Там... VI. Ах, гастроли!

Григорий Левицкий
                VI.Ах,гастроли-гастроли!

На гастроли я ездил с театром два раза: в 1970 и 1971 годах в летние месяцы - июнь и июль. Первым был  Тернополь – небольшой областной центр в Западной Украине.
Я, как обычно, читал в дороге,  готовился ко второму поступлению в Театральное училище на режиссёрское отделение.  Многие, хотя и не все,  пьянствовали в дороге. Новый электрик – Юра Кривонос пьяным свалился со второй полки, уж не знаю как, но не ушибся,  а громко и, разумеется,  нецензурно, ругался. Чудесным образом очки его не разбились.

                Два дня мы жили в гостинице  «Тернополь» - Кривонос, ещё один электрик Сеня и я. Наши окна выходили к фасаду гостиницы  «Украина» . Мы видели толпу людей у дверей этой гостиницы, и это казалось странным для такого тихого города. Кто-то уже знал, и нам разъяснили, что там проживают, гостящие в городе, КАНАДСКИЕ украинцы, и толпа – это местные их родственники, ожидающие встречи.
В те годы такие события казались чем-то из ряда вон выходящим.

                Ходили слухи о том, что «западенцы» даже слышать не хотят русскую речь: с ними нужно говорить только по-украински, а если спросишь что-то по-русски, как, например, пройти куда-нибудь, то зашлют к чёрту на кулички … Я это проверил. Несколько раз. Неправда! Я отметил хорошую внешнюю культуру этих людей,  неторопливость их, немного странной для нас, украинской речи. Особенно, запомнилось, что привычное украинское   «дванадцять»  произносили как  «дванаЙдцять» и на базаре, и в магазине. А культура облуживания – высокая, особенно в сравении с тем, к чему мы привыкли. «Националистические проявления»,всё же, однако,немножко имели место быть. Однажды днём во дворе около служебного входа в Тернопольский театр бегали мальчишки десяти-двенадцати лет. Там же отдыхали на скамейке одевальщицы Продайко и Руманова. Невдалеке на другой скамейке сидел и я, как обычно , с книгой. Разговор, который я услышал, запомнился надолго. Продайчиха  - старшая женщина околопенсионного возраста: «Как хорошо вы, мальчики по-украински говорите, конечно у вас тут и школы, я думаю, только украинские?» - «Ни – отвечает бойко один из пацанов – в нас тута школы польскы та нимецькы» - «Ну, зачем ты врёшь, сказала Руманова,этого не может быть!» - «Нема – так будЭ!» деловито ответил пацан. Мальчишка озвучил то,что вероятно, часто слышал от взрослых: «пусть лучше поляки и немцы, только бы не русские, не москали…»

                После двух дней проживания в гостинице нас расселили по частным квартирам и моим соседом, как я уже упоминал, оказался Лев Семёнович Губенко – первая скрипка небольшого театрального оркестра.Почти каждый вечер – выходных дней на гастролях не давали  - я работал на выездных спектаклях.Сколько
городков и городишек средневековой сказочности я увидел! Вот только некоторые из них:Бучач,Кременец,Залещики,Монастырийск,Збараж,Зборов, Стрый и ,особенно – Чёртков с его незабываемым древним костёлом. Где-то  году в 82-м, примерно, с молодым водителем  мы заблудились по дороге из Ивано-Франковска во Львов. Ехали ночью. И вдруг на рассвете я вскрикнул,от неожиданности,увидев знакомый костёл: «да это,ведь Чёртков! Посмотри теперь,Толик, на карту, мы – в Тернопольской области. Так и оказалось – мы, наконец, разобрались с дорогой.

                Хозяев квартиры ,которую снимала для нас дирекция театра я, увы! –не помню. Запомнился только один разговор с хозяином. «Бывал я в ваших краях – говорил этот ещё не старый человек, разумеется по-украински – зачем же у вас там на окнах «двэрцята» ( т.е. дверочки) ставят? Разве у вас там разбойники в окна лазят? У нас не лазят!» Действительно, ни наружных, ни внутренних ставен я в этом городе не видел.

                По утрам я ходил в Тернопольскую областную библиотеку, где в читальном зале готовился к поступлению в Театральное, днём тоже что-нибудь читал, отдыхая. Вечером ездил на выездные спектакли. Так скоро и прошёл первый  гастрольный месяц.
                продолжение следует.