Сюзанна. рассказ

Любовь Кабардинская
     Отправляясь понежиться к морю, я вышла из большого, двухэтажного дома абхазской семьи Анкваб во двор. Дом был залит монолитом из бетона, квадратным по форме. На первом этаже располагалась кухня, под нею подвал, довольно приличный по размерам с деревянными стеллажами . Рядом с кухней большая столовая, с огромным овальным столом и резными стульями вокруг него с одной стороны, ближе к кухне,  с другой стороны  телевизор в углу и два кресла. У открытого окна, со стороны стола железная кованая подставка для цветов с множеством  больших и малых подставок под горшки, вся утопающая в зелени  и цветах комнатных растений. Из большой столовой был проход  в небольшой коридорчик, где находились три двери в хозяйские спальни: супругов Анкваб, их сына Анри и дочери Стеллы.  Большую  половину второго  этажа здания, занимал огромный зал, предназначенный для торжеств и свадьбы сына, куда он должен, по обычаю предков, привести свою невесту в день бракосочетания и оставить ее там, среди подруг  подарков и цветов, на весь день празднования свадьбы. Она в прекрасном свадебном, обычно белом, платье стояла в зале с  дружками и каждый, кто хотел увидеть невесту, поднимался в зал по широкой лестнице, украшенной колоннами и вазами с цветами, клал деньги на поднос  на столике возле невесты, подружки расступались, и невеста смущенно опускала глаза, прикрываясь фатой. На оставшейся части второго этажа, находились три комнаты для гостей, в одной из которых,  собственно, я и проживала. Спуститься можно было по каменной лестнице, тоже украшенной колоннами и цветами.  Подобным образом были обустроены многие абхазские дома.  Итак,  спустившись вниз по лестнице, я увидела хозяйку дома Гунду, которая прибиралась на кухне. Когда поздоровалась с нею, она остановила меня словами:
- Идете на море?
- Да.
- Тут осталась мамалыга с сыром со вчера, уже никто не будет есть, отдайте собакам, жалко выбрасывать в мусор.
- Хорошо.
Подойдя к хозяйке дома, забрала пакет с национальным блюдом абхазцев, и еще веселее зашагала к берегу моря. Пройдя с полкилометра до моря, и это показалось мне очень странным, я не встретила ни одной собаки, хотя обычно они бегали стайками повсеместно. Но у самой кромке воды, я наконец-то, увидела знакомую собачку, которую знали все посетители пляжа. Это была темно-коричневая спаниэлька, знаменитая тем, что она совершенно не боялась воды, ловко ныряла в море,  ловила краба на дне, затем выбиралась на берег с добычей в зубах и  с хрустом съедала его. Кроме собачки, на берегу пляжа сидела одиноко женщина, лет тридцати пяти, темноволосая, светлокожая, приятной наружности с грустными василькового цвета глазами. Одета она была в синее платье с короткими рукавами, довольно удачного пошива, для ее слегка полноватого тела. Красивые  упругие груди просматривались через  большой фигурный вырез горловины платья. Я подошла поближе к незнакомке и собаке, и стала подзывать  спаниэль  к себе, разворачивая пакет с мамалыгой. Неожиданно, женщина встала и, направляясь ко мне, попросила:
- Не бросайте собаке, пожалуйста, дайте мне.
Моему удивлению не было предела.
- Но оно не свежее…
- Пусть, я сильно хочу есть, - Перебила мою речь незнакомка.
- Берите.
И я протянула ей пакет с пищей.
Женщина взяла пакет, присела на гальку, достала мамалыгу и, отвернувшись от меня, стала с жадностью есть.  Теперь я вдруг поняла, что не смогу оказаться безучастной к судьбе этой женщины. Когда она все съела, я попросила ее рассказать, что могло такого с нею случиться, что ей нечего есть, а может быть и негде жить:
- Вы, правы, я ем только фрукты с деревьев уже третий день, а когда вы развернули пакет с мамалыгой, такой запах копченого сыра, пересилил всю мою сдержанность. А случилась со мною неприятная история моего сватовства….
