Ё-п-р-с-тэлочки

Валентина Куршина
                Шестилетний Дима, стоя перед зеркалом,
                произносит  задумчивым голосом:
                « Кажется, я сам себе нравлюсь –
                лицо строгое,  волосы светлые …»

Маленький человек ежедневно открывает для себя мир. Ему всё интересно, и он всюду суёт свой любопытный носик.  И говорит, говорит без умолку. И вот здесь надо обязательно взять в руки блокнот и карандаш и записывать его наивные вопросы, смешные ответы и трогательные рассказы. Потому что если их вовремя не записать, то через какое-то время всё забудется. Это только кажется, что вы будете помнить эти забавные ситуации всегда.

Первый наш ребёнок, который родился, когда мы ещё сами были очень молоды, тому яркое подтверждение. Сколько было уморительных высказываний нашей маленькой дочки, но они постепенно стерлись из нашей памяти. Никаких записей мы тогда не вели. Хотя, конечно, что-то  запомнилось.

Наша Наташа до 5 лет жила с моими родителями на Украине. Знаю, что сейчас нужно говорить “ в Украине”,  но почему-то  больше нравится говорить неправильно. Хотя говорим же мы «поехать на море» или «побывать на Кавказе». И Украина была единственной страной, применительно к которой употреблялось сочетание «на Украине». Такая исключительность, по-моему, дорогого стоит. Зря стали подгонять эту грамматическую особенность под общие стандарты. Но это моё личное мнение и как бы лирическое отступление от заданной темы.

Итак, бабушка, прабабушка и дед в ней души не чаяли и, может, неосознанно настраивали Наташу против нас.  Там квартира, все условия и т.д., а у нас в Москве – студенческое общежитие, бытовая неустроенность со всеми вытекающими последствиями. И когда мы всё-таки привезли пятилетнюю дочку в Москву, она была девочкой с характером и всячески старалась поставить нас на место.
 Если я её за что-нибудь ругала, то в ответ слышала примерно следующее:
- Так детей не воспитывают…
- Вы плохие родители…
На вопрос вахтёрши нашей общаги бабы Кати:
- Тебе нравится в Москве?
Наташа ответила:
- Нет. У бабушки я была, как розочка, а здесь, как  собака паршивая.
Нужно сказать, что первое время Наташа говорила на украинском языке. Когда я приходила забирать её из садика (студенческий городок МЭИ имел собственный  детсад), воспитательница жаловалась, что она не понимает моего ребёнка. Приходилось выступать в роли толмача.

Ещё вспоминается такой случай. Наташе 8 лет, мы живём в Перловке. Здесь в кооперативном институте учится много иностранных студентов. Как-то встречаем с ней на улице русскую бабушку и её кудрявого внука с кожей цвета светло-коричневого шоколада.  Я объяснила дочке, что такие дети получаются, если мама русская, а папа – негр. Наташа какое-то время переваривает эту информацию, а потом спрашивает:
- А когда ребёнок был ещё у мамы в животике, откуда он знал, что его папа негр?
Вопрос, что называется, на засыпку.

Когда в нашей семье  появился сынок Дима, я стала  вести «детский» дневник и сейчас с удовольствием перечитываю свои записи.

Вот некоторые из них.

                Диме 3 года 8 месяцев
Разговариваем о войне.
- Мама, не отдавай меня немцам, они меня убьют. Мне так себя жалко.
               
* * *
- Не хочу быть солдатом, их убивают на войне. Хочу быть сыночком.

* * * 
Больно ударился головой о край тумбочки. На глазах слёзы.
- Даже когда я раненный был на войне, и то не так больно было.

* * * 
Однажды  Наташа, которая была на 10 лет старше, случайно произнесла фразу:
- Дима, ты гений.
Дима стал рыдать:
- А-а-а! Я не гений.
- Нет, ты гений!
- А-а-а, - Димка был безутешен. Пришлось мне вмешаться:
- Димочка, не плачь, ты не гений. Наташа, прошу тебя, не дразни брата.

