Снежный заряд или пик напряжения Гл. 13

Александр Шушков
Глава тринадцатая

Неожиданно до слуха Алексея донесся, звук урчащего мотоцикла. Он едва завершил осмотр дельталета после посадки, когда вблизи площадки приземления внезапно появился этот «древний драндулет». Старый мотоцикл марки «Восход». Он сходу привлек его внимание. Поскольку в подобных аварийных ситуациях из общего дефицита необходимых и желательных после приземления возможностей пилота, общение становится наиболее приоритетным, Алексей немедля обратил свой взгляд на дорогу. Мотоцикл остановился точно на траверзе дельталета, и пару раз надсадно рыкнув, окончательно умолк.

Седок покинул мотоцикл и в заметной спешке, поставив своего железного «конька» на подножку, тоже устремил свой взор в сторону приземлившегося дельталета. Он знал о существовании подобных машин. Собирал подвернувшиеся под руку по этой тематике журнальные материалы. Он мечтал о полетах, и его интересовала такая техника, но воочию увидел впервые, когда почти над головой увидел пролетевший в воздухе этот диковинный аппарат и сразу помчался к месту приземления.

Теперь во все глаза он рассматривал пилота в не совсем обычном наряде. Красный комбинезон, защитный шлем, унты и сам, только что приземлившийся дельталет. Поэтому, не сдерживая эмоций захлестнувших его, приветливо с восторженным энтузиазмом помахал в сторону Алексея, излучая и подчеркивая всем своим видом особое радостное расположение и дружелюбие. Он не мог скрыть в себе это, рвавшееся наружу внутреннее ликование, одновременно восхищение, восторг и просто удивление.

Все это в раз смешалось и отпечаталось на его лице. Ему было не понятно, и он никак не мог взять в толк. Как, откуда, здесь, в его родных местах появился этот необычный летательный аппарат, нежданно-негаданно вдруг свалившийся с небес?

Алексей в свою очередь ответно помахал рукой и медленным шагом по вязкому снегу направился в сторону мотоциклиста.

- Здорово был! Как это тебя занесло в наши края? – В нетерпении, не дожидаясь, когда Алексей переберется через снежный дорожный бруствер, спросил паренек.

На вид ему было лет пятнадцать, шестнадцать не более. В серой кепке, козырьком назад, на лбу защитные очки, в коричневой кожаной, местами залатанной и облезлой куртке, худощавый, однако рослый паренек, как и большинство теперешних акселератов. При этом он ни сколько не озаботился соблюдением некоторых рамок приличия и несложного этикета по отношению к совершенно не знакомому, да и к тому же старшему по возрасту человеку. Ни тени стеснения в поведении, но несомненное и неподдельное любопытство на лице.

- Да, вот так случилось. На вынужденную, по топливу сел, - ответил Алексей, понимая, что в общении здесь приняты такие порядки.

- А, где ж, ты теперь горючку то, возьмешь? Небось, особая, на чем техника то работает?

- Девяносто пятый бензин, на худой конец девяносто второй, главное специальное высококачественное масло для двухтактных двигателей.

Егор присвистнул:

- У нас такого бензина найти не просто, а масла и в помине.

- Ладно, с бензином, чуть позже. Сначала перекурим? Я хоть дух переведу. Остальное потом.

Парень, кивнул головой, достал из кармана и раскрыл блестящий жестяной портсигар. С готовностью протянул Алексею:

- Закуривай.

- Нет, нет. Спасибо, у меня пока есть, - и ухмыльнулся шутливо, вспомнив, как они ему достались, - «дорожные».

Невров достал сигарету из верхнего кармана комбинезона, а парень подставил зажженную зажигалку. Оба закурили.


- Алексей. – Представился он, назвав только имя, понимая, что отношения здесь простые и протянул руку.

- Егор. - Дружелюбно подставил долговязый парень свою ладонь в ответ, чуть нагнувшись в полупоклоне.

- Послушай Егор, а ты, что-нибудь слышал о так называемом местечке «Озерки», в здешнем районе?

- Нет, не слыхивал, - ответил Егор, бросив взгляд в сторону деревни, - кстати, вон, мужик идет, видишь? Он здешний охотник. Вот он, всю округу здесь знает.

