Снежный заряд или пик напряжения Гл. 18

Александр Шушков
Глава восемнадцатая.

На старте еще раз, выключив двигатель, Невров с Качиным подтащили дельталет хвостом в самый угол сходящихся стенок ельника четырехугольной площадки. Подкатили вплотную, чуть ли не касаясь воздушным винтом лапника огромных елей, экономя каждый сантиметр взлетной дистанции.

Когда Качин занял место правого пилота, Алексей решил ввести его в курс предстоящих действий. Рассказать об отдельных и довольно опасных этапах взлета.

- Ну, а теперь конкретно для тебя наиболее главное. Хочу, чтобы у тебя не было излишних иллюзий и не осталось сомнений, да и  непредвиденных неожиданностей. Линия взлета обозначена, площадка со снежным покрытием, для двоих несколько коротковата. Но это не главное. По курсу в середине площадки ложбина. Мы вдвоем, и топлива почти полный бак. Выработали совсем немного. Площадку я уплотнил, но достаточно ли будет этого? Скорей всего перед ложбиной оторвемся. Пролетим ее, но дальше бугор, первое препятствие на линии взлета. Вероятно, коснемся его. Если слегка, взлет продолжаем. А, если плотно, прекращаем взлет и выключаем двигатель. Дальше по инерции выкатываемся под провода до мелколесья, там почти сотня метров, немного под горочку, но дистанции должно хватить, чтобы остановиться. Тем более переднюю стойку мы починили. Теперь она управляемая. Если взлет сразу выполнить не удастся, лишнее топливо придется слить. Это первый вариант.

Алексей, несколько помолчал, обдумывая следующий ход мысли.

- А, что есть и второй. - обеспокоенно спросил Качин.

- Есть, если взлетим, - не надо так волноваться.

Алексей привычно уселся в кресло, рядом с Качиным. Пристегнул ремни и подергал их у Качина.

- Так вот. Второй вариант, если удастся избежать, указанных проблем выше, взлет продолжим. Но, взлетной дистанции, по всем правилам до проводов видимо не хватит. Безопасную высоту по прямой не набрать. И, перепрыгнуть в лоб провода, явно не удастся. Высота верхнего провода не ниже метров семи-восьми. Следовательно…? Следовательно, надо успеть энергично, развернуться до линии столбов. Скорей всего часть разворота под девяносто пройдет в самой близи проводов. И, на малой высоте. После выполнения разворота пройдем снежные брустверы дороги, разделяющей две площадки, на следующий участок. Там у нас уже будет некоторый запас высоты. В дальнейшем по правилам, с набором высоты и преимуществом в скорости. Если к тому моменту высоты будет достаточно, переваливаем через кромку леса второй площадки сходу. Если этого будет недостаточно, второй разворот выполним внутри второй площадки и там уж выход наружу. Вот такой расклад, - закончил обзор предстоящего взлета Невров.

Качин внимательно слушал, не перебивая. Похмелье от вчерашних излияний в раз вылетело. Помолчал, внутренне переваривая предполетные указания Неврова, понимая, что взлет предстоит сложный, и при этом всецело полагаясь на опыт Алексея.

- Ты, считаешь, это реально, может топлива чуть слить сразу, по расчету на полет ведь немного надо?

- Во как, а ты молодец, наконец стал соображать.Значит, не иссяк еще запас творческой мысли. Жалко сливать, первую попытку выполним, если не пойдет, выльем. На бугре решение. После взлета планшет держи перед собой, ну, а на разбеге помощь не требуется. Все ясно?

- Ясно… - в жутком волнении хрипло выдавил Качин?

- Тогда, по коням. - Алексей плотно установил ноги на педали дельталета, щелкнул тумблером зажигания. - Придержи от себя ручку управления, - попросил он напарника. - Контакт! От винта! - скомандовал он сам себе, - и, энергично дернув двумя руками ручку кикстартера еще горячего двигателя, запустил его.

