести съемку. Вывод следует один – я шпиен! Не хватает малого: выучки и спутницы - блондинки.
         
          Кубарем скатываюсь с лестницы, в последний раз со звоном пролетаю подкову и, стеная от ощущения неловкости, забираюсь в газельку. Она быстро отъезжает.

          Людмилу,коллегу и охочую до всего любопытного, утром специально предупредил, что вот какое дело, собираюсь смотаться в аэропорт.
          -Ой, как интересно, мужа попрошу, чтобы тоже съездил посмотреть, сама не смогу, далеко, да и вряд ли успею. Улетит.

          Вернувшись домой, докладываю ей - так мол и так. Живописал подробности и добавил, что на сайте помещу со временем отчет об увиденном.
         -Когда ?
         -Когда…Я знаю? На будущую осень, годов через восемь.
         -Нет, во-первых, писать нужно сейчас, пока вся история на слуху. И, во-вторых, конечно, завидую тебе, мне бы тоже хотелось взглянуть.
        -Ты только бы, а я съездил и кроме выволочки, ничего не приобрел. И завидовать нечему. Маячил я там один на посмешище - пробурчал в ответ. И продолжил: -Я ж деревенский. Нам до всего дело есть. Жена, сама родом из Казани, напевает изредка, чтоб не забывал, где моя вотчина: -И дорогу гу-у-си переходят важно…

          Уселся за компьютер, сделал самый удачный снимок фоновым рисунком стола и написал то, с чем ты уже ознакомился, мой терпеливый читатель. А потом вспомнил давнюю похожую историю, подумал и добавил:

          Днем воздух над моим селом,стоящим на месте Великого Города, бывшей второй столицы исчезнувшего в начале первого тысячелетия Булгарского государства,наполнился никогда ранее не слышанным гулом. Издавали его две как бы мухи или стрекозы, медленно ползущие под низкими облаками точнехонько в нашу сторону.

          Покрутившись над полем у околицы (а до нее пара километров), «мухи» скрылись из виду и умолкли. Сели, стало быть.

          В школе - десятилетке как раз прозвенел звонок на перемену, и вся орава учеников, увлекая по пути за собой высыпавших из изб мирных жителей, ринулась туда.

          Так сельчане первый раз в жизни увидела сразу два вертолета марки Ми-4, производство которых только-только освоили на Казанском авиационном заводе.

          Через пару часов строжайший разбор полетов, выражаясь по современному, учинили всем беглецам. За срыв уроков особенно досталось старшим классам (и моему брату Валере, десятикласснику), взрослым по деревенским меркам и отчитанным лично директрисой. Мне, мелкому, и опять же Валере влетело дома от папы – мамы, учителей этой самой школы».
 
          Мало, видно, наказали тогда, если сегодня опять утек из дома самолетик посмотреть.

          К слову, в 15 ноль ноль при великолепной погоде счастливый лайнер с вылетел из Ухты в Самару. Корреспонденты Коми ТВ спустя расчетное время полета позвонили тамошним диспетчерам, приземлился ли он, и те ответили, что не знают, где находится борт. Он им никакая не легенда, наша «зыряночка»…

          Все закончилось хорошо. Около половины шестого, сообщило нам вечернее «Время», самолет прибыл в Самару, которая встретила его сильнейшим снегопадом.