Патриотизм Юкио Мисимы

Лариса Баграмова
Патриотизм, автор Юкио Мисима, 1961
Патриотизм, или Церемония любви и смерти, режиссер Юкио Мисима, 1966, Япония

Предназначение мужчины состоит в исполнении долга
Предназначение женщины – в любви

********

        Рассказ Юкио Мисимы «Патриотизм» и его же одноименный фильм, снятый на основе этого произведения, – художественное воплощение глубоко идеалистической мечты мужчины о смысле, в котором емко и чувственно раскрыты понятия любви, смерти, красоты, веры, чести, долга, доверия, верности.
        Это история о молодой супружеской паре, которая добровольно приняла смерть.

        ЦИТАТА: «Двадцать восьмого февраля 1936 года, на третий день известных  событий, поручик гвардейского транспортного батальона Синдзи  Такэяма,  потрясенный известием о том, что его ближайшие друзья оказались в числе  заговорщиков, не в силах смириться с приказом о подавлении мятежа,  в  одной  из  комнат своего особняка (дом шесть на улице  Аоба,  район Ецуя) сделал  харакири собственной саблей; его супруга Рэйко последовала примеру любимого мужа  и тоже лишила себя жизни».
 
        Они оба не боялись смерти. Это был их выбор. Он видел в харакири возможность решить возникшую перед ним неразрешимую при жизни нравственно-этическую проблему, она – необходимость проявить свою любовь и верность. И это решение было принято обоими задолго до наступивших событий. Они предусмотрительно были готовы к этому поступку, они его словно предвидели.

        ЦИТАТА: «Первую ночь  молодые  провели  под  крышей  своего нового дома. Прежде чем лечь в постель, поручик  положил  себе  на  колени обнаженную саблю и произнес перед  Рэйко  небольшую  речь. Жена  офицера, сказал он, должна всегда быть готова к тому, что ее  муж  погибнет.  Может быть, это произойдет послезавтра.  «Не  дрогнешь  ли  ты,  когда  наступит роковой день?» – спросил он. Рэйко поднялась,  выдвинула  ящичек  шкафа  и достала самое драгоценное из своего приданого – кинжал,  врученный ей матерью. Как и муж, она молча положила обнаженный клинок себе на колени. Между супругами был заключен безмолвный договор, и поручик никогда  больше не подвергал испытанию свою молодую жену».

        Это сцена, описанная столь лаконично и емко, дает представление о глубине их чувств: любовь мужчины основана на безмолвном доверии к любимой, любовь женщины порождает в ней абсолютную веру в любимого. Ее вера проявилась в том, что она не усомнилась в необходимости этих действий. Его доверие – в том, что он позволил ей умереть позже него, лишив себя возможности проверки. 
        Почему же оба они видели необходимость в исполнении этого смертельного ритуала?
        Смерть, по мнению Юкио Мисимы, – ничто по сравнению с возможностью исполнить свое предназначение.
        Долг мужчины состоит в том, чтобы реализовать себя как личность, и он не может сделать это иначе, чем через дело, которому служит, или через смерть. Главный герой «Патриотизма» видел свой долг в служении императорской армии и верности дружбе. Обстоятельства сложились так, что возникла необходимость исполнить один из них и отказаться от исполнения второго. Именно из-за невозможности разрешения возникшего конфликта Такэяма принял решение о харакири.
        Его жена решила умереть вместе с ним, и он одобрил это. Такэяма относился к женщине как к продолжению самого себя, как к дополнению своей картины мира, а для Рэйко мир любимого мужчины полностью заменял собою весь ее собственный мир. Поэтому оба они восприняли ее жертвенность как должное. Сама по себе смерть не является для женщины необходимой в качестве способа исполнения своего предназначения, однако если ее любовь требует смерти вместе с любимым – ей этого достаточно, для того, чтобы исполниться.
        Жена являлась для Такэямы олицетворением смысла.

        ЦИТАТА: «Белая, похожая на невесту, неподвижная фигура  олицетворяла  для  поручика все то, ради чего он жил: Императора, Родину, Боевое Знамя. Все эти святые символы смотрели на него ясным взором жены».

        А для Рэйко весь смысл был заключен в Такэяме, поэтому вместе с его уходом из жизни ушел и смысл жизни Рэйко.