По дороге заметно, торопливыми шагами к ним приближался рабочий, во всяком случае, внешний вид предполагал подобное заключение. Он так выглядел. Роба, сапоги или ботинки, брюки на выпуск, подвыгоревшая зеленая фуфайка, на голове мягкий тряпичный шлем монтажника, вернее подшлемник под каску, с белыми шнурованными тесемками, мужчина лет пятидесяти, а может и чуть старше.

- А, я там тракторную сцепку варил, слышу, что-то в небе гудит, маску сбросил, батюшки мои. Смотрю, летит. Враз и не сообразил, что за невидаль? Вижу в небе что-то необычное, вот любопытство и взяло верх. Здравствуйте! Семен! - представился рабочий, - а, можно взглянуть?

- Добрый день. А, по отчеству?

- Да, не обязательно, Васильевич в общем.

- Очень приятно, Алексей… Михайлович. Конечно, смотрите, нет проблем, но вначале вопрос? Вы, говорят, Семен Васильевич, охотник и местность в округе неплохо знаете?

- Ну, свой район, конечно, хорошо знаю. Смотря что вас интересует, что ищите-то, хоть?

- А, вам такое местечко, с названием «Озерки», ни о чем не говорит? Я думаю, оно среди местного населения так употребляется, истинные озера, вероятно, другие названия имеют.

- Ну, да, все правильно, там подряд, три довольно крупных озера, не считая мелких, как бы в куче. От того видать, и название такое, общее, «Озерки».

- Стало быть, знаете? – Оживился Алексей.

- Как не знать? Бывал, охотился в тех местах.

 Для Алексея это был успех, навроде нового знака.

- Скажите, Семен Васильевич, а карту местности, возможно ли, здесь найти?

- Сомневаюсь. Навряд ли. Правда, у меня есть старая карта, но она административная, только «Озерки» туда могут не попасть, они к другому району вроде относятся, точно не припомню.

- А, давай посмотрим, если не трудно, принесите, пожалуйста, Семен Василевич?

- Давай на «ты», мы тут так больше привыкли. Я, мигом!

- Хорошо. Да, не торопитесь… Не торопись так, Василич, мы пока с Егором здесь… Поможешь, Егор, аппарат к дороге подкатить?

Егор кивнул. Вместе они бегло осмотрели дельталет. Топлива в трубке контроля не было.

- Бензин весь, если что и осталось, то не вырабатываемый остаток, а и чуть в карбюраторе, - вслух поделился Алексей.

Установив крыло горизонтально, и подвязав трапецию к спинке сидения, оставшимся фалом, чтобы оно не болталось, Алексей с Егором, вдвоем, подкатили аппарат к дорожному брустверу.

Охотник вскоре вернулся и развернул карту. Она действительно была административной, но все необходимые линейные и площадные ориентиры на ней были отчетливо видны, и по ней вполне можно было ориентироваться.

Алексей внимательно стал ее исследовать. И, тут же, враз, в левом верхнем углу карты бросилась в глаза знакомая конфигурация скопления озер. Одно в виде хорошо ему известной «восьмерки», а с ним рядом небольшое, круглое озерко и еще одно, вроде разлапистой кляксы. Характерные очертания, которых отчетливо отложились у него в памяти, когда вел визуальное наблюдение в полете еще по утреннему маршруту. Несомненно, кучность озер и дала, по всей вероятности, общее название местности, «Озерки».

- Вот они! Так называемые, « Озерки». Их не с чем не спутаешь, плотно расположились. А, названия, вероятно, финские, сложные для нашего восприятия. И, по всему, видно, для упрощения местные жители дали им одно общее название. Помнится, когда учился в школе, жил на Кольском полуострове. Вокруг города немало находилось озер. Наименования у них длинные. К примеру, было Пелесмозеро, а аборигены называли почему-то «Пирмус». Эта двухкилометровка? Значит так. Вот болото, вот деревня, на которую я вышел, а вот эта дорога, по которой до вас добрался, мы находимся здесь, Василич?

- Точно. А, это, наш леспромхоз, Тимохино, - и он ткнул пальцем в точку на карте.

