Чарли Тороп

Улексия Миссосупова
Charley Toorop (24 марта 1891, Катвейк — 5 ноября 1955, Берген).Голландская художница и литограф, дочь голландского символиста Яна Торопа и его жены Энни Холл.Полное имя художницы - Анна Каролина Понтифекс Фернхоут-Тороп.

Детство девочки было омрачено скандалами между родителями. Смерть первенца, старшей сестры Анны в 1887 году привела к семейному кризису, охлаждению между родителями, которые мало изменились с рождением Чарли в 1891 году. Первые 9 лет Чарли прожила в Катвейке на вилле «Барни», созданной архитектором Берлаге, а в 1902 году мать увезла ее в Англию.
В детстве Чарли была очень увлечена музыкой, она хорошо пела и занималась вокалом, кроме того, ей прочили карьеру скрипачки. Родители убедили девочку в ее музыкальном таланте
На уроки игры на скрипке мать Чарли стала водить ее во время пребывания в Англии. Музыкальные занятия продолжились и во время пребывания в Париже в 1903 году, и после возвращения в Нидерланды.Но в январе 1905 года уроки игры на скрипке были заброшены, поскольку Чарли решила идти по стопам отца. Правда, вместо того, чтобы посещать художественную школу, девушка училась в основном у отца. Она брала еще уроки у художника и искусствоведа Бреммера (1871-1956), но биографы считают, что Чарли Тороп была практически самоучкой.
лагодаря частым путешествиям и международным связям отца, Чарли познакомилась с искусством девятнадцатого века, познакомилась с современными движениями, такими как кубизм и экспрессионизм.
С января 1905 года отец Чарли часто летом выезжал в Домбург на этюды. В Домбурге находилась международная колония художников. Чарли сопровождала отца в этих поездках.Первую большую картину Чарли написала в 1909 году. В 1911 году Чарли представила свои работы друзьям отца в его мастерской. В ранних работах Тороп используются принципы люминизма.
Решающую роль в формировании индивидуального стиля художницы сыграло ее сближение с живописцами бергенской школы (the Bergense School). Их стремление к монументальности, к суровой выразительности чрезвычайно импонировало художнице. Чарли познакомилась с представителями этой школы – Лео Гестелем, Дирком Филарски, Матье и Питом Уигманом.
В работах 1920-х годов Тороп действительно во многом близка к бергенскому экспрессионизму.
Тороп быстро выработала свой неповторимый, глубоко своеобразный художественный язык. Кроме того, ранние работы Чарли Тороп были под влиянием экспрессионизма, например, художников группы «Синий всадник» и в частности Кандинского, чьи работы она увидела на одной из выставок. Чарли стала изучать возможности экспрессионизма, начала экспериментировать с цветами. В этот период она рисует пейзажи, портреты и автопортреты и экспонируется на выставках современного искусства и Общества независимых в Амстердаме.
Между 1915 и 1919 годами художница часто меняла места жительства, она жила в Ларене, Амстердаме и Утрехте. В 1916 году Чарли Тороп стала членом группы художников «Сигнал» (The Signal). Используя чистые контрастные цвета, сильно подчеркивающие линии и точные контуры, художники группы пытались изображать реальность, создавая некую магическую атмосферу.Этим они и были похожи на бергенцев.
В 1920 году Чарли совершает поездку в бельгийский город Боринаж (Borinage), где приходит решение продолжать традиции Винсента ван Гога, и свое искусство делать с социально-реалистическим уклоном.
В 1919 - 1921 годах Тороп неоднократно посещала Париж, где познакомилась и подружилась с земляками - художниками Бартом ван дер Леком и Питом Мондрианом. Впервые Тороп выставилась именно в Париже в 1921 году.
С 1924 года художница традиционно проводила лето в Westkapelle рядом с Валхереном, где начинает писать крестьян. Тороп рисует типажи, а не карикатуры, выражая на холсте свое видение социальной действительности. Ее произведения насыщены суровой монументальной экспрессией.
В доме часто собирались друзья художницы. Круг ее друзей состоял, главным образом, из видных художников и интеллектуалов – поэтов Адриана Роланда Холста и Хенни Марсман, художника Пита Модриана, скульптора Джон Рёдекера, архитекторов Ритвельда и Куида, и даже анархиста Артура Ленинга.
Ее живопись попадает под влияние кинематографа, возможно из-за знакомства с режиссером Ивенсом. Это влияние выражено в изображении фигур на картинах, словно под лучами софитов на съемочной площадке стоящих отдельно друг от друга.Историки пишут, что в этот период ее натюрморты Тороп чем-то похожи на синтетический кубизм Хуана Гриса.
Творчество Чарли Тороп расцветает в полную силу в 1930-е годы ХХ века.
Экономический мировой кризис, начавшийся в 1929 году в Нью-Йорке, сказался и на мире искусства. Чарли Тороп сосредотачивается на востребованных жанрах - социальных жанровых портретах. Центральное место в ее творчестве занимают именно монументальные реалистичные жанровые полотна и портреты-картины, со сдержанным пафосом утверждающие достоинство людей труда и творчества.
Вторая мировая война тоже отразилась в творчестве Чарли Тороп. Надвигающая война и личные проблемы нашли отражение, в первую очередь, в ее портретах. Например, Чарли написала автопортрет в вуали, в котором эта деталь шляпки выступает символом, олицетворением боли и печали того времени.
Самой острой и выразительной работой военных лет является портрет клоуна (1940-1941).
Имя клоуна – Бамбо, художница встретилась с ним в Бергене. Бамбо рассказал Чарли свою историю. Он работал в цирке в Роттердаме. После бомбардировки города он потерял все, поэтому переехал в Берген, где продолжал выступать на улице, зарабатывая себе на жизнь.
Черное с красным
Улекса фон Лу
Черное с красным. Руины и пепел.
Клоун на улицах - молится, плачет?
Рухнуть готов в скорби он на колени,
но он не сломлен, работает, значит

Силою духа полны еще люди,
Не удушила война и лишенья.
Скошен и выворочен переулок,
город разрушен, игра - утешенье

Тем, кто остался в живых, малым детям
клоун подарит возможность смеяться!
Войны - уродство в триумфе двуцветья
кровь, смерть и смех - карнавальной гримасой.

Картина Чарли Тороп "Клоун на руинах Роттердама"1940-41 гг.

После 1945 года Тороп продолжала изучать и писать человеческие фигуры. Художница испытывала все больше симпатий к коммунизму и, наконец, в 1947 году вступила в компартию Нидерландов.
Именно портреты и автопортреты Тороп заняли достойное место в истории голландской живописи ХХ века. Самые известные работы Тороп находятся в музее Креллер-Мюллера в городе Оттерло.
Искусствовед Мария Босма написала книгу о жизни и творчестве одной из ведущих художниц Голландии ХХ века и в августе 2008 года организовала ретроспективную выставку художницы в Музее современного искусства города Парижа, на которой было собрано 120 работ Чарли Тороп, в том числе почти все ее автопортреты.

Использованы материалы блога Парашутова - http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post127025841/