* * * 
Пьём чай с мёдом. Спрашиваю у Димы:
- Ты знаешь, кто мёд собирает?
- Знаю…-  Немного подумал – Винни-Пух.


* * * 
Дима очень любит сам рассказывать сказки, придумывает свои загадки. Вот некоторые примеры.               
                Диме   4 года 5 месяцев

-      Жил-был добрый молодец и была у него злая баба …
-      Жил-был дурак и было у него три сына …

* * * 
Загадываем друг другу загадки. Закрыв лицо руками, Дима придумывает свою загадку. Увидев, что я смотрю на него, говорит:
- Не подсматривай мою загадку.
А вот и сама загадка – без путаницы, без вешалки, путаница на путанице. Что это? Оказалось, ракета. Естественно, что я не отгадала.

* * * 
                Диме    5 лет
   Пьёт молоко.
- Папа, считай, за сколько я выпью.
- Пей, а я буду считать про себя.
- Нет, считай про меня.

* * * 
Утром в воскресенье.
- Мама, давай я тебе буду помогать. У меня сегодня очень хорошее настроение.

* * * 
Как-то рассказала Диме теорию Дарвина о происхождении на земле разных животных. Через какое-то время услышала, как он сам рассказывает:
- Сначала были только рыбы. Потом у них стали расти маленькие куриные ноги. И они превратились в куриц. Так появились птицы. А из больших лохматых обезьян – тёти…

* * * 
- Мама, расскажи мне, как я родился. А то что-то я всё забыл.

* * * 
- У меня, наконец, нервы тоже появились. А ты думала, что нервы только у взрослых?

* * * 
- Папа, я решил воспитывать силу воли.
- Это очень хорошо. А как же ты будешь это делать?
- Вот сегодня мальчики во дворе рассказывали анекдоты. Все смеялись, а я терпел.

* * * 
У Димы в детстве были проблемы с дикцией, он не выговаривал букву «р». Вместо «рыба» говорил «либа» и т.д. Видно, это обстоятельство повлияло на его рассказ.
- …Когда индейцы были совсем дикие и не умели разговаривать… Нет, они  немножко говорили, но плохо – букву «с» не выговаривали.

* * * 
                Диме 6 лет

Собираюсь утром на работу, а Дима болеет и остаётся дома один. Даю ему ц.у. и в том числе говорю:
- Димочка, не бери спички.
- А это ты мне зря напомнила.

* * * 
Купила Диме первые в его жизни перчатки.  До этого у него были только варежки. Димка очень доволен. Вечером после гулянья рассказывает:
- Я шёл мимо  соседнего дома, а меня знакомые мальчишки не узнали.
- Почему?
- Да ведь я же был в перчатках!

* * * 
                Диме 11 лет

 Нарвал на улице большой букет сирени и принёс домой.
- Зря ты, сынок, сирень наломал. Люди шли и любовались бы цветами.
- Ничего они не любовались, а наоборот злились. Знаешь, как  эта сирень высоко росла?!

* * * 

- Хорошо, что я мужчина.  Есть 100%-ная гарантия, что женюсь. Только нужно сделать это вовремя.

     К этому высказыванию можно только добавить, что сын женился в 20 лет.


* * * 
  Дедушка Миша прислал на день рождения перевод на 30 рублей, чтобы мы купили Диме подарок. Я предлагаю:
- Давай купим тебе новую школьную форму.
- Может быть, мне и питаться на эти деньги…

* * * 
- Дима, почему ты не сделал уроки?
- Вы всё время звоните, и у меня пропадает всякий интерес к трудоспособности.

* * * 
Милые, милые маленькие дети.  И как здорово, что когда они вырастают, им на смену приходят наши внуки. И опять говорят, говорят, задают каверзные вопросы.

                Егору 2 с половиной года

Егор бегает по квартире с подгузником в штанах.
- Вытащи подгузник.
- Зачем? Он там живёт.

