Слепой за рулём

Андрей Быков 2
               

    Служил я тогда в отдельном батальоне Спец. назначения  Внутренних войск МВД Узбекистана. Дислоцировался он на окраине Ташкента. И служили в нём поначалу преимущественно проживавшие в Ташкенте и его пригороде офицеры, прапорщики и сверхсрочники. Был я тогда уже прапорщиком, заместителем командира группы.

     И прислали к нам на стажировку на полгода из Термезского гарнизона лейтенанта. Фамилию его я теперь уже и не вспомню, но прозвище у него было – «Пучик». Из-за явной пучеглазости. Был он из «пиджаков». Военные знают, что это такое. Для остальных поясняю: «пиджак» - это офицер, имеющий диплом какого-либо гражданского ВУЗа и пришедший служить в армию на офицерскую должность добровольно либо по призыву.
   Вот и направили к нам из Термеза сего «Пучика», бывшего гражданского специалиста, научиться спецназовскому ремеслу. Потому как и в Термезе тоже есть отдельный батальон Спец. наз. ВВ МВД РУз.

   Человек он был, в общем-то, неплохой, но слегка простоват и в силу этого иногда соображал, как бы это помягче сказать, не очень быстро. Какой уж он там ВУЗ закончил и с каким дипломом, я не знаю. Но зато имел звание кандидата в мастера спорта по боксу. Чем, видимо, и привлёк к себе внимание  командования Термезского батальона спец. назначения.

   Поначалу он пытался показать себя этаким крутым боевиком, видимо думая, что в спецназе так и положено. Однако мужики его быстро раскусили и так же быстро дали ему понять, что он на самом деле из себя представляет.  В общем, устроили ему пару тестов. Но к этому рассказу они отношения не имеют, и о них я расскажу позже…

    А вот какая история произошла с ним в июне 1993 года.
    Началось всё перед построением на обед, около часу дня. «Пучик» вышел из офицерской казармы (так у нас называлась казарма, в которой размещались две роты сверхсрочников, прапорщиков и офицеров) и направился через плац к штабу.

   День был ну очень тёплый, градусов так под тридцать. С полчаса назад закончились плановые занятия. Помниться, это была тактика Внутренних войск. Изучались вопросы ликвидации массовых беспорядков. Занятия проходили на плацу, в «брониках», касках, со щитами и дубинками.

   Три часа занятий под тёплым узбекистанским солнышком не могли не сказаться на состоянии организма в целом и на течении мыслительных процессов в частности. И наш лейтенант, пока ещё не привыкший к таким встряскам, брёл вяло и как-то бездумно…Оно и понятно- три часа крика и стука в жаркий день с непривычки кого хочешь утомят. Только ведь боец спецназа от остальных тем и отличается, что может при необходимости мобилизоваться и, так сказать, вникнуть в ситуацию. А вот «Пучик» бойцом спецназа пока ещё не был… Да, откровенно говоря, и потом не стал.

   Навстречу ему шёл прапорщик по имени Влад, а по прозвищу – «Лимонщик», признанный во второй роте хохмач и балагур. Ростом под метр восемьдесят, сухощавый, длинноногий и длиннорукий, он иногда умел так управлять своими движениями, что от одного взгляда на него становилось смешно. И прозвище его было «лимонщик» - за его любимую фразу: «Щас загружу на «лимон», по гроб жизни будешь должен!»  Но в принципе, он был парень весёлый, любил посмеяться и поприкалываться. На его шутки никто не обижался, потому как были они всем понятны, и кроме смеха и хорошего настроения, никаких других эмоций не вызывали. Очень ценное качество для подразделения, находящегося в боевых условиях. Это вам любой, побывавший в боевой ситуации, скажет. При общении с Владом нужно было соблюдать только одно условие – иметь чувство юмора и нормальную голову.

    Вот с этим-то человеком и свёл случай «Пучика». И, похоже, оставил в его сознании от этой встречи неизгладимые впечатления. Дело в том, что лейтенант с «Лимонщиком» близко знаком не был. Он был прикомандирован к первой роте, а Влад служил во второй. И, соответственно к особенностям общения с ним был не готов.

    В руках Влад нёс белую трость, тёмные очки, какие бывают у слепых и знак «Осторожно, слепые!». Это такой жёлтый с красным ободом треугольник, на котором нарисованы тёмные очки. Каким образом у Влада в тот момент в руках оказались эти вещи и для чего, я не уточнял. Но воспользоваться он ими сумел по полной программе, в изобретательности Владу не откажешь…
    Сошлись «Пучик» и «Лимонщик» где-то на середине плаца. Поздоровались.

-- Здорово. Как дела?
-- Да ничё, нормально. Сам как?
-- Тоже нормально… А что это у тебя?- спросил «Пучик».
-- Да вот, для тестя раздобыл. Знак на машину повесит. Ну и очки с тросточкой новые. Пусть пользуется.

-- А зачем на машину?- не понял лейтенант, - Это же знак «Осторожно, слепые!»
-- Ну, да, - ответил Влад,- он у нас же недавно на права сдал. Спец. курсы закончил. А машина у него уже давно была. Только ему без прав ездить нельзя было. А теперь вот можно.
--А знак-то при чём?- не унимался «Пучик».
--А ты что, не знаешь, что ли?- удивился Влад,- он же у нас слепой. Как же он без этого знака ездить будет?

