Снежный заряд или пик напряжения Примечания

Александр Шушков
Примечания:

РМЗ – шка* - (Аббревиатура, понятная в среде пилотов) двухместный дельталет (мотодельтаплан), тандемной схемы, состоящий из открытой мототележки, трубчатой дюралюминиевой конструкции, в кабине которой, пилоты располагаются один за другим, типа «тандем». За кабиной пилотов на специальном кронштейне установлен двигатель (РМЗ-640, Рыбинского моторостроительного завода) с воздушным толкающим винтом. Весь этот моторный модуль мототележки через вертикальный трубчатый пилон шарнирно соединен с усиленным крылом, силовой каркас которого состоит из дюралюминиевых трубчатых лонжеронов, а профиль формирует специально выкроенная обшивка из прочного материала лавсан, типа «Яхта – до» или других прочных материалов и набора, тонких дюралюминиевых лат, образующих аэродинамический профиль крыла. Управляется дельталет специальной ручкой управления, в форме жесткого трубчатого треугольника «трапеции», связанного непосредственно через тросы управления с лонжеронами каркаса крыла в специальных точках. В полете при отклонении «трапеции» от себя вся плоскость крыла, непосредственно связанная через тросы управления с «трапецией» отклоняется вверх и дельталет переходит в режим набора высоты. При отклонении «трапеции» на себя дельталет соответственно переходит в режим снижения. При отклонении «трапеции» влево, плоскость крыла отклоняется соответственно вправо и дельталет производит разворот в правую сторону и, наоборот, при отклонении рулевой «трапеции» вправо дельталет разворачивается влево.
Пестициды* (от ;0B. pestis - зараза и ;0B. caedo - убиваю) представляют собой химические вещества, используемые для борьбы с вредными организмами. Пестициды объединяют следующие группы таких веществ: гербициды, уничтожающие сорняки, 8=A5ктициды, уничтожающие насекомых-вредителей, DC=38F84K, уничтожающие патогенные грибы, 7>оциды, уничтожающие вредных теплокровных животных и т. д. Большая часть пестицидов — это яды, отравляющие организмы-мишени, но к ним относят также стерилизаторы (вещества, вызывающие бесплодие) и ингибиторы роста.
РМЗ – 640* – двухтактный двигатель Рыбинского машиностроительного завода, мощность – 36 л/с
СЛА* - СЛА - сверхлегкий летательный аппарат или сверхлегкая авиация.
Дельталет *- сверхлегкий летательный аппарат (СЛА) тяжелее воздуха с балансирным управлением. Дельталёт - наиболее распространенный подкласс моторных СЛА. Возник на базе дельтаплана и мотодельтаплана, Дельталет - мотодельтаплан, с взлетной массой, не превышающей 495 кг, унаследовал от своих предшественников многие элементы конструкции и технологии изготовления. Конструктивно состоит из двух модулей: пилотажного и функционального. Первый практически представляет собой дельтаплан усиленной конструкции со всеми составляющими его элементами (в разговорной речи именуется "крылом", имеющий жесткий каркас из дюралюминиевых сплавов и мягкую обшивку из современных синтетических тканей); второй во многом повторяет фюзеляж микросамолета и включает: силовую раму, шасси (колесный, либо лыжный, либо поплавковый (полеты с водных акваторий) варианты), сидение пилотов (одноместный или двухместный варианты) и т.д. (в разговорной речи - "тележка"), на нем же монтируется силовая установка (двигатель с воздушным винтом, бак для топлива и т.д.). Дельталёт является гибридом дельтаплана и самолета и оптимально сочетает многие их достоинства, например, уступая микросамолету в скорости и точности выдерживания параметров полета, он имеет неоспоримые преимущества по взлетно-посадочным характеристикам, мобильности при транспортировке, неприхотливости в эксплуатации.
Телега* - моторный модуль (разговорная форма речи пилотов)
