Сага - fantasi. Ныряльщики

Виктор Русин
3.13. НЫРЯЛЬЩИКИ: СВОЙ ПУТЬ ИЛИ ФИАСКО?

У ныряльщиков космический опыт был наименее успешным в сравнении с другими народами Избранной планеты. Да и не было у них возможностей таких, как у гуманоидов или раптэров. И дело было даже не в особенностях их физиологии. Засеять планету и пройти первые этапы: создание атмосферы, флоры и фауны, т.е. всё то, что делалось рейдовыми экспедициями с материнской планеты - это у них ещё получалось. И если этот этап проходил успешно, а моря и атмосфера строящегося мира достигали соответствия нормам, то начинавшееся затем самостоятельное освоение планеты, её ресурсов и возможностей, останавливалось у них уже на начальных стадиях.
Так было на всех осваиваемых ныряльщиками мирах: как только ослабевал нажим и контроль Центра с Избранной планеты, так колёса их цивилизации тут же замедляли ход и через некоторое время совсем останавливались. А затем начинался откат и местная диаспора ныряльщиков, с точки зрения материнской цивилизации, сильно сдавала и деградировала. Она просто ограничивалась удовлетворением основных жизненных потребностей и не выказывала никакого стремления к дальнейшему поступательному развитию.
Не стесняемые тесными рамками совместного существования с конкурирующими видами, как это было на родной планете, обладатели морей и океанов оказывались слишком хорошо приспособленными к жизни. Всё необходимое для себя ныряльщики брали из окружающей стихии. Одежда и теплые дома им были не нужны вовсе, а весь океан новой Родины с его отмелями, островами и возможностями – в их полном распоряжении. Места для встреч, общения и центры получения-хранения информации, однажды надежно организованные, могли сохраняться достаточно долго, не требуя особых усилий. А высокие технологии, в своё время перенятые у примэксов и отлаженные под себя, позволяли им, не особо напрягаясь, получать и то необходимое, чего не могла предложить им планета: средства дальней связи, технические носители информации, энергию и коммуникации.
Многих пороков, свойственных другим расам Ипа, они не знали. Необходимости бороться с чем-либо или за что-либо – не было. Отпадала необходимость и напрягаться. Здоровье у них было от природы изумительное, а еда и всевозможные лечебные растения вокруг и повсюду. И каждый из ныряльщиков от рождения их знает. Удовольствие при таком здоровье можно получать ежесекундно, даже от простого вдоха чистого воздуха, от прикосновения к коже горячих лучей светила. И при всём этом, врагов – ноль. Чего же ещё надо для полного счастья?
И ещё одно обстоятельство сказывалось: не было им подарено от рождения таких удобных манипуляторов – рук и пальцев, какие были у других разумных. А это значит, что не было и таких возможностей в самостоятельном созидании и производстве. Так и случилось здесь, что рука об руку шли «не могу» и «не хочу».
Но Дары Создателя, полученные ими единожды, у них никто не отнимал. Разум их был светел и активен, хотя, при всём этом, в своей умственной деятельности они обычно сдвигались к созерцательному философствованию, сладкоголосой поэтике и эпикурейству. А жизненная позиция этих счастливцев, в идеальных условиях новых миров, даже и не предполагала ничего другого.
В своём мировоззрении и жизненной философии ныряльщики опирались на постулаты, неоспоримые с их точки зрения. И вот как аксиомы эти звучали:
- жизнь индивида коротка, единична и неповторима. Она принадлежит только ему и больше никому. Всякий индивид может распорядиться своею жизнью по своему усмотрению, и никто не вправе за это его осуждать;
- главное право живущего – получать от жизни радость и удовольствие;
- единственная обязанность живущего – оказывать всемерное содействие роду и племени своему – для их счастливого существования;
- время, как фактор жизненного процесса, не линейно и относительно. А завершение времени жизни, биологическая смерть индивидуума – понятие абсолютное. Там дальше, возможно, есть нечто другое, но существование индивидуума там исключено. А посему: смотри первые три постулата.