        ЦИТАТА: «Ее глаза видели ослепительное сияние Великого Смысла, олицетворением которого являлся  муж… Со дня свадьбы весь смысл жизни Рэйко заключался в  муже, каждый его вздох был ее вздохом, а сейчас он существовал отдельно  от  нее, в плену своего страдания, и она, охваченная скорбью, утратила почву под ногами».

        Они любили друг друга.
        Любовь Рэйко была основана на ее очарованности силой личности мужа и на том факте, что она «вкусила от него неизъяснимое блаженство». Любовь Такэямы опиралась на красоту, очарование и преданность его жены.
        Их взаимоотношения были одновремено и чувственными, и духовными, так как истинная чувственность и духовность неотделимы друг от друга.
        Они познали радости телесной любви со всей силой своей молодости и красоты. И в ночь перед смертью она проявила себя с особой глубиной. В авторском описании телесных отношений любящей пары переплетены страстность, естественность, красота и целомудрие. И в фильме, в сцене последней брачной ночи героев, предшествующей гибели, зритель видит их физическое совершенство, чувственность движений, силу единения друг с другом.
        Близость смерти придала их переживаниям особую остроту и одухотворенность.

        ЦИТАТА: «Оба подумали: даже если бы им была суждена долгая жизнь, такого экстаза они никогда бы уже не испытали».

        Их решение о смерти имело разную основу.
        Если Такэяма как зрелый мужчина был наделен осознанной свободой выбора, которую он и ощутил после принятия решения, то Рэйко в силу ее женственности и молодости обладала неосознанной несвободой, потому что сила ее чувств к мужу не оставила ей никакого выбора.
        Такая решительность и принятие на себя полной ответственности за происходящее, по мнению Юкио Мисимы, является высшим проявлением мужской доблести. А иррациональная подчиненность, следование за избранником без каких бы то ни было сомнений является высшей формой проявления женской любви. 

        ЦИТАТА: «Отношения супругов зиждились на глубокой  нравственной  основе – ведь закон, установленный императором, гласил: «Муж и жена должны жить в полной гармонии». Рэйко никогда и ни в чем не перечила мужу, ни разу не возникло у поручика повода быть ею  недовольным». 

        И рассказ, и фильм наполнены красотой не только духовной, но и физической. Оба главных героя прекрасны и молоды.
        Даже их смерть наполнена красотой. Их неторопливые приготовления к ритуалу харакири: отказ Такэямы от принятия пищи, уборка дома, омовение тела, переодевание в чистую одежду, – все призвано придать происходящему смысл таинства. Поэтому, исполненные смысла, любви и красоты, главные герои видели в смерти не боль и страх, а наслаждение.
        Однако смерть Такэямы не была легкой. Ему пришлось призвать к себе все свое мужество и силу, чтобы совершить обряд. И молчаливое присутствие жены помогло ему в этом. Мужчина в рассказе и фильме «Патриотизм» перед лицом смерти проявил мужество и выдержку, женщина – выдержку и сострадание, которое выразилось также в том, что она помогла слабеющему от потери крови и боли мужу нанести себе последний, завершающий, удар. Такэяма, насмотря на физические мучения, оказался отстранен от происходящего, Рэйко, несмотря на отсутствие собственных физических страданий, – вовлечена.
        Своей внутренней непохожестью и в то же время цельностью супруги гармонично дополняли друг друга. И может быть, как раз тот факт, что любящие представляли собой столь гармоничную пару, и явился причиной их скорой гибели? Ведь абсолютная гармония – это смерть…

        ЦИТАТА: «После того как супруги покончили  с  собой,  люди,  глядя  на  памятную фотографию, вздыхали и говорили, что такие идеальные,  на  первый  взгляд, союзы всегда  приносят  несчастье.  Казалось,  что  молодые,  застывшие  у золотой лаковой ширмы, видят своими ясными глазами лик скорой смерти».

        Смерть – это тайна для живущих. Там, за гранью, находятся ответы на все вопросы. Вера и мужество героев дали им возможность с достоинством и честью узнать истину раньше отведенного срока.
        Искренность и глубокое прочувствование Юкио Мисимой созданных им образов подтверждается тем фактом, что позже он сам публично совершил харакири.