Он еще раз обвел внимательным взглядом крыло, наметил впереди ориентир и вывел двигатель на взлетный режим. Вдвоем, по команде, они дернулись всем телом вперед на сиденьях, способствуя быстрому отлипанию лыжных шасси от снежного наста. Алексей, мысленно перекрестился и начал разбег в направлении столбов.

Скорость нарастала в обычном режиме, но казалось теперь медленнее, чем ему этого хотелось. Зрительный эффект короткой площадки. Дельталет достиг ложбины. Как и предполагал Алексей в своих расчетах, машина на ее краю оторвалась. Плавным движением ручки управления на себя он разгонял аппарат, не давая раньше уйти в  набор высоты. При этом он использовал короткий отрезок полета над пресловутой ложбинкой.

Мгновение и дельталет, вот, вот достигнет противоположного более высокого края ложбины. Он слегка чуть приотпустил ручку от себя. Предположения Алексея оказались верными, дельталет слегка цепнул противоположную кромку бугра, но не плотнее, чем предполагал. Кратковременное, почти незаметное торможение на горбушке практически не повлияло на возрастающую скорость. Не повлияло и на его решение, продолжить взлет.

Аппарат, как бы подпрыгнув с трамплина, не так как хотелось бы, но все же уходил от земли. И поскольку начался небольшой склон, у Алексея вновь появилась возможность разогнать аппарат вдоль склона, и он вновь чуть поджал ручку управления. Впереди по курсу приближался левый столб, по которому он ориентировался, готовясь к неизбежному развороту под девяносто градусов вправо. Второй правый столб на краю дороги, Алексей тоже удерживал в поле зрения.

Самый сложный и самый опасный этап на мысленной линии взлетной дистанции, которая неминуемо сокращалась. Алексей внутренне подобрался, жестко удерживая ручку управления.

- Скорость! Скорость! - Твердил Алексей, поджимая по склону аппарат к земле.

И, вот столбы рядом. Высота полета почти три метра до земли и около сорока до проводов и столбов, зрительно отметил он.

- Пора! - И, Алексей энергичным, одновременным движением ручки на себя и влево, создав значительный правый крен, который возможно было создать в этих условиях, на полных оборотах двигателя, почти мгновенно отдал ручку от себя, вызывая перегрузку для увеличения угловой скорости. Машина  удерживалась манипуляциями пилота  в стабильном крутом развороте, вблизи земли . Эти давно отработанные на балансирной машине*двойные действия эффективно действуют на результат. Расчет был точен.

- Ближе, ближе к земле. - Сознание холодком отметило провода в этом резком энергичном развороте, по сути, в этом положении рядом, почти под ногами.

Правая консоль крыла будто воткнулась в землю в одной точке, словно ножка циркуля центра круга.

- Теперь внимание на правый столб, основной. За ним телеграфная линия под углом уходила влево.

Взгляд косил вдоль правой консоли крыла, цепко контролируя ее метровую с небольшим высоту от земли. Одновременно Алексей не упускал из виду, и правый столб, теперь уж последний, который в процессе разворота из правой полусферы обзора быстро перемещался в левую.

Столб в последний раз мелькнул вдоль левой консоли. Напряжение достигло предела, теперь и он выпал из поля зрения Алексея, как ненужный и совсем не опасный. Дальше свободное пространство.

- Уф, пронесло, - облегченно вздохнул он, выводя машину из крутого крена, - все сложное позади, но не совсем.

Выскочив в метре от земли, может чуть больше, из плена потемневших от времени и опасно, совсем близко от крыла промелькнувших столбов, Алексей выровнял крыло в горизонт. Стараясь проскочить дорожный снежный бруствер под углом девяносто градусов к дороге. Он ясно понимал, что это еще не все и расслабляться рано.

