Седьмой поход отряда Скимен

Олег Лёвин
Маршрут похода был составлен так, чтобы пройти от Кирсанова вдоль р. Вороны до с. Ершово Белинского района Пензенской области, где располагалась старинная Троицкая церковь, а затем вернуться домой уже по другому берегу Вороны в направлении на Гавриловку.
Итак, 13 июля в 8.55 с Тамбовского ж/д вокзала железнодорожным пригородным автобусом Тамбов – Тамала мы отправились в Кирсанов. В первый же день понесли потери – не явился на сборный пункт один из участников похода, который оставил у себя и часть нашего провианта. Как выяснилось позже, он банально опоздал на поезд. Таким образом, в экспедиции приняло участие 10 человек вместо 11.
В Кирсанове мы были уже в 11.30 и от ж/д вокзала начали свой путь по так называемой Овсянковской дороге в сторону моста через р. Ворону. Достигнув моста часам к пяти вечера, мы впервые омыли свои тела в водах этой замечательной реки и продолжили свой путь в Оржевку, плавно перейдя из Кирсановского в Уметский район.
В Оржевке мы оказались часам к семи. Понимая, что искать жилище священника нет совершенно никакого смысла, мы осмотрели Троицкий храм с. Оржевка и, пройдя все село, в крайних домах узнали о прямом пути на источник. Причем один из местных пожилых жителей был столь любезен, что провел нас своими огородами и указал путь на виднеющуюся вдали Кушникову Дубраву, где располагался святой источник мученицы Варвары.
Далее шли полями, и среди них даже пришлось преодолеть только что распаханное, что сравнимо с подъемом в гору. Затем форсировали речку Оржевку и вышли к дубраве. Обогнув ее, мы разбили лагерь на небольшой полянке.  Взяв с собой семинариста Бориса, я отправился на поиски источника.
Обошли почти половину дубравы и, уже отчаявшись, возвращались в лагерь, когда пришла в голову мысль пройти немного дальше нашего лагеря на восток и вот тут наконец обнаружили дорогу к источнику.
14 июля наш путь лежал на запад, сначала полевой дорогой, которая нас вывела к мосту через р. Оржевку, затем по асфальту к с. Паника. От Паники через Нижние и Верхние Пески вышли на дорогу к д. Красная Нюдевка. Здесь произошло событие, которое нас заставило поволноваться: мы потеряли троих участников похода. Отца с двумя дочерьми. Сначала они сильно отставали, и мы все время оставляли кого-то позади, чтобы держать их в поле зрения, затем, когда дорога сделала очередной поворот и отстающие перестали быть видимыми из-за кустов, я и еще один старший руководитель Сергей остались подождать их, а остальные двинулись дальше. Через некоторое время я двинулся вслед за ушедшими вперед, Сергей остался ждать. В Нюдевке нам сказали, что до Вороны еще километра два, солнце уже клонилось к закату, и мы решили: основная группа направится к реке разбивать лагерь, я же буду ждать Сергея с отставшими. Прошло 40 минут, никого нет, пришлось идти к тому месту, где оставили Сергея, но он там был один, отставшие так и не появились. Время до полной темноты было потрачено на их поиски. Пришлось вернуться до того места, где мы их последний раз видели, выйти к берегу реки (она была метрах в 100 от основной тропы), но их нигде не было. Лишь утром, дозвонившись по сотовому телефону одному из пропавших, мы выяснили, что они вернулись в Пески, где переночевали, а утром уехали в Умет и оттуда домой.
15 июля. Лагерь наш расположился недалеко от Пересыпкино, в том месте, где Нюдевка впадает в Ворону в светлом и красивом сосняке. Здесь провели часть дня, а после через Пересыпкино достигли села Ершова, попав, таким образом, в Пензенскую область, а точнее в Белинский район, бывший некогда Чембарским уездом. Дорога до Ершова довольно хорошая и живописная, долго идет через само Пересыпкино и через лес, в одном месте пересекая ручей. Ершово находится на берегу Вороны, однако крайне неудобно для остановки: берега крутые, лес только на другой стороне, за селом сосновые посадки, но они слишком удалены от реки. После долгих поисков вынуждены были остановиться прямо в старом парке, в соснячке, напротив церкви.
16 июля. Возвращались в Пересыпкино той же дорогой, что и вчера шли в Ершово, а в самом селе уже искали выход на дорогу в Вельможино, причем короткую, вдоль берега. В селе нам говорили, что она существует. Пришлось миновать очень широкий овраг, который пресекает Пересыпкино вдоль и поперек, так что оно стоит на возвышениях. Еще раз пришлось спускаться вниз, когда выходили к берегу реки, и в Чикарево (это часть Пересыпкино), где выяснили, что короткую дорогу на Вельможино завалило упавшими деревьями и ею давно никто не пользуется. Пришлось снова возвращаться и идти полями. На карте была обозначена еще одна дорога через лес, которая вела прямо к селу, мы ее нашли и пошли по ней, но в итоге попали на берег Вороны, где было приспособлено место для рыбаков, на дереве висели чайник и кружка. Вернулись. Пытаясь пробиться через лес, пошли еще одной хорошо проторенной дорогой, но в итоге вышли к куче свежего овса, насыпанного на поляне, видимо, для прикорма животных. За поляной дремучий лес. В итоге, уже в 21.30 вернулись на окружную дорогу и к 12 часам ночи были в Вельможино, где в полнейшей тьме ставили лагерь, как выяснилось утром, на окраине бывшего колхозного сада. В Вельможино мы пробыли весь следующий день 17 июля, набираясь сил, а 18 июля отправились в Гавриловку, откуда и уехали в Тамбов.