* * * 
Егор очень заинтересовался вулканом (видел извержение вулкана по TV). Всё время рассматривает картинки с вулканом и спрашивает;
- Там люди живут?
Мы ему подробно объясняем, что там очень жарко, даже камни плавятся. Поэтому все звери, птицы и люди оттуда убегают. Егор всё это внимательно выслушал и изрёк:
- Живут же люди!

* * * 
1 октября 1999 года мы крестили Егора в Елоховском соборе. Одновременно с ним решили принять крещение его дедушка Саша и папа Дима. Естественно, не обошлось без приключений. По  обычаю всю процедуру Егора должен был держать на руках его крёстный. То ли из-за того, что он его почти не знал, то ли ещё  по какой-то причине, но Егор всю дорогу ( примерно час ) плакал. Сначала он требовал маму, но когда понял, что никакой мамы не будет, стал монотонно вопить : «Хочу какать! Хочу какать! «
Поп - своё, а Егор – своё. Видя такое дело, Дима, который стоял в другом конце шеренги из желающих покреститься, решил подойти к сынку поближе, чтобы как-то его успокоить. Батюшка увидел это и говорит:
- Ты отец его? Так вот, иди на своё место и пожинай плоды трудов своих.

* * *
                Егору 3 с половиной года

Укладываю Егора днём спать. Он, естественно, сопротивляется. Мне на помощь приходит Саша.
- Егор, сейчас же ложись.
- Ты что – мой враг?
Эта реплика Егора настолько неожиданна, что мы все начинаем смеяться.

* * * 
Идём с ним из садика. Егор меня спрашивает
   -  Чем пахнет?
Я отвечаю: “ Зимой, снегом…”
- Нет, выхлопными газами.

* * * 
Егора только что уложили спать. Я говорю Саше, который пришёл с работы:
- Давай пожелаем ему  “ спокойной ночи “.
Заходим в комнату и говорим свои пожелания. Егор поднимает голову с подушки, смотрит на нас сонными глазами и произносит:
- Пришли два дурака.

* * * 
После новогоднего утренника в садике спрашиваю, понравился ли ему подарок Деда Мороза? Кушает ли он конфеты?  На что Егор отвечает:
- Да так, немного.  Здоровье берегу.

* * * 
Егор у нас в гостях. И к месту,  и не к месту говорит  «ё-п-р-с-т». При этом всякий раз хитро на меня поглядывает. Я долго делала вид, что ничего не замечаю. Но когда он это «ё-п-р-с-т» сказал раз 20, я не выдерживаю и спрашиваю:
- Что это за новое слово у тебя? Так мама говорит?
- Нет, бабушка. Так говорят только мужчины, когда что-нибудь плохое сделают.   

И ещё долго в его лексиконе была такая присказка – «ёлочки-палочки- ё-п-р-с-тэлочки».

* * * 
 Причесывается перед зеркалом, приговаривая:
   -  Сделаю себя красивым. Вот мамочка будет рада.               

* * * 
Летом Егор был месяц с Юлей на даче. Первый день в детском саду. К Егору бросается мальчик:
- Егор! Я был на море!
- А я … А я …
Глазки бегают, Егор пытается ответить достойно, поворачивается к Юле:
- Мама, ты иди.

* * * 
-         У меня что-то мозги в голове портятся.

* * *               
                Егору 4 года 3 месяца

- Дедушка, ты куришь?
- Нет, бросил. Курить вредно.
- Я тоже не курю, только что родился.

* * * 


Рассказывает мне, что на даче водятся крокодилы.
-  Нет, Егорушка, крокодилы живут в Африке. Там очень тепло, не бывает зимы. И слоны, и носороги, и бегемоты тоже живут в Африке. А вот какие хищные звери живут в наших лесах? Кого ты знаешь?
На секунду задумывается:
- Червяки.


