История о том, как нас чуть не протаранил болгарин

Юрий Иванов -Наум
Моряки, народ не очень суеверный, но впечатлительный. Поэтому, когда в пятницу 13 поступила команда на выход в море, нашлось множество причин перенести выход на понедельник.Пришлось выходить в не самый лучший день недели.Раскрепили всё по штормовому.Приготовили свои заведования и -вперёд. У нас осадка 4,5 метра, поэтому пришлось из п.Жданов выходить каналом,т.к. Азовское море-самое мелкое в мире. Канал длиной 16 км. и не очень широкий. Погода летняя, нормальная. Управление переведено на открытый мостик. Как всегда, в спешке, забыли предупредить диспетчера порта о своём выходе. Рулевой впервые на самостоятельной вахте, поэтому, рядом с ним стоит помощник командира. Идти по каналу не сложно.От буя до буя не видно ни...чего. Помощник даёт команду рулевому-"держать на веху" , дальше --на следующую и т.д. Стоим с командиром на мостике, обсуждаем предстоящие задачи. Вдруг командир, побледнев, показывает за борт. Там плавает его окурок, брошенный несколько секунд назад. Оказывается помощник, разморенный солнцем и прошлыми выходными, облокотившись на планширь, заснул. Рулевой, не получая новых указаний, держал на веху и мы выползли на бровку канала и сели на мель. Машины работали на "Средний вперёд", поэтому нас стало медленно разворачивать поперёк канала. Встречным курсом шёл болгарский т\х , водоизмещением около 30 000тонн.Увидев наш манёвр, он начал гудеть во все свистки. На левом крыле его мостика, собралась куча народа, которая махала руками и,видимо, кричала. Остановить эту махину, даже дав "Полный назад"-невозможно. Это понимали и мы и они.Своим форштевнем, они раскололи бы нас по миделю как гнилой орех. Командир-"Стоп машина.Полный назад!" Толку нет. СИДИМ КРЕПКО. У меня возникла какая-то тоска. Команда:"Отдать кормовой якорь". Отдали. Команда:"Кормовой вира по-малу, машина-Полный назад". И мы медленно, но верно сползли. Через пару минут, мимо пролетел "болгарин" , приветствуя флагом и недоумёнными физиономиями.Идём Азовским морем.Стемнело.В то время это было самое рыбное море. У механика был самодельный трал.Командир отдыхал, была моя вахта. Решили,втихаря, половить рыбы.Чтобы трал не летел сзади, как водные лыжи, нужно сбавить ход до "Самого малого". Не трогая ручки телеграфа, по связи, даю команду в машинное отделение--плавно сбавить ход до самого малого.Через пять минут в рубку входит командир. "Почему сбавили ход?" Я леплю горбатого к стенке,мол перегрев 8 цилиндра на главном. Тот внимательно посмотрел на меня:"Хватит твоих штучек.Руби трал и полный вперёд". Трал успели выбрать, в нём лежала одинокая камбала. Прошли Керченский пролив. Вошли в Чёрное море. Сразу началась болтанка. Всё море в огнях.Славные рыбаки всегда ходили, как хотели и куда хотели. Кто с тралом, кто ещё с чем. Миновали это страшное место, командир ушёл отдыхать. Ветер и болтанка усиливаются. Шторм около 4 баллов,но у нас корпус "яйцом". Валяет, как "ваньку-встаньку. На камбузе грохнулся холодильник, закреплённый по штатному и по штормовому. Кренометр показывает 45 градусов.Я забыл, какой у нас угол заката(это,когда полный кердык и оверкиль). Захожу в каюту командира, он уже проснулся и безуспешно пытается натянуть брюки. Спросив, небрежно, про угол заката и узнав ,что 56 градусов -успокоился. На траверзе мыса Чауда получили команду--взять к себе на борт с СКРа(сторожевой корабль) "специалиста". Подошли к точке. СКР стоял, а вернее скакал, на бочке. Надувных кранцев нет, только обычные , в данном случае не пригодные. Пришвартоваться из-за шторма, нет возможности.Делаем попытку. Подходим к борту. СКР и мы, как поршни в двигателе. То один в ВМТ то другой. На борту, в плаще, шляпе и с портфелем в руке "специалист". Полон решимости перепрыгнуть к нам на борт.Без смеха, эта картина не вспоминается. Вывод---смелый тот, кто не понимает глубины опасности. Мы пролетели, чуть ли не касаясь бортами. Офицер вовремя удержал "спеца", иначе кровавый кисель был бы обеспечен. Доложили, идём своим курсом. Потихоньку распогодилось.Крымское солнце набрало обороты.Штиль.Духота.Попытались из чехла сделать бассейн. Жалкое подобие левой руки. Застопорили ход.Опустили забортный трап.Небольшое купание. Интересные ощущения, когда знаешь, что под тобою 1,5 км глубины. Человеку и 3 метра достаточно. Но бездна создаёт холодок в груди и сокращает время нахождения в воде. Подошли к Севастопольскому рейду. Ждём "добро" на заход. Все,у кого были рыболовные снасти, стали ловить рыбу. Пикша шла дуром. Сколько крючков--столько рыбин. Подошла стая катранов. С ними стало интереснее. Особенно, когда клюнет две или три особи. Рыба сильная, акула.Приходилось повозиться. Рыбные котлеты из него --чудо. Механик пообещал приготовить царское блюдо. Взял десяток тушек и удалился на камбуз. Через некоторое время, по всем помещениям, разнеслась дикая вонь. У катрана печень напоминает печень трески.Вот он и решил её приготовить. Но, или он рецепт попутал, или это была его буйная фантазия, в результате всю жареную и недожаренную печень, выкинули(чуть ли не с коком) за борт.Котлеты же из катрана получились знатные, особенно охлаждённые, да под шило! Поднялось небольшое волнение.Свечерело, получили верхом, с поста СНиС(служба наблюдения и связи) "добро" на заход. Чем ближе к Константиновскому, тем выше волна. С открытого мостика любуемся панорамой Севастополя. Резкая команда:"Лево на борт" и мы закладываем циркуляцию. Ничего не понимаю.Потом вижу, среди чёрных волн , едва различимую , чёрную рубку подлодки. Какой-то придурок дал одновременную команду нам на заход, а подводной лодке на выход. Если бы не зоркость и бдительность командира, разрезали бы её форштевнем пополам. И это была бы совсем другая история.