Снежный заряд или пик напряжения Гл. 17

Александр Шушков
Глава семнадцатая.

За окном забрезжил рассвет. Алексей шевельнулся. Стремясь побыстрее, освободится от непродолжительного  сна, по привычке попытался, потереть глаза тыльной стороной ладони. Но, ткнулся кулаками в плексигласовую полусферу.

- Фу,ты, черт, - не сразу сообразил он, что на голове и где находится.

Скинув, шлем и толкнув Качина в бок, быстро поднялся. Натянул подсохшие за ночь унты.

- Чего так рано? - недовольно зевнув, пробасил Качин.

- Пока соберемся, выкатим аппарат, расцветет. Площадка маловата. Нас теперь двое. Снег на площадке трамбовать надо. В общем, время не ждет, поднимайся. Может погода испортится, петух ночью вроде обещал.

- Какой петух? - не понял последней фразы Качин.

- Обыкновенный, с крыльями и красным хохолком. Вставай по-энергичнее.

Василич встал сразу, будто и не спал, первым делом поставил чайник на электроплитку и занялся печкой. Вычистил золу из плиты и бросил в нее несколько щепочек, готовясь разжечь печь. Под руку ему попалась фанерка от посылочного ящика, и он уж хотел ее разломать, но Алексей остановил.

- Слышь, Василич, а нельзя ли у тебя ее позаимствовать?

- Да, ради бога, а зачем?

-  Планшет соорудим. Фанерка в самый раз.

Алексей взял фанерную крышку из рук Василича, несколько раз с нажимом прочертил по ней ножом, приложив линейку. Переломил по надрезу пополам. Планом полета на двойном тетрадном листе, подготовленным ночью, обернул фанерку.

- А, половинку можешь применить по назначению. Пару гвоздиков бы еще, четыре кнопочки и что-то похожее на молоток в придачу? Замечательный планшет получится.

Василич извлек из стены четыре кнопки, из посылочного ящика вытащил два маленьких гвоздика, а из инструментального деревянного ящика, лежащего под лавкой у входа, извлек молоток и протянул Неврову.

- Годится?

- В самый раз. Живем теперь, - воскликнул Алексей, когда с помощью гвоздей и кнопок, вместо шайб, закрепил на фанерке двойной листок с планом полета, а гвозди подогнул.

- Порядок. Вот тебе Николай, главное на полет штурманское оружие, - и взглянув на Качина, передал ему подготовленную фанерку, навроде планшета.

Николай машинально взял дощечку в руки. Он не сразу понял ее предназначение, почему ему и что с ней делать?

- Будешь держать в полете так, чтобы этот, так называемый, инженерно - штурманский расчет и план полета можно было мне видеть постоянно. До озера хотя бы, где наша база . Во второй половине полета, по моей команде, перевернешь на другую сторону с продолжением маршрута. Да, смотри, не вырони. Лучше в фанерке проделай отверстие и через шею закрепи на веревочке, в винт еще попадет.

- Ладно, не выроню, - понял, наконец, Николай, и что ему доверили. - Я крепко буду держать. Блудить больше не хочется.

- Ну, ну, смотри. Нам пора.

- Так печь не затапливать? – спросил Василич.

- Извини, Василич, некогда, погода может уйти, - и, прихватив шлем, вышел из комнаты, осторожно перешагнув через развалившегося у порога Джима, за ним заторопились и остальные.

На дворе светало, ощущался легкий весенний морозец, лыжи аппарата чуть присыпала снежная пыль, в виде измороси.

- Погодные условия пока благоприятствуют. Но надо поторапливаться, не дай бог, портится, начнет, - вспомнил предостережения петуха Алексей и, толкнув аппарат, сдвинул с места пристывшие лыжи.

Качин и Василич подключились следом. Дельталет подкатили  к перекрестку дорог и перевалили его через снежный бруствер на исходную площадку.

- Давайте-ка, как следует теперь осмотримся. А, то вчера как-то и не пришлось толком.

Алексей некоторое время пристально осматривал место предстоящего взлета, прикидывая что-то в уме.