Стр.13 развалины Константиновского дворца*. – Константиновский дворец к завершению книги был полностью реставрирован.
«FO – 2» (англ.) – «Пятый океан – 2», (русск.), двухместный дельталет (мотодельтаплан), в котором сиденья пилотов расположены рядно. В разговорной речи «диван», в отличие от машин, в которых пилоты сидят друг за другом - «тандем», имеет ряд преимуществ. Основное – возможность в полете непосредственно видеть друг друга.
«Трапеция» - т.е. ручка управления - на таких дельталетах несколько шире и поэтому этим аппаратом, дельталет еще и так называют, управлять может любой пилот, сидящий слева или справа, в том числе и вместе одновременно. Такой дельталет чаще используется, как учебно-тренировочный. Для полностью независимого автономного управления с обоих кресел, второму пилоту дополнительно устанавливают симметрично педали управления передней стойкой шасси и те же педали одновременно позволяют второму пилоту управлять тормозами и двигателем.
Диван* - дельталет, с рядным расположением пилотов в кабине.
«Дельтанутый» - так в шутку, среди пилотов СЛА, сами они себя и называют.
Латы* - дюралюминиевые трубки, диаметром 8-10 мм, изогнутые в форме поперечного профиля крыла.
Площадь крыла в плане* - чем больше крен, тем меньше площадь крыла в плане.
ПХД* - парково-хозяйственный день.
Шпилька* - (штанга резьбовая) — крепёжная деталь машин и механизмов.
Двойная система зажигания* - На двигателях Rotax, авиационного исполнения устанавливают двойную систему зажигания и соответственно по две свечи на каждый цилиндр.
Стр. 74* - в условиях визуального полета и при отсутствии магнитного компаса на борту дельталета, определение истинного курса полета возможно только при наличии солнца, а ночью звезд.
Граница начала второго режима,* - где угол набора высоты максимальный.
разными калибрами.
Торсион* - (от франц. torsion — скручивание, кручение), стержень, работающий на кручение, выполняющий функции пружины.
«Ящик Пандоры»* - имя мифической обладательницы волшебного ларца со всеми бедами и надеждами.
Капониры* - высокие земляные валы, закрывающие самолеты на военном аэродроме, от поражения противником.
Вертикалка* - охотничье ружье, с расположением стволов друг на друге и
СПУ* - Самолетное переговорное устройство.
РП* - руководитель полетов.
Кроки* - план местности, наскоро сделанный путем глазомерной съемки.
Экономический режим* - режим наибольшей продолжительности полета, при котором угол атаки соответствует  максимальному углу набора высоты.
Пять ступеней вращения* - имеется ввиду, что дельталет имеет три степени движения по осям прямоугольной системы координат, три степени вращения крыла и две степени вращения мототележки относительно крыла.
Антипикирующие концевые поддержки* - тросовые оттяжки, в случае возникшего крутого пикирования ограничивают уменьшение крутки концевой части крыла при выходе за пределы минимальных эксплуатационных углов, иными словами помогают аппарату выйти из пикирования.
Кабрирующий* момент – момент, направленный в сторону набора высоты летательного аппарата, в сторону увеличения угла тангажа*.
Тангаж* - (фр. tangage — килевая качка) — угловое движение летательного аппарата относительно главной поперечной оси летательного аппарата.
Кобра* - фигура высшего пилотажа, которая демонстрирует управление тангажом в динамике полёта, стабильность на больших углах атаки и возможности сверхманёвренности реактивного самолёта, в нашем случае такую возможность демонстрирует мотодельтаплан с необычными конструктивными особенностями.
Горка* - фигура пилотажа - кратковременный полет самолета по восходящей прямолинейной траектории без крена.

Литература: КлименкоА.П., Никитин И.В. Мотодельтапланы: Проектирование и теория полета. – М.: Патриот, 1992 г.
© Copyright: Александр Шушков, 2010
Свидетельство о публикации №21007101022