* * * 
Я и Саша едем впервые с Егором в Зоологический музей на Никитской улице. Когда-то мы водили туда наших детей, и вот пришла пора для внуков. По дороге рассказываем, что такое музей, как делают чучела зверей, что такое скелет и т.д.
Ходим по музею, переходим из зала в зал. Где-то на середине экскурсии  Егор тянет деда за рукав:
- Саша, пойдём в музей.
- Здрасьте! А мы где, по-твоему, ходим? Это и есть музей.
- А когда же танцевать?

* * * 
Спрашиваю Егора:
- Вы в садике играете в какие-нибудь интересные игры?
- Нет,  у нас одна беготня.

* * * 
Саша пьёт пиво.
- Дедушка, налей мне пива.
- Ты что, Егор! Пиво пить тебе нельзя. Сиди и смотри телевизор.
- А что, мне стало можно смотреть телевизор?

* * * 
                Егору 5 лет
-
- Бабушка, у тебя дети были?
- Да, Егорушка,  были.  Твой папа и тётя Наташа, они мои сынок и доченька.
- А деда не ты родила?
- Нет, - отвечаю, - не я.
* * * 

Егор у нас в гостях, рисовал и разбросал на полу карандаши.
- Собери, пожалуйста, карандаши, - говорит ему Саша.
- Давай вместе собирать, - предлагает Егор.
- С какой это стати?
- Это же твоя идея.

* * * 
Укладываю Егора спать.
- Бабушка, не выключай свет. Я боюсь. Вдруг баба Яга прилетит.
- Ну что ты, какая баба Яга? Здесь только одна баба, твоя бабушка. А разве я похожа на бабу Ягу? – кокетливо спрашиваю я.
Егор пристально смотрит на меня и говорит:
- Похожа.

* * * 

Юля разговаривает с Егором.
- Хорошо, когда есть братик или сестричка. Вдвоём гораздо веселее.
Егор с умным видом изрекает:
- Две сиси, два ребёнка.



* * * 
                Егору 7 лет

Егор с Юлей были в парикмахерской. Вечером того же дня состоялся такой разговор:
- Мама, ты знаешь, я очень женщин люблю. Когда я смогу жениться?
Юля, естественно, объясняет, что надо сначала окончить школу, потом институт, получить специальность, работать и т.д.
- Мне одна девочка понравилась с голубенькими глазками, - продолжает гнуть свою линию Егор.
- А где ты её видел? В школе?
- Нет, не в школе. В парикмахерской.
- А я там никакой девочки не видела. Она была с мамой?
- Нет, с мужем, - отвечает Егор.

Как говорится, без комментариев.

* * * 
Приходит из школы и говорит Диме:
- Знаешь, папа, мы сегодня на доске МАТОВОЕ слово написали.
- Какое?
- Труп! – многозначительно ответил Егор.

* * * 
                Егору 8 лет

После школы сидит на кухне, машинально ест и пялится в телевизор. Я его спрашиваю:
- Тебя сегодня спрашивали по природоведению?
- Спрашивали, - отвечает Егор, не отрывая взгляда от экрана.
- И что ты отвечал?
- Правду …

* * * 
Возвращаемся с дачи. Впереди нас идёт такая же машина, как и наша. Саша шутит:
- Смотри, Егорка! Впереди едет наша сестра.
Через большой промежуток времени Егор задумчиво вопрошает:
- Саша, а как ты узнаёшь, сестра это или брат?

* * *               
                Егору 10 лет
Егор пришёл из школы. Я его спрашиваю, будет ли он кушать.
- Нет, я не голоден. Поел в школе.
- А что ты ел, Егорчик?
- Пирожки. Ну, знаешь, там всякие химикаты, жиры … Сытно очень!

* * * 

                Егору 11 лет

Егор учится в 6-ом классе. Утром за завтраком я ему говорю:
- Ты бы повторил историю. Вот скажи, как образовывалось городское население в средневековье?
- Так и образовывалось – методом рождения.
Ну что ж, ответил, по-моему, правильно.
* * * 
Саша обсуждает с Егором происшествие, описанное в газете. В мужчину на рыбалке во время грозы попала молния. Все металлические предметы на нём расплавились, но сам он остался жив.
- Это фантастика! – комментирует статью Саша.
- Да нет, - реагирует Егор. – Фантастика была, когда папа на рыбалке поймал три рыбы, а мама – пять.