- А вот Еремовка на реке, вот ее излучина, а с этой точки я взлетал. От Тимохино до «Озерков», то есть до базы, на глаз семнадцать, восемнадцать сантиметров по карте. Учитывая масштаб, тридцать четыре, тридцать пять километров, полчаса не более лету. Вот болото. Мы перед моим вылетом, еще в Еремовке чертили с напарником схему, где упоминали и это болото, и охотничью базу, дорогу вдоль перевала, выход на него, и Еремовку. Мы рассматривали эти объекты, имея в наличии лишь собственное воображение. Поэтому детально контуров болота в обсуждении не коснулись, да и в отношении всего остального, что пытались изобразить, точность на нашем импровизированном плане была весьма приблизительная. Болото, большой площадной ориентир, но в памяти береговая черта, за что можно зацепиться, не отразилась. Утром облетал его вокруг, а теперь полет проходил от Еремовки, совсем с другого направления. Ничего знакомого. Береговая конфигурация очертаний болота имела совершенно иной визуальный вид, чем прежде. Местность не узнал, свое местонахождение с достаточной уверенностью определить не смог, поэтому и пришлось возвращаться. Вот, что значит выход на объект, с другого направления, хотя один и тот же фактически, отрезок пути, вернее линия пути. И, мысли даже, чтобы понять что-то определенное, не возникло?

- Мне вообще не в толк, как ты летал в незнакомой местности. Запросто мог заблудиться, - прервал объяснения Алексея, Егор.

- Вот, и заблудился. Выбрался, так это лишь везение. Или счастливое стечение обстоятельств. Как не назови. Смотря, что считать везением. Теперь вот карта, все разъяснила. Выходит, я почти с середины отвернул. Значит, если был бы уверен в точности выхода и продолжил начатый полет по маршруту, по крайней мере, до края большого круга «восьмерки» удалось бы, дотянуть? Курс выбран был точным. Судя по равным расстояниям от точки возврата до Тимохино, и от нее же до «восьмерки», топлива вот только, только должно было бы, хватить. Если бы, и опять, если бы…. Но, как говорят, история не терпит сослагательного наклонения, к сожалению.

- Вот именно, «если бы», а если бы топливо кончилось немного раньше, пришлось бы на лес падать или в болото? Во, дела были бы, много он без двигателя пролетит? – довольно эмоционально выразился Егор.

- Здорово вообще-то! – удивился Алексей. Не ожидал он услышать от Егора подобных высказываний и вопросов.

Однако ответил:

- Смотря, какая высота, я шел не ниже четырехсот метров, дальность планирования, зависит от качества, а качество на этой машине может чуть больше пятерки. Где-то порядка двух километров. Выходит опять повезло. Фантастика.

- А, что такое качество? – Поинтересовался Егор.

- Одна из характеристик в области аэродинамики, соотношение подъемной силы и лобового сопротивления, но чтоб проще, качество выше, когда общее лобовое сопротивление машины уменьшается, то есть зависит от конкретной конструкции и его аэродинамических форм. Точнее в двух словах не объяснишь, специфический вопрос. Каждому аппарату свое качество присуще. Я, могу подробнее объяснить, если есть интерес, но извини, сейчас надо немного другие вопросы порешать. И, первый, как выбраться отсюда?

Алексей немного помолчал, потом продолжил:

- Рассчитывал исправить свое положение этим перелетом, а получилось с точностью наоборот, ситуация даже усложнилась. Напарник остался в Еремовке, я здесь, а получили ли информацию ребята на базе и какие действия предприняли или предпримут, кто знает? На эти вопросы у меня нет ответа . И, пока не знаю, что делать?

Алексей коротко поведал Егору с Василевичем, какие проблемы встали перед ним и его напарником после внезапной их встречи с утренним снежным зарядом, и что с ними произошло дальше.

- Да, похоже, досталось вам. Давай так, - предложил Васильевич, - для начала докатим твой «аэроплан» до моего дома, чтоб не стоял у дороги, а потом вместе обдумаем, что делать дальше. Годится?

- Ну, что ж, давайте так и поступим.

От основной дороги к деревне, за т-образным перекрестком, невдалеке влево отходила маленькая аллейка, обрамленная высоким кустарником в направлении, как показалось Алексею, двухэтажного дома, больше смахивающего на большой сарай.

Они втроем перетащили аппарат через дорожный бруствер и потихоньку покатили его вдоль дороги в сторону жилых домов леспромхоза, потом вдоль аллейки, в направлении дома Василича.