Пока расчет верный. Перепрыгнув снежные брустверы под девяносто к линии взлета, Алексей, придавив ручку управления на себя, разгонял дельталет до предельно возможной скорости. Потом ослабил ее и перешел в набор высоты, но со скоростью больше балансировочной. Впереди лес плотной стеной, но справа участок пространства, с небольшим препятствием, штабелем бревен. Алексей понимал, что в лоб пройти с полной загрузкой дельталета лес не удастся, пары метров не хватит, но это уже ничего. Почти перед кромкой леса он отвернул вправо вдоль его границы. Штабель бревен уже не был помехой. Он прошел его с пятиметровым запасом.

Через несколько секунд лес пропал под крылом. Продолжая набор высоты, Алексей покинул опасную близость земли. Горизонт постепенно расширялся, лес уже был не опасен, он ниже далеко под крылом дельталета. Впереди по курсу море лесного массива, слева вдалеке тот самый, когда-то спасительный перевал, за которым Еремовка и гостеприимный дед Солдатов. Алексей спокойно набирал высоту в правой пологой спирали, выходя на заданный курс.

- Ну, как? – Алексей, толкнул Николая, как, мол, взлет, точно копируя ладонью руки, взлет с площадки.

Но, взглянув на него немного повнимательнее, понял, что он только оправляется от впечатлений сумасшедшего, видимо, по его представлению взлета. Однако, Николай, все же изобразив выжатую улыбку, поднял большой палец левой руки вверх, не выпуская дощечку из ладони. Это означало  означало высший восторг.

- Во! Значит порядок, - решил Алексей.

На самом деле сердце Николая ушло в пятки еще до взлета, когда Алексей изложил ему варианты и этапы взлета. А, когда прошли вдоль столбов в непосредственной близости от них и потом проскочили, он все еще не мог реально осознать и понять, что это было.

Когда дельталет набрал значительную высоту, развернулся на сто восемьдесят градусов и оказался на линии недавнего взлета, впереди по курсу, за лесом, вдалеке показалось болото, то самое, которое Алексею пришлось покинуть на полпути к базе и добраться до точки, с какой он теперь произвел вылет. Правее и впереди просматривалась деревня Никитиных, которые во многом помогли Алексею решить его проблемы. За деревней вдалеке все тот же перевал, неизменный спутник вот уже второй день. Выполнив две размытых восходящих спирали, постоянно удаляясь от земли и при этом, непрерывно осуществляя обзор окрестностей, Алексей достиг четырехсот метров. Той расчетной высоты, в соответствии с планом полета на импровизированном планшете, который держал в руках Качин, еще не совсем пришедший в себя, точно над исходным пунктом маршрута.

Алексей покачал крыльями провожающим селянам. В ответ они восторженно махали, кто руками, кто шапкой и что-то кричали вслед, на прощанье. Невров, взглянув на часы для отсчета времени, довернул аппарат немного влево, на единственную прямую линию заданного пути, изображенную на планшете и соединяющую две точки. Исходный пункт маршрута, леспромхоз Тимохино, откуда Алексей произвел взлет дельталета и конечный пункт маршрута, посадку, намеченную на охотничьей базе.

На пути маршрута Алексей указывал Николаю на маленькие речушки, больше похожие на ручейки, проплывающие под крылом дельталета, заметно выступающие полуостровки лесных массивов вкруг болота, то и дело пощелкивал по циферблату часов, заглядывал в пресловутый самодельный планшет в его вытянутых руках. Весь маршрут рассчитан был по минутам. Николай ровным счетом не понимал жестикуляций Алексея, однако делал вид, что разбирается в происходящем, согласными кивками головы, но ему по большому счету это было и не нужно. Он не понимал, внезапно возникающих улыбок на лице Алексея, когда он указывал на какой-либо объект, а потом тыкал пальцем в планшет. Однако интуитивно сообразил, что необходимо показать осмысленное восприятие происходящего на лице, будто тоже осознанно участвовал в навигации. И, что его ответная реакция тоже работает на их общий результат.