Так и жили ныряльщики, беспечально и счастливо, как только они одни могли это делать. И ещё долго дружественные народы с других миров, памятуя их прежнюю специализацию и высокое качество их работы, обращались к ним с заказами на теоретические научные изыскания, с предложениями о сотрудничестве в разных областях науки. Но таких обращений со временем становилось всё меньше. А виной тому были сами ныряльщики, их характер, мировоззрение и расслабленный образ жизни. Почти все принятые заказы выполнялись ими на высоком профессиональном уровне, но всегда это происходило с пренебрежением оговоренными договорными сроками. А иногда случалось, что о заказах просто забывали – не было это столь важным для них.
Был у ныряльщиков и другой космический опыт, совместный с дружественными народами. Признавая истинным союзником из всех возможных только хайтэсков и горан, ныряльщики сделали несколько попыток на паях с ними освоить пару своих миров. Сочетание хайтэски-ныряльщики обоим народам казалось продуктивным: с одной стороны – широчайшие технические возможности хайтэсков и весь спектр их технологий и технической мысли в атмосферных условиях. С другой стороны, это неограниченный доступ к ресурсам океанов, и пищевым, и сырьевым. Начало совместных проектов в таких случаях было просто идеальным. Экспедиции успешно проходили все подготовительные этапы, не было никаких особых проблем или разногласий по всем текущим вопросам. И так замечательно всё было до того момента, пока местные моря не становились полностью пригодными и оборудованными для вольготного существования ныряльщиков. Как только момент этот наступал, всё менялось. Чёткое, до сих пор, взаимодействие партнёров начинало давать сбои и всегда по одной причине – из-за неисполнительности и пренебрежения партнёрскими обязательствами со стороны морского народа.
Но хитроумные хайтэски всегда предвидели такое развитие событий и поэтому так ловко составляли «договора о партнёрстве и освоении планеты», что каждый раз это оборачивалось для ныряльщиков утратой контроля над новой планетой. Она неизбежно переходила под опеку «партнёрского совета», а это значит, что фактически она становилась под патронаж хайтэсков. Это происходило каждый раз, и ныряльщики всякий раз превращались в квартирантов на своей планете. И причина здесь была проста – природный характер ныряльщиков, и их особое отношение к ценностям жизни, реальным и мнимым.
В секторе ответственности ныряльщиков все планеты, которые они самостоятельно осваивали, раньше или позже утрачивали основные, привычные черты цивилизованных миров. Два-три космопорта на поверхности планеты вблизи кромки океана – вот и все признаки цивилизованности этой планеты. Население здесь всегда отвергало техногенные пути развития, избирая другие, не связанные с насильственным изменением окружающего мира. И при этом они так органично вписывались в созидаемые ими миры, что становились родной частицей этих миров, становились одним из главных звеньев в этой сбалансированной и прочной цепи.
В их мирах отсутствовали понятия: корысть и тщеславие, гордыня и месть. Так же как, впрочем, и другая сторона этой медали: воля и упорство в достижении поставленных целей, стремление быть лучшим и стать примером для других.
Основой отношений внутри всякого сообщества ныряльщиков была внутриродовая иерархия. А это означало, что главным в их взаимоотношениях было безусловное уважение и почитание старейшин каждого рода и воли Совета Равных – главного координирующего органа ныряльщиков. Неукоснительное исполнение всех решений Совета Равных и соблюдение интересов соседствующих родов было обязательным для любого из ныряльщиков и исключений здесь не могло быть. А естественная взаимная привязанность всех членов рода и неограниченная поддержка каждым каждого – это те неписанные правила, которые никто и никогда не нарушал в этих счастливых мирах.
Каждый ныряльщик ощущал себя желанным дитём большой и дружной семьи, маленькой клеточкой большого сильного организма. Из этих простых условий проистекали и характер их, и бесконфликтность их существования, и общее состояние непреходящего счастья и радости.

3.14. УЩЕРБНЫЕ МИРЫ