Журналистика. Особенности написания рецензии

Клуб Слава Фонда
ЕЛЕНА АРАПОВА

Рецензия появляется тогда, когда произведение искусства или научный труд начинают выступать как предмет интерпретации, а автор излагает свое понимание и переживание этого предмета. Рецензия – это текст о тексте, в широком смысле этого слова, когда в качестве текста, то есть некоего коммуникативного образования, наделенного содержанием и формой, рассматриваются и спектакль, и концерт, и кинофильм, а не только литературное произведение, художественное или научное. Иначе говоря, рецензия – это вторичный текст, появившийся в результате того, что его автор представил читателю свою интерпретацию первичного текста – художественного, научного, публицистического произведения.

Деятельность рецензента складывается из двух основных этапов.

Первый - имеет целью привести критика к тому или иному истолкованию первичного текста. Рецензент создает мысленную модель произведения, для чего осуществляет особое его прочтение, согласно правилам которого требуется восходить от частей к целому и от целого переходить к частям. На основе нового материала гипотеза уточняется: корректируется и детализируется до получения ясной и целостной картины текста.

Этот этап деятельности рецензента заканчивается созданием модели первичного текста, которая представляет собой теоретическую реконструкцию текста с целью наиболее точного воспроизведения смысла, вложенного в него автором, и придания ему дополнительного, нового, смысла.

Новый смысл, привносимый в реконструкцию текста интерпретатором, является необходимым моментом «сотворчества» с автором. Таким образом, рецензент имеет свое понимание художественной или научной концепции первичного текста, то есть тех приемов, с помощью которых выражена концепция, и свое понимание актуальной значимости произведения (это и есть в первую очередь тот дополнительный, новый смысл, который характеризует модель первичного текста).

Второй этап состоит в том, что результат предыдущей деятельности излагается читателю. Здесь вступает в свои права формальная логика, поскольку текст рецензии должен быть непротиворечив, последователен в ходе мысли, обоснован в выводах и умозаключениях. В результате возникает логизированная модель исходного произведения.

Если первичный текст – художественное произведение, то происходит как бы перевод с языка искусства на язык логики:

Логические категории, термины, понятия, определения – выделяют, фиксируют главное, существенное закономерное и тем самым дополняют, углубляют, обогащают наши представления о произведении по сравнению с его непосредственным читательским восприятием.

Важно запомнить следующее: во-первых, анализ художественного произведения вовсе не сводится к тому, что оно разбирается на винтики и гаечки, которые холодным разумом затем классифицируются и раскладываются по полочкам, в результате чего живое творение превращается в груду прописных истин. Логика творческого мышления рецензента сродни творчеству писателя, режиссера, актера, живописца. Он действует в тесном единстве с интуицией, художественным чутьем, эмоциональными оценками произведения. Хороший рецензент на первом этапе своей деятельности – это хороший читатель, хороший зритель и хороший слушатель, глубоко воспринимающий произведение.

Во-вторых, рецензент сам должен быть мастером слова. Если художник мыслит образами и образами пишет, то рецензенту можно образами мыслить, но писать ему все равно придется понятиями.

Концепция первичного текста и ее передача в рецензиях

Рецензии различаются по степени глубины, разработанности логической схемы:

Аналитическая рецензия, дающая глубокий и разносторонний анализ исходного текста.

Рецензия-мнение, подчеркивающая степень добротности текста. Дает оценку первичного текста, основанную на обдумывании, сопоставлении и прочих интеллектуальных действиях.

Рецензия-впечатление оценивает произведение сугубо эмоционально. В качестве примера смотрите конец первой главки очерка http://proza.ru/2010/03/18/714

Аргументация в рецензиях

Необходимый элемент системы аргументации в рецензии – звучание первичного текста в виде цитат, пересказа, описаний. А поскольку содержание пересказано, читатель может и присоединиться к невысказанному рецензентом, но вполне понятному мнению.

Аргументация «к авторитету». Это когда в качестве аргументов могут привлекаться мнения других лиц – письма читателей, отзывы специалистов, суждения деятелей литературы и искусства.

Композиция рецензии

Логическая
а) прямая: содержит в заголовке главный тезис, который затем аргументируется;
б) инверсионная: построена как цепочка вопросов и частичных ответов на них, ведущая к данному в конце окончательному ответу – главному тезису.

Событийная композиция, которая возникает, когда автор использует прием комментируемого пересказа рецензируемого произведения.

Рецензент обязан учитывать интересы своих читателей, среди которых есть специалисты и неспециалисты, а среди последних те, кто знаком с рецензируемым произведением, и те, кто не знаком с ним.

Если речь идет о произведении, которое заведомо не может быть известно широкой аудитории, требуется тем или иным способом изложить его содержание, иначе рецензия окажется непонятной читателю. Если же произведение хорошо известно аудитории, такого обращения не требуется и рецензент может сразу приступить к интерпретации первичного текста.

См. Л.М. Майданова «Практическая стилистика жанров СМИ».