- Площадка сложная, по форме почти прямоугольная, сужающаяся к деревне. - Принялся он, затем, анализировать вслух предполагаемую для взлета площадку, обращаясь одновременно к двум теперь помощникам.

Он хотел обратить их внимание, но особенно указать Николаю на основные детали предстоящего взлета, ведь ему, как никому надо было быть готовым ко всякого рода неожиданностям. Теперь ему быть вторым.

- Противоположную сторону, под прямым углом к дороге, площадку обрамляет высокой сплошной стеной еловый лес, порядка ста пятидесяти метров в длину. К этой стене примыкает такой же лес, переходящий в редколесье, под некоторым углом, значительно меньшим прямого, отчего сужается площадка вблизи деревни. Длина снежного поля вдоль дороги чуть больше двухсот метров, а противоположная сторона несколько длиннее. Форма площадки трапециевидная. Третья сторона, где мы сейчас на траверзе ее и находимся, линия телеграфных столбов, а вглубь, к деревне и дому Василича хвойное мелколесье, в пятнадцати метрах от проводов. Запомним, это на случай выкатывания. Четвертая сторона, перед нами и ограничивается вот этой дорогой перед нами. И, как, видно, снежные брустверы здесь приличные. За дорогой слева еще одна подобная площадка, параллельная нашей, но неровная.Тоже четырехугольник,только более правильной формы. Видишь невысокий штабель бревен в середине? - Николай кивнул. - С трех сторон эта площадка окружена тоже сплошным хвойным лесом, но поверхность сильно искорежена. Вся в колеях машин и тракторных следах. Вот  таковы  кроки* вокруг и в районе взлетной площадки, и такова вкратце ситуация, при которой придется взлетать.

Заметно было, как по лицу Николая пробежала тень волнения, вызванная ожиданием предстоящего взлета.

- Думаю, предварительно мне надо прорулить по всей длине площадки и обозначить лыжной колеей направление взлета, - закончил обзор Алексей, - взлет, производить следует в сторону столбов. Ветер, значения пока не имеет. Штиль. Будем на это и в дальнейшем пока надеяться.

- Не совсем простая ситуация, - почесывая затылок, поморщился Качин.

- Да, есть проблемы. Посмотрим, ты пока здесь оставайся, - и, запустив двигатель самостоятельно, Алексей занял рабочее место.

Прогрев двигатель, Невров увеличил обороты и направил дельталет в направлении противоположного угла площадки. В намеченной точке развернулся, так чтобы оказаться ближе к углу двух сходящихся сторон хвойного леса.

Определив направление взлета, по диагонали, как наибольшей длине снежного поля, Невров начал имитационный разбег. Но, как только скорость увеличилась, помимо воли пилота, дельталет стал забирать влево, разворачиваясь. Алексей прекратил разбег.

- Тьфу, ты! Как же я забыл и упустил это. Прежний дефект проявился, вчера надо было все устранить, когда машина и реальная помощь была, - с досадой подумал он. – Теперь и инструментов нет, может у Василича? – и, Алексей порулил обратно к деревне, в сторону перекрестка.

У околицы поселка, вновь стали собираться жители Тимохино, заслышавшие видно гул мотора, несмотря на раннее утро.

- Надо регулировать переднею стойку, - ответил Алексей Николаю, на его вопрос, что случилось, когда был выключен двигатель дельталета.

Алексей приветливо, как со старыми знакомыми поздоровался с жителями поселка, окружившими дельталет. Вдвоем они внимательно осмотрели стойку шасси. Алексей в принципе знал уже, что необходимо делать. Явный наклон оси лыжи влево от плоскости горизонтальной поверхности, говорил о необходимости регулировки соотношения высоты рессорных пружин.

- Левую пружину выкрутить, а правую чуть подтянуть. А, для этого необходимо освободить их концы на стальных пальцах. Требуется, минимум инструментов? Молоток, отвертка, ну и пассатижи для удобства. Василич, найдется такой ассортимент в твоем хозяйстве?

- Запросто, - ответил он и, не мешкая, пошел к дому.

