Фильм Исходный код рецензия - 2011

Боцим Бюголев
Source Code. Исходный код. 2011 г.
Режиссер Данкан Джонс. Рейтинг IMDB: 7,7/10. Metascore: 74/100.

(Warning: Beware of Spoilers!)

В общем, действие захватывает - во-первых, благодаря искренней игре Джейка Джилленхола в роли летчика Колтера Стивенса, отличившегося в Афганистане, чья встревоженная физиономия заполняет большую часть экранного времени; во-вторых, из-за весьма напряженного сюжета, строящегося вокруг необходимости предотвратить одну ужасную, а затем, и еще одну, куда более жуткую катастрофу.
О научно-фантастической составляющей я вряд ли могу сказать что-то внятное, как не смогут этого сделать, уверен, и создатели фильма: какие-то квантовые головоломки, неведомые мозговые манипуляции и прочая щекочущая любознательную жилку, но надежно скрытая завесой наукообразного фантазирования основа.
В общем, близкое знакомство с квантами позволило одному научному гению с костылем (Джеффри Райт)  поставить мозг погибающего солдата на службу предотвращения терактов. Его душа (или что там еще?) перенеслась в одного парня из поезда, в котором вот-вот должен был прогреметь взрыв. При этом, военные ученые из секретной штаб-квартиры держат с ним связь, и способны в любой момент вернуть его в исходный код, то есть к началу отведенных ему восьми минут: именно за это время ему нужно во что б это ни стало выяснить, кто взорвал бомбу. Кое-что уже известно: например то, что бомба подорвана с помощью звонка на детонатор-мобильник, подключенный к ней. Встает задача: выяснить, кто из 52-х звонивших во время взрыва, позвонил именно бомбе - то есть на подключенные к ней два телефона. Чем и заставляют заняться главного героя, который не без мужества, самоотверженно и с выдумкой это делает.
В конце концов, он выясняет все, что интересует антитеррористический центр, а заодно по уши влюбляется в свою миловидную попутчицу (Мишель Монаган).
Ну что ж, дело сделано, террорист обезврежен, но теперь у нашего героя хотят стереть память, чтобы использовать его снова и снова в деле предотвращения терактов. Но он подозревает, что ученые сами не знают всех возможностей  и последствий придуманного ими хитроумного жонглирования квантами, и оказывается прав!
В конце - классически приятный хэппи-энд, ставший возможным благодаря до того не предвиденному наукой запуску некой новой реальности. Кстати, слава женщине-офицеру, что управляла героем (Вера Фармига) - ведь она пожалела его и даже ослушалась начальства, стучавшего костылем в стекло напичканной электроникой лаборатории...
Можно провести некоторые параллели с фильмом "День сурка", только там герой вращается в одном и том же дне, а тут - всего в нескольких, но очень важных минутах.
Присутствует саспенс, некоторые убедительные спецэффекты. Больше всего мне понравился момент, когда добро восторжествовало над злом, буквально приковав его наручниками в поезде, отчего "зло" даже прослезилось (кстати, образ фанатичного злодея-бомбиста, одержимого желанием сравнять неправильный мир с землей, чтобы потом на руинах строить правильный, сыгран хорошо, т.е. убедительно: браво, Майкл Арден!).
А еще мне захотелось прокатиться на той двухэтажной электричке :-)

P.S.
День, поезда, тротил, калека,
Бессмысленный и яркий свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится миг, как был:
День, тлеющий фитиль запала,
Калека, поезда, тротил.