 (Надо сказать, что на тот момент Влад вообще был не женат…)
Лейтенант некоторое время думал, потом неуверенно уточнил:
-- В смысле, он сам за рулём будет?
--Да,- ответил Влад,- А что?

«Пучик»  чувствовал, что здесь что-то не так, но в чём дело, понять не мог. Возможно, сказывалось общее состояние организма… Подумав ещё немного, он спросил:
-- А как же он дорогу видеть будет?
--А зачем ему дорогу видеть? — ухмыльнулся Влад — Это ему все будут дорогу уступать.
--Как это?

-- А так. На лобовое вешаешь этот знак. К капоту привязываешь вот эту тросточку, чтобы вперёд торчала. Ну, знаешь, как слепые через дорогу переходят?
-- Ну-у… Видел…
--Ну, вот! То же самое! И очки на глаза одеваешь. Чтобы всем издалека видно было, что слепой за рулём. И все дела.  На светофор на любой едешь, знаки не соблюдаешь, где хочешь - паркуешься. И ни один гаишник не докопается. Всё по закону. Ты слепой, мог красный свет и не увидеть. Вот так! Ну, ладно, я пошёл. Дела у меня.

--Подожди, —  придержал его лейтенант,- а если он сам в кого-нибудь врежется? Он же впереди ничего не видит.
-- Ну и что, что ничего не видит. А тросточка на что? Ты что, никогда не видел, как слепые ходят? Как почувствует, что она во что-то упёрлась, сразу же остановиться или объедет. Их этому специально на курсах учили. Ладно, некогда мне. Построение  скоро, а мне ещё  надо это всё в комнату отнести. Ну, будь здоров. Пока!

  Влад ушёл, оставив собеседника явно в тяжёлых раздумьях. С одной стороны, тот понимал, что ему наговорили явную ахинею. С другой — уверенный, без малейшего намёка на улыбку, тон Влада сбивал с толку. И…Чёрт его знает, как оно на свете бывает… Особенно здесь, в столице.

   После построения «Пучик» подошёл к стоявшему в группе сослуживцев «Лимонщику»  и спросил:
-- Слышь, Влад, ты прикалывался, что ли?
-- На счёт чего? – не понял тот.
-- Ну… На счёт слепого тестя.
-- Да ты что, офонарел? – искренне изумился Влад,- Кто прикалывался? Да я тебя сейчас прямо здесь на лимон загружу! По гроб жизни будешь должен! Хочешь, на спор? Я завтра специально с ним приеду. Сам всё увидишь. Давай!

   И Влад уверенно протянул лейтенанту правую руку, предлагая заключить пари. Стоявшие рядом ничего не понимали, но, зная натуру Влада, с интересом наблюдали за дальнейшим развитием событий. Все понимали, что он круто рискует. Окажись у «Пучика» больше здравого смысла и решимости, и он пойдёт ва-банк. И как тогда будет Влад выкручиваться – не известно. Ведь при заключении пари уйма свидетелей. Миллиона у «лимонщика» нет и взять его негде. И тогда  позор на вечные времена и не очень приятная слава болтуна и трепача.

  Всё это понимал и лейтенант. И вот именно это его и смущало. Он никак не мог понять, почему  Влад так уверенно держится. И не хотел рисковать и выглядеть глупо в глазах всех остальных.  И тогда он неосторожно предложил, как ему казалось, компромиссный вариант:
-- Послушай, Влад, -  сказал он, - я не люблю идти на спор. Есть такая поговорка, что спорят только дураки. Давай ты завтра просто привезёшь своего тестя, я на него посмотрю, а потом мы вместе сходим и попьём пива. Я угощаю.

  Влад понял, что оппонент спёкся, и пошёл напролом.
-- Э-э-э. Не-ет. – протянул он, - Так не пойдёт. Ты только что, при всех, заявил, что я нагло вру. А когда тебе предложили пари для проверки, кто же из нас прав, ты хочешь отделаться какой-то бутылкой пива? Да мой тесть ради этого даже с дивана не привстанет!
   Народ с недоумением воззрился на Влада. У «Лимонщика» есть тесть? Откуда? Но все молчали, ожидая, что же будет дальше.

  А Влад продолжал «дожимать» уже явно сдавшегося соперника, одновременно вводя в курс дела всех остальных свидетелей:
- В общем, так. Или сейчас здесь, при всех признаёшь, что я сказал правду, и слепые так же, как и обычные люди, могут управлять машиной и сидеть за рулём, или завтра ты привозишь мне миллион. Ты понял? И извинись за дурака!

    Только сейчас все поняли, о чём идёт разговор. Той самоуверенности, с какой Влад нёс этот бред, оставалось только поражаться. К моменту этого разговора «Пучик» пробыл в батальоне побольше месяца. И мы уже имели некоторое представление о сообразительности  лейтенанта.  Но не настолько же! Понимая, насколько ему сейчас трудно принять решение, его поневоле начинали жалеть. Но спасать в этой ситуации не торопились. В спецназе так. Умей работать головой сам.

   Лейтенант мялся, не зная, как быть. Признавать истиной то, что противоречило его представлениям о жизни, он не хотел. Но и идти на спор, рискуя проиграть, он решиться не мог. Наконец, осторожность переломила соображения здравого смысла, и он сдался. Извинился перед Владом за то, что обидел его своими сомнениями и что назвал его дураком. И при всех признал, что слепые и в самом деле могут управлять машиной. Вот так вот…