    Вот ее рассказ, пересказанный мною:
«Она спокойно жила в Армении, вместе со своею мамой. Два раза выходила замуж, и оба раза неудачно. Первый муж бросил ее сам, после семи лет совместной жизни, потому, что хотел иметь детей, которых  она ему родить не могла, потому как оказалась бездетной. Второго  мужа бросила она сама, потому как он дрался и много пил. Мать и дочь хорошо ладили между собою, но год назад мама умерла и Сюзанна, а именно так звали мою героиню,  осталась совсем одна и одинока в своей ереванской квартирке. Правда у нее есть два брата. Старший, Вазген, живет в Абхазии, давно обустроился тут, женился, имеет двоих сыновей, которые  живут в России городе Москве  у младшего брата Сюзанны и учатся в вузах. Однажды Вазген позвонил ей и предложил приехать к нему в гости на месяц, развеяться, покупаться в море, к тому же, он нашел ей хорошего жениха, абхазца Искандера, не совсем молодого, но и не старого, сорокалетнего вдовца. Рассказал, что когда Искандер увидел фото Сюзанны, узнал о ее одиночестве, попросил Вазгена срочно познакомить их, пригласив  сестру в Абхазию.
      Она приехала в Абхазию. Брат встретил ее и привез к себе домой. Жена Вазгена, Роза, приготовила ей гостиную комнату. На следующий же день состоялась встреча Искандера и Сюзанны. Женщина очень понравилась новоявленному жениху, чего не скажешь о Сюзанне, мужчина оказался  настойчивым в своих желаниях. Угостив женщину вином и легким ужином, в тот же вечер затащил в свою постель. Утром, изнеженно валяясь в кровати, он заставил Сюзанну приготовить завтрак, потом обед, а также убрать все в доме, во время его отсутствия, и ушел на работу. Сюзанна выполнила все его пожелания, но сама дожидаться возвращения жениха не стала, а ушла к брату. Вечером Искандер приехал за нею на своей машине «Волга», с букетом роз и корзиной сладостей. При Вазгене он был предельно вежлив и предупредителен с его сестрою, и она вновь согласилась поехать к нему домой. Искандер попросил Сюзанну пожить в его доме  хотя бы неделю, чтобы они смогли получше узнать друг друга. Женщина согласилась. Второй день их встречи повторил первый, только теперь убрать предстояло во дворе. Третий, четвертый и пятый ничем не отличались от первых двух с той лишь разницей, что менялся перечень необходимых к выполнению работ. На шестой день, когда жених вернулся с работы, и они сели ужинать, Искандер, наливая одну рюмочку вина за другой, счастливо утопал в собственном самодовольстве, и на вопрос Сюзанны в качестве кого она проживает в его доме, он ответил:
- Женщина, ты мое всё: и любимая и хозяйка….
- И повариха, и уборщица, и садовница, и дворник. – Добавила Сюзанна.
- Вай бо! Ты чем-то недовольна, женщина! Я тебя кормлю, пою, люблю…  Ну давай куплю платье или туфли?
Сюзанна настаивала на своем:
- Так жить нельзя, надо или жениться, или разойтись, что скажут люди в поселке?
- Не надо спешить, женщина. Тебе хорошо со мною, мне хорошо с тобой, что мне люди!?
- Меня никто не спрашивал мне хорошо с тобою, или нет. Я даже не могу с уверенностью сказать, что ты нравишься мне!
- Вай бо, женщина, ты хочешь сказать, что я тебе совсем не нравлюсь!?
- Да, именно это, я и хочу вам сказать!
- Пошла вон! Содержанка, мнит из себя королеву…Армянка не для абхазца, иди, иди.
Сюзанна соскочила из-за стола и убежала к брату.
    Утром следующего дня она услышала разговор Вазгена с Искандером под ее окном.  Жених жаловался:
- Слушай, Вазген, я к твоей сестре со всей душой, да. Ты же сам видишь:  цветы- меты, букеты- конфеты..  Она нравится мне:  хорошая женщина, аккуратная, хозяйственная, спокойная. Заладила брак, брак, а зачем? Она не девушка, я не юноша, можно просто жить, сейчас все так живут. Что скажешь, вай бо?
- Искандер, она мне сестра, я обязан защищать ее. Сейчас не старые времена, я не могу ее насильно заставить жить с тобой. Будь джигитом, добивайся сам любви женщины, ты это умеешь, я знаю.