* * * 
Через два года после рождения нашего первого внука у нас появилась внучка Ксюшенька. Естественно, она росла и выдавала свои перлы.

                Ксюше 2 года 4 месяца

Дедушка начинает петь, его тут же перебивает Ксюша:
- Не поИ, я сама буду поИть.

* * * 
- Ксюша, кем ты станешь, когда вырастешь?
- Бабой Ягой.

* * * 
Время спать. Ксюша никак не угомонится в кроватке.
- Ксюша, почему ты не спишь? В чем дело?
- Следить надо за ребёнком.

* * * 
- Ксюша, зачем ты разделась? Заболеешь!
- Я не могу заболеть, я ведь хорошая девочка.

* * * 
Ксюша встала раньше обычного.
- Доченька, может,  поспишь ещё?
- Ты что, я очень проснулась.

* * * 
- Мама, иди. У тебя свои дела, а у меня свои.


* * * 
Внимательно разглядывает свои руки.
- У меня много пальчиков.
- Посчитай, сколько?
- Один, два, три … ( и так до десяти ).
- Молодец. Правильно. Какая ты умница.
- Вся в тебя…

* * * 
Как-то я очень плохо себя чувствовала и лежала, что называется, трупом в нашей спальне.  В комнату вошла Ксюшка, залезла на кровать, села на меня верхом и начала подпрыгивать.
- Ксюшенька, слезь с бабушки. Я  что-то совсем разболелась.
Она склонилась надо мной так, что наши носы стали соприкасаться, и сказала шепотом:
- Ничего страшного, ничего страшного, ничего страшного…
И как-то мне сразу стало легче. Действительно, что это я так раскисла. Ведь в принципе – ничего страшного. Эта Ксюшина присказка как-то сразу прижилась в нашей семье. И если порой случаются какие-то неприятности, мы друг другу говорим « НИЧЕГО СТРАШНОГО»  - и всё утрясается. Прямо волшебные слова.


* * * 
Сама вылезла через высокий бортик своей кроватки и радостно сообщила:
- Я вытащилась.

* * * 

                Ксюше 2 года 8 месяцев

Идёт по дороге с мамой  и очень от неё отстала. Наташа оглядывается и торопит её:
- Давай, подтягивайся быстрее.
Ксюша останавливается и начинает подтягивать штаны.

* * * 
- Ксюша, давай из яблока сочок сделаем.
- Лучше сделай сок, а сачок у меня есть на даче.

* * * 
                Ксюше 3 года 2 месяца
- Ксюша, иди быстрее кушать.
- Бегу, я уже разбегаюсь.

* * * 
Возвращаемся с прогулки и возле подъезда встречаем знакомую женщину. Та замечает:
- Ксюша, какие у тебя грязные ноги.
- Нет, ноги у меня чистые, у меня ботинки грязные.

* * * 
Если Ксюшу начинаешь за что-нибудь ругать, она демонстративно заявляет :
- Я сейчас встану в угол.
И действительно по собственной инициативе идёт в угол и стоит там, сложив руки на груди и насупив бровки. Всем своим видом показывая, как она нами недовольна и как она нас наказала. Вот такая смешная девочка.

* * * 
Наташа спрашивает Ксюшу, каких диких животных она знает. Та начинает перечислять:
- Волка, медведя, лису…
- А каких ты знаешь птиц?
- Ворону.
- А ещё?
- Вторую ворону.

* * * 
Ест бутерброд с сыром, разделив его на две части. В одной руке держит хлеб с маслом, в другой – сыр. Я недовольна:
- Ксюша, ну зачем ты сняла сыр, бутерброд нужно есть вместе.
- А мне так масло не видно.

