Понимать друг друга с полуслова

Вера Вавилова-Кириченко
Предисловие

Дорогой читатель, на страницах этой брошюры вы узнаете о полноценном общении. Что понимать под этим определением? Каждый из нас стремится быть интересным человеком для окружающих, иметь много друзей, пользоваться авторитетом и уважением. Как этого достичь? В общении проявляется характер отношения человека к другим людям. Подозрительному недоброжелательному трудно бывает в обществе других. И, наоборот, позиция открытости, доверия, доброжелательности помогают найти общий язык, сблизиться, притягивают, как магнит, окружающих. Людвиг Ван Бетховен, величайший композитор, который потерял слух, так писал о трагедии непонимания: « О, люди, вы, которые меня ославили и сами считаете меня озлобленным, сумасшедшим или человеконенавистником… вы не знаете скрытой причины, по которой я кажусь вам таким… как я мог открыться, что у меня поражён орган слуха, который должен быть более совершенным, нежели у других…».
Нормальные взаимоотношения между людьми возможны при наличии способности не только рационально, но и эмоционально воспринимать других, способности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека.
Нас возмущает, если хорошие манеры, внешний лоск и показная сердечность служат лишь для прикрытия бездушности и цинизма, маскируют истинную сущность человека, но и нередко встречаются противоположные ситуации, когда с неглупым, добрым человеком трудно общаться из-за его неумения корректно вести себя с окружающими из-за незнания простых норм человеческого общения.
Очень точно заметил Джон Локк: «В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид глупости, учёность становится педантизмом, остроумие  -  шутовством, простота  -  неотёсанностью, добродушие  -  льстивостью. Хорошие качества составляют существенное благо души, но только благовоспитанность служит для них оправой».
Культура общения помимо уважения к людям, доброжелательности и терпимости, предполагает развитие таких особенных черт, как корректность и тактичность, учтивость и любезность, деликатность. Об этом вы узнаете, прочитав брошюру, которая поможет вам овладеть искусством вести беседу, уметь слушать и слышать, выйти достойно из конфликтной ситуации или предотвратить её, стать интересным человеком, притягивающим к себе окружающих. Прочитав об ошибках в общении и изучив несколько правил хорошего тона, вы сможете чувствовать себя уверенно в любом обществе, в любой компании. Понимая другого человека, чувствуя  настрой, душевное состояние, реально оценивая его поведение, вы получите положительную реакцию от окружающих вас людей.
Давайте понимать
Друг друга с полуслова,
Чтоб ошибившись раз,
Не ошибиться снова…,
Как пел когда-то Булат Окуджава.












Умение слушать и слышать

Горько, обидно матери, когда дети не слышат её тревогу,  не чувствуют её боль. Невыносимо обидна глухота и непонимание любимого человека. Рвёт сердце на части зов ребёнка, старика, инвалида, остающийся не услышанным равнодушной толпой. Что это: стремление отгородиться от чужих бед, спрятаться за ширму и жить в своём маленьком мирке грёз, мечтаний, радостей, чтобы не царапало чужое горе, не саднила душа от  несчастных, живущих рядом, не ныло сердце при виде брошенных, униженных. Но, что, если это равнодушие, глухота и слепота к чужой боли, страданьям заползёт мерзкой змеёй в ваш дом, разрушит все иллюзии, обнажит истинное пренебрежительное отношение к вам друзей и близких? Сможете ли вы выстоять? Принять такой удар судьбы, не сломавшись?
Протягивая другому руку помощи, сострадания и сочувствия, вы спасаете свою душу. Сторицей вернётся вам доброта ваша или бумерангом ударит удвоенная чёрствость и безразличие, которые вы проявили когда-то.
Для того, чтобы уметь слушать, вести беседу, не унижая, не оскорбляя собеседника, необходимо знать некоторые элементарные правила. Способность слушать  -  свойство человека, приобретённое им в процессе длительной эволюции. Умение же вести диалог  -  предпосылка взаимопонимания. Чем культурнее человек, тем более он способен понять другого. Психологи сумели выучить шимпанзе некоторым жестам глухонемых. Но оказалось, что обезьяна никак не может вести диалог  -  в большинстве случаев она «высказывается» когда попало и, «не дослушав» собеседника, убегает.
Многовековой опыт человеческого общения внёс ряд традиций и правил в ход беседы. С давних времён считается большим оскорблением не дослушать собеседника. Историки говорят, что однажды китайский посланец в своей беседе со старейшинами древней Ферганы рассердился за отказ помочь в свежих лошадях и ушёл, не докончив разговора. Такое оскорбление, по восточным обычаям, могло быть смыто только кровью. Посол Сына неба  -  китайского императора не должен был забывать о хороших манерах. В наказание за нарушение этикета он был убит.
Другое правило было сформулировано ещё в древнем Шумере в 4-м тысячелетии до нашей эры. Записи на глиняных дощечках гласили:
«…Не расширяй уст, не говори тотчас, если раздражён, иначе придётся немедленно раскаяться за необдуманную речь». В поучении к детям Владимира Мономаха (начало 12 века) излагались нормы, в соответствии с которыми надлежало поступать детям князей и дружинников. Предписывалось «при старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе младшими в любви пребывать, без лукавого умысла беседуя, а побольше вдумываться, не неистовать словом, не осуждать речью, немного смеяться».
Эти наставления не потеряли своей актуальности и сегодня. И, конечно, при разговоре нельзя пренебрежительно отзываться об отсутствующих. И не только потому, что среди наших собеседников могут оказаться их родственники или друзья, о чём мы не всегда знаем, но и потому, что такие высказывания наводят людей на мысль, что в другой компании и они могут стать предметом столь же неприятного обсуждения. Человек. «перемывающий косточки» ближним своим, делает это отнюдь не из высоких побуждений, а скорее по причине зависти или просто потому, что другие разговоры выходят за пределы его интеллектуальных возможностей