На этом разговор двух мужчин закончился. Сюзанна опять стала жить в доме брата. Но если с братом отношения были прекрасными, то с его женой они сразу не заладились. Жена Вазгена при каждом удобном случае, прямо или косвенно, старалась подчеркнуть ущербность женщины к деторождению. А так как эта тема сама по себе была очень болезненна для Сюзанны, она и реагировала соответственно, закрывалась и плакала в своей комнате. В поселок женщина тоже боялась выходить, последний раз ее перехватил посреди  улице Искандер, пытаясь силой затащить в свою «Волгу», насилу ей удалось отбиться от него. А тут еще срочно вылетел в Москву брат, на неопределенное время, по вызову сыновей. Сюзанна решила вернуться в Армению. В этот день она ходила по рынку, покупая себе еду на дорогу, а когда вернулась домой, то заметила, что ее вещей нет в комнатке, да и ладно бы вещи, но не было паспорта и других взятых с собою документов.  Сюзанна спросила у Розы, где ее документы и вещи? На что та ответила:
- Все забрал Искандер, ты же к нему приехала. Почему ты должна жить в моем доме? Живи там!
   Когда Сюзанна пришла к Искандеру за вещами и документами, он заманил ее в дом, бесцеремонно  увел в спальню, получил от нее то, что захотел, а отдавать документы отказался:
- Я не выгоняю тебя, живи здесь до возвращения Вазгена, а потом решим, как быть, может я и женюсь на тебе, если ты будешь покладистой, но пока его нет, я отвечаю за тебя.
 Ночью этого же дня Сюзанна убежала от Искандера, прихватив с собою немного вещей, из тех, что влезли в пакет. Жить она перебралась к старушке, с которой познакомилась на рынке, такой старой и беспомощной, которая сама уговаривала Сюзанну пожить у нее за хлопоты по хозяйству. Пожилая женщина получала такую мизерную выручку на рынке от распродажи зелени, еле-еле  хватавшую ей на скудное питание, что Сюзанне впору еще подкармливать ее, не то чтобы столоваться вместе.  Кусочек хлеба, оставленный на столе, зелень да фрукты составляли рацион одинокой женщины до сегодняшнего дня».
    Выслушав внимательно рассказ Сюзанны, мне захотелось помочь женщине, тем более, что такая возможность у меня была.  Хозяин отеля «Вечный зов» в Пицунде, где я работала администратором, но жила в Гудауте, по причине экономии за проживание, сдавал новый корпус гостиницы и спешил закончить все работы до начала  курортного сезона. Поэтому дал мне распоряжение найти разнорабочих для уборки строительного мусора с выплатой за каждый день по 500рублей заработка. Женщина не могла отказаться от такой выгодной для нее сделки, и она согласилась. За две недели работы в Пицунде, Сюзанна получила достаточно для проживания средств, да и строительный мусор весь закончился. Новый корпус был готов принимать отдыхающих.
     Вновь я встретилась с нею на пляже Гудауты через месяц. Мы успели подружиться, поэтому встреча была радостной. Мне не терпелось узнать, как сложились ее амурные дела, и вообще, где она теперь живет, и чем закончилось ее сватовство. Сюзанна обнимала меня со слезами на глазах, говорила, что Бог послал тогда меня ей. Она рассказала, как накупила на заработанные деньги всякой еды, а в первый же день привезла из Пицунды запеченную целиком курицу гриль и вечером, во дворике под сливой, накрыв стол собралась было есть, но вспомнила о бедной старушке, приютившей ее у себя в доме. Только поднялась пригласить ее к столу, как увидела, что та сама идет «по запаху» к ее торжественному пиршеству, со словами:
- Сюзанна, детка, так вкусно пахнет, похоже, у тебя настали хорошие времена. Что это там такое у тебя? -  В ответ женщина обрадовано провела старушку до стола:
- Я заработала денег, накупила всего, присаживайтесь за стол, составите мне компанию.
- Может, не стоило сразу тратить все, детка, надо приберечь на потом. У тебя ведь не кончились  еще тяжелые времена, да?
- Да, да не кончились. Завтра будет завтра, я опять пойду на работу и получу еще денег.
Вот так, радостная Сюзанна, рассказывала мне в подробностях свою историю.
- А как же Искандер, он вернул тебе документы? – Перебила я ее.
- Да куда он денется, кабель. Только приехал Вазген, он сам прибежал ко мне с моими документами. Еще пытался опять попользоваться мною на халяву, кобелина, но я дала такой отпор, все сказала ему, кто он. Потом Вазген звал жить к нему, но я осталась у старушки, мне хорошо было у нее, а так приятно  платить добром за добро, гораздо лучше, чем обижать человека.
- Ну и что, ты решила остаться в Абхазии еще?
- Да, побуду здесь пока тепло, покупаюсь на море, а осенью вернусь домой в Ереван.
- Может, встретишь еще хорошего человека, Сюзанна.
- Все может быть.