Лишних вопросов никто из толпы не задавал, видно чувствовали и без того, озабоченность пилотов. Василич все необходимое принес быстро. С помощью Качина, Алексей вытащил шплинты, выбил стальные пальцы и освободил пружины. Выравнивание пружин по высоте прошло без проблем и быстро. Алексей с удовлетворением осмотрел вновь собранную стойку.

- Все в порядке? - спросил Василич.

- Надеюсь, в движении проверим, - и, запустив двигатель, Алексей вновь направил аппарат в точку предполагаемого старта.

Добавил обороты, чтобы увеличить скорость. Машина двигалась вдоль прямой линии. Он еще увеличил обороты, но и возросшая скорость движения теперь не влияла на направление. Аппарат разгонялся прямо, без отклонений, без излишне прилагаемых усилий на педали управления передней стойкой шасси.

- Дефект устранен, можно готовиться к практическому предварительному отрыву, - обрадовано заключил Алексей, сбросив избыточные обороты, и довольный, в обычном режиме порулил к запланированной точке взлета.

Он еще раз прикинул направление линии взлета вдоль наибольшей длины площадки.

- Надо пройти по всей предполагаемой взлетной дистанции, на сколько, это возможно и, на скорости близкой к скорости отрыва, - решил он.

Аппарат быстро разбегался, и Алексей несколько сбросил обороты, поддерживая скорость ближе к взлетной, без дальнейшего роста, не давая взмыть дельталету. Машина двигалась, не меняя направления без вмешательства пилота, к величайшему удовлетворению Алексея.

В середине площадки, где находилась ложбина, аппарат немного оторвался на не полных оборотах. На бугорке, который в прошлый раз помог при посадке, пилот уменьшил мощность двигателя до малого газа и по прямой, выключив мотор, прокатился под телеграфные провода меж двух столбов. Проскочил специально до самого мелколесья, проложив видимую лыжню для последующего контроля предстоящего взлета.

Алексей вновь запустил двигатель и, анализируя результаты имитационного разбега и подлета, подрулил к группе людей ожидающих и наблюдающих за его подготовительными действиями к предстоящему взлету.

- В общем, так Никола, - обратился он к напарнику, отведя немного в сторону. - Бензин у нас в избытке, время пока есть и есть предложение, да и смысл, произвести небольшие работы по уплотнению снега на расчетной полосе и частично сжечь горючку, чтобы взлетный вес немного уменьшить, - заявил Алексей, - польза двойная, так что я с полчасика покатаюсь. Погода пока терпит.

Николай кивнул. Увеличив обороты, Алексей, вновь направил дельталет к противоположному концу площадки в угол сходящихся  лесополос. Алексей раз по двадцать, если не больше, прокатился в каждом направлении, всякий раз смещаясь на ширину лыжи, уплотняя снег. В результате получилась дорожка шириной в два с лишним дельталета по колее. Вполне сносная и укатанная полоса для предстоящего взлета.

Однако ложбина в середине площадки, создавала серьезную проблему безопасности взлета дельталета. Поэтому в завершение, Алексей, произвел еще один имитационный разбег.

- Для двоих, взлет на критическом пределе, - подумал он, - излишнее топливо, возможно, придется слить, - предположил он для себя после еще одного пробного разбега и небольшого отрыва. До базы, рукой подать.

Закончив все эти нехитрые приготовления, Алексей вновь подрулил к заметно выросшей числом толпе людей. Односельчане, похоже чуть ли не все, не смотря на ранний час, собрались. Они пришли проводить экипаж дельталета, с которым вчера  познакомились и конечно в немалой степени, чтобы удовлетворить свое любопытство. Не часто подобное зрелище можно увидеть в отдаленном месте. Им очень хотелось посмотреть, как будет взлетать, по воле случая оказавшаяся у них в гостях, летающая техника.

- Ну, что, Николай, нам пора, - обратился Алексей к Качину, заглушив двигатель.

Они тепло попрощались с провожающими. Особо поблагодарили Семена Васильевича за участие и оказанную помощь. Запустили двигатель и заняли рабочие места в дельталете. Помахав еще раз всем на прощанье, медленно порулили к точке взлета.