***
Главная цель похода – познакомиться с церковной жизнью в этих районах. Выполнить ее удалось лишь отчасти. В Оржевку мы пришли слишком поздно, и Троицкий храм был закрыт, кроме того это был будний день это был. Жилище священника мы искать не стали: очень хотелось переночевать рядом с Варваринским источником.
Источников в Кушниковой Дубраве два: Никольский и Варваринский. Оба в прекрасном состоянии, судить об этом могу, потому что бывал на этих источниках уже четыре раза и ничего подобного раньше не видел: трава скошена, прорублены ступеньки, устроены купальни и сделаны трубы, по которым течет вода, т. е. за источниками следят и ухаживают. Местное население об источниках хорошо знает и посещает их. Могу свидетельствовать, ничего подобного раньше не было.
В Пересыпкино храм строится. Снаружи он уже полностью готов, осталась лишь внутренняя отделка, и работы там идут.
Мы очень надеялись обрести священника в Ершове. Тем более, что само село очень располагает к тому, чтобы здесь жил пастырь. Но увы. Храм закрыт и находится в аварийном состоянии, территория если и не запущена, то вся заросшая. Несмотря на это, храме иногда, видимо, служат, так как в окошко алтаря мы видели и чистый престол, и богослужебные сосуды. Но запертый храм производит еще более гнетущее впечатление, чем пустой и разрушенный.
В остальных местах каких-то проявлений церковной жизни мы не заметили. От Александро-Невского монастыря, что некогда располагался в Кушниковой Дубраве, теперь действительно ничего не осталось: мне даже не удалось обнаружить кладбище, которое можно было еще увидеть лет шесть назад.
По пути следования с нами всегда была река Ворона и несколько речушек – ее притоков. Ворона сама по себе не глубокая и не быстрая. Максимальную глубину ее мы обнаружили только в районе Вельможино, здесь она простиралась метров до четырех, а так не более двух. Берега реки в этих местах круты, а от Пересыпкино пойма реки начинается с очень крутого спуска и от него еще метров 100 – 200 до самого русла. Из-за этого не во всех местах Вороны можно купаться, а там, где все же есть что-то вроде пляжей, всегда много народа. Вода в Вороне чистая, как и в трех речушках – ее притоках, которые все мы пересекали.
Берега Вороны покрыты достаточно дремучим, хотя и небольшим по протяженности лесом. Лес смешанный, часты небольшие сосновые рощи, а в районе Вельможино мы видели целые заросли клена, которые несколько похожи на тропический лес, так как деревья кронами своим тянутся ввысь, а сами стволы голые и ровные.
Уникальное явление – Кушникова Дубрава. Длина ее почти два километра, ширина – примерно полтора. Через всю дубраву проходит глубокий овраг, на дне которого течет ручей Оржевка, питаемый как раз водами двух источников. В дубраве самые разнообразные деревья, даже плодовые (остатки монастырского сада), она очень сильно разрослась и местами почти непроходима. Здесь уже завелась и своя живность. Видели нору лисицы и маленьких лисят в ней. Кстати, в этом году было много змей, особенно в Белинском районе: в Ершове мы видели ползущую гадюку прямо по центральной улице села.
И еще особенность этих мест, чего я ранее не наблюдал. По краям посадок здесь местами высажены яблони, вишни и смородина. Прекрасное подспорье для голодного путника, бредущего по полям. Спаси Господи тех, кто догадался такие деревья высаживать в посадках.
Ну и, конечно же, в Вельможино отличный колхозный сад. Такого количества сортов яблонь я никогда не видел. Сад теперь бесхозный и постепенно приходит в запустение, но яблок по-прежнему много. В Вельможино недалеко от сада в сторону реки есть родник, из которого набирают воду.
Местное население относилось к нам очень доброжелательно, с готовностью предлагая свою помощь в том случае, когда мы спрашивали дорогу. Чаще всего нас воспринимали как туристов, и мы с этим не спорили. Сочувствовали нам мало, лишь в Пересыпкино старушки, сидящие на лавочке у дома, выразили свое сострадание нам, и одна из них бесплатно налила бутылку молока. В Панике молодая многодетная семья усиленно предлагала нам выпить чаю и познакомить нас с местным краеведом Крапивиным.
А вообще в эту страдную пору население было активно занято на полевых работах на своих участках, и, естественно, нас воспринимали как отдыхающих.
Большое некогда село Паника, с великолепными сосновыми насаждениями, оказалось полузаброшенным. Обитаемы только несколько дворов. Жизнь отсюда, видимо, переместилась в Пески. Но, наверное, причина столь яркой метаморфозы не только экономического толка, но и естественного: земля не особо хорошая (песок), да и вода ушла глубоко под землю(в большинстве дворов колодцы пересохли). В Вельможино также целая улица пустующих домов.
Прекрасное впечатление производит село Пересыпкино, живописно раскинувшееся на огромной площади, это почти город, только вместо дорог, больших построек и великолепных улиц здесь поля, холмы, перелески и посадки.
Поход закончился. Он был самым длительным из всех наших прежних походов и самым многочисленным по количеству участников. В этом году нам не удалось найти спонсоров, но особую заботу о нас проявил Владыка Феодосий, которому и хочется выразить нашу искреннюю благодарность. Теперь готовимся к новому походу, мечтаем о зимнем и приглашаем всех, кто заинтересовался, поучаствовать в деятельности отряда «Скимен».

Руководитель отряда православных разведчиков «Скимен»
Олег Лёвин