* * * 

Уходя на работу, Наташа целует свою доченьку и напутствует её:
- Будь хорошей девочкой, слушайся бабушку…
Но Ксюша взрослеет и теперь уже она говорит своей маме:
- Слушайся начальника, смотри только хорошие мультики…

* * * 


                Ксюше 4 года

Ксюша и Егор рисуют, склонившись друг к другу головами. Егор несколько раз недовольно говорит:
- Ну, хватит меня щекотать.
Наконец Ксюша решает ответить:
- Это не я. Это волосы у меня ненормальные.

* * * 
Наташа в Евпатории гуляет с детьми. С одной стороны её держит за руку Ксюша, с другой Егор. Егор виснет на руке Наташи и дразнит Ксюшу:
- Моя мама.
- Нет, моя мама, - возражает она. И они некоторое время препираются. У Ксюши на глаза наворачиваются слёзы.
- А как же я? И Юля твоя мама, и Наташа. Я что, совсем одна останусь?

* * * 
Наташа играет с Ксюшей в бадминтон. Та промахивается и Наташа ей говорит:
- Мазила.
- Не называй меня «мазила». Ты что, не родила меня?

* * * 

-        У меня даже сердце смеётся, что я в четверёх годиков выйду замуж и буду мамой.


* * * 
Гуляем. Появляется незнакомая девочка. Предлагаю Ксюше подойти и познакомиться.
Смотрит оценивающе:
- Я с блондинками не  знакомлюсь.

* * * 

- У меня память не глухая.

* * * 
- У бабушки на дне рождения было десеро гостей. А если без Вали – деверо.

* * * 

Интересуется у меня:
- Сколько метров у тебя был живот, когда ты там держала маму и Диму?

* * * 
Однажды  Ксюшка  провела у нас выходные, а её мама  в это время затеяла дома генеральную уборку. В воскресенье вечером возвращаем девочку домой. Дверь открыла уставшая  Наташа, и по всему было видно, что уборка  только-только  закончилась.
-       Доченька, посмотри, как сейчас  в твоей комнате красиво, - Наташа широко распахнула  дверь.

Действительно, в детской  был идеальный порядок –   чисто вымытое окно весело сияло в лучах заходящего солнышка, все игрушки, карандаши и фломастеры расположились  на своих местах, книги и альбомы для рисования аккуратными стопками стояли  в книжном шкафу. Везде ни пылинки, ни соринки. Ксюша широко раскрыла  свои глазёнки и произнесла восхищенным шепотом:
-       Какой  бардак!

* * * 

                Ксюше 5 лет 4 месяца
Перечисляет:
- Дима – дракон
- Юля – лошадь
- Валя – свинья
- Мама – лошадь и стрелец
- Я – кот и старая дева
- Почему «старая»?
- Я же не замужем.

* * * 
- Ксюша, кем ты будешь, когда вырастешь?
- Кондуктором, буду в поезде билеты продавать. Кому в Турцию – 20 рублей, кому в Перловку – 5  рублей. 
* * * 

Лежит с Наташей в кровати.
- Мама, выбирай -  или мы спим, или смотрим  «телек».
- Спим.
- Нет.
- Но ты же сама сказала «выбирай».
- Да, но не это же.   

* * * 
               
Мои внуки очень любят смотреть телепередачи. Готовы смотреть всё подряд, даже рекламу. Причем, если в рекламе звучит какой-то текст или песенка, они знают слова и повторяют вместе с диктором. И вот идёт такая реклама лекарства от молочницы. Звучат слова «Та-та-та (название лекарства) и молочницы нет». Мои милые внуки тоже распевают эти слова. Перехватив мой удивлённый взгляд, Ксюша поясняет:
- А молочка-то хочется.
Ах, вот, оказывается, о какой «молочнице» идёт речь.

* * * 
Внуки подрастают и, к сожалению, количество записей в наших тетрадях сокращается.
Ну что ж, будем ждать правнуков. Надеюсь, они не подведут!