- А, есть ли, у кого в деревне автомобиль? - поинтересовался Алексей.

- Нет, - ответил Василич, - своих машин нет не у кого, а лесовозы на выходные здесь не остаются. Два трелевочных трактора ДТ-55 только, да и контора закрыта. Хотя постой! Вот ты деревню пролетал, что тебе раньше на пути попалась, так там, у Никитиных, «Нива» есть. Он зоотехник. Зовут, Владимир. Там и позвонить можно, если есть кому.

- Хорошо. Даже, если и есть кому, телефонных номеров все равно нет. А, машина, нужна, хоть до Еремовки добраться. Но, как в деревню быстро попасть, четыре километра по карте.

- Это не проблема. Я довезу, туда ж и ехал, - вызвался Егор, - это мой поселок.

- Вот, и, добре, с ним и доскочишь, - согласился Семен Василич.

- Спасибо Егор, а ты, Василич, возьми пока карабин, пусть у тебя побудет
.
- Нет, нет! И, не проси. Не возьму. Аппарат твой сторожить буду, а карабин не возьму, с собой бери.

Алексей не понял, чем вызван отказ, но время торопило, и он не стал больше упрашивать охотника. Быстро привязал веревку к карабинчикам на прикладе и цевье винтовки, перекинул через голову за спину.

- Видно все охотники, так к оружию относятся, - подумал он, - оно и правильно. Я, готов, - обратился он к Егору, который никак не мог завести мотоцикл. – Давай подтолкнем, может быстрей, получится, - и, ухватился сзади за багажник.

С третьей попытки мотоцикл затрещал, Егор газанул, чтобы добиться устойчивости в работе, двигатель не выносимо взревел, как озлился, готовый в ответ выкинуть все свои внутренности, но Егор видимо вовремя его усмирил, чуть прибрав обороты. Алексей почти на ходу прыгнул на заднее сиденье.

- Не рассыпался бы по дороге, - подумал Алексей.

Дорога прямая, без единого поворота. Пока ехали по дороге, Алексей, обдумывал недавние события и обстоятельства, в результате которых он оказался теперь здесь. Роились в голове всевозможные мысли, но ничего существенного придумать так и не смог. Мучили вопросы:

- Стоило ли взлетать после вынужденной посадки? Ну, дождались бы помощи, заправились. А взлететь нет возможности. Даже в одиночку не хватит площадки. А вдвоем, тем более. Что, разбирать аппарат? Тогда вывезти. Как и на чем? Вокруг площадки сплошной лес и глубокий снег. Не подступиться. Сколько проблем. Перелет тоже по сути авантюрный. А все же вырвался из того «Богом забытого» угла. И так, плохо, и так не хорошо, как не крути. Здесь хоть коммуникации какие-то есть. Отсюда аппарат и транспортом вывести на худой конец можно. Время покажет, там видно будет. Надо о лучшем исходе думать, - отгоняя, прочь навязчивые мысли, настраивал себя на позитивный лад Алексей, переключив внимание на дорогу, по которой ехали.

Узкая, асфальтированная дорога, покрытая снегом, основательно подтаяла. Повсюду мокрые проплешины таявшего на глазах снега. Сверху, когда пролетал здесь, брустверы снега вдоль дороги не казались столь высокими. Случись вынужденная посадка на такую дорогу, поломки не избежать. Консолями крыльев обязательно бы зацепил, если не худший вариант.

- Хорошо, что дотянул, - подумал Алексей, - как тут о лучшем то подумаешь?

Мотоцикл, как-то внезапно перестал рычать и остановился.

- Похоже, опять свечи, или зажигание сбилось, - со знанием дела изрек Егор, почесывая затылок, - задолбал вконец.

Он привычно сбросил сиденье, извлек из бардачка отвертку и свечной ключ.

- Надолго, - спросил Алексей?

- Посмотрим, - и принялся отворачивать свечи.

Минут через десять мотоцикл, как ни в чем не бывало, вновь заурчал.

- Такое  с ним часто бывает. Обычное дело, свечи замасливаются, - заявил Егор, усаживаясь на своего «железного коня» и приглашая Алексея.

Алексей, занятый раздумьями, будто и не заметил, что они еще пару раз останавливались, пока впереди не показалась деревня. Куда они и въехали.