Первый контрольный ориентир, траверз той самой деревни, в которую Алексей впервые попал на мотоцикле с Егором. По расчету он должен пройти эту точку в километре по траверзу, то есть под девяносто градусов к линии пути справа, через пять минут после леспромхоза. Алексей прошел расчетное место точно.

Дальше то самое заснеженное огромное пятнадцатикилометровое болото в диаметре. Ориентиров никаких, но Алексей еще при подходе к траверзу деревни Никитных, теперь он так ее мысленно называл, заранее засек в размытой дымке наиболее характерную выступающую точку береговой черты болота на противоположной стороне. И, теперь старался не упускать ее из виду, до наилучшей видимости.

Алексей еще не дошел до противоположного северного края болота, когда увидел вдали малое озеро и озеро, характерные черты которого, словно разлапистые щупальца осьминога, он хорошо запомнил на административной карте Василича. Теперь в подтверждение, сравнивал его с планшетом.

Алексей с улыбкой толкнул Качина и показал рукой на озеро, но тот, в ответ, изобразив недоумение, уже не пытаясь это скрыть, ничего не понял. Действительно одной мимикой, в отсутствии переговорного устройства, объяснение не совсем понятного вряд ли возможно.

Через несколько минут, от траверза этого запоминающегося озера, за маленьким озером показалась долгожданная «восьмерка», озеро, к которому Алексей стремился и теперь уже второй день.

Он вновь толкнул Качина и показал вперед. Николай во все глаза смотрел вперед и не понимал, что он там видит. Он видел справа озеро больше похожее на чернильную кляксу, только белую. Впереди лес и небольшое озеро, дальше через лесной перешеек вытянутое озеро, но это еще ни о чем ему не говорило.

- Чего он улыбается? Что он видит? – Мысленно подумал Николай, - может то, что нам нужно?

Когда они подошли к кромке основного озера, Алексей, прибрав обороты, перешел на режим снижения. Болтанка возникла с трехсот метров и со снижением усиливалась, но Алексея после всех приключений, она особо не беспокоила.

Теперь Николай толкнул Алексея и показал вперед. Невров кивнул в ответ, а вслух проговорил:

- Вижу, что понял! Наконец-то догадался, где находимся.

На высоте ста метров, когда Алексей подошел к перешейку между двух колец «восьмерки», трясло уже серьезно и Николай, убрав планшет-дощечку за пазуху, с определенной предосторожностью ухватился за боковинки кресла.

Домик охотничьей базы уже хорошо был виден, из трубы, небольшими рваными клочками стелился дым в северном направлении, в направлении, откуда летел дельталет.

- Турбулентность заметная. Ветерок попутный, - отметил Алексей.

Проскочив перешеек, Алексей выполнил разворот на сто восемьдесят градусов над базой и произвел посадку против ветра. Развернулся и в обратном направлении порулил к берегу озера, мимо пресловутых бочек, подготовленных на случай посадки в темное время еще со вчерашнего вечера.

- Надо же, действительно заготовили бочки, - мелькнуло в голове Алексея. - Не пошутили.

Из домика первым выскочил Драчев, за ним Кернов и следом остальные. Аппарат в мгновение окружили охотники, когда Алексей, подрулив к берегу, выключил двигатель. Разом почти все возбужденно заговорили, одновременно протягивая руки и здороваясь с прилетевшим экипажем.

- Я теперь с Невровым, хоть куда, - неожиданно вырвалось у Николая, видно от излишних эмоций утреннего взлета, когда он выбрался из кресла дельталета.

Посыпалась куча вопросов, на которые некоторое время пришлось отвечать поочередно и Качину, и Неврову.

- Хоть куда, хоть куда, а охота накрылась, - толи с горечью, то ли с сожалением, а может и с долей сарказма высказался Кернов, вроде в пику восторгам Качина.

- Это почему же накрылась, и всего то один день неудачный, так у нас в запасе еще целый день есть. Техника в порядке и всего лишь только рассвело. Могу вылетать.

Того видно и ждали. Разом все вновь заговорили, обсуждая варианты и методы новой воздушной разведки.