Записки маленького человека. Брат

Евгения Владимирова
    Если кто и занимался моим умственным развитием в детстве, то это был мой старший брат Юра. Разница в возрасте между нами  больше 10 лет. Именно он научил меня читать, играть в шашки, домино и карты. Он учил меня плавать, прыгать через скакалку, кувыркаться через голову, ездить на велосипеде, кататься на коньках. Вообще, все детские игры связаны для меня с Юрой.

К нам во двор приходили его друзья (я даже до сих пор помню их имена: Толька-хрюшка, Толька Медянников, Нонка), они строили качели, на которых потом раскачивали меня и мою подружку Лилю до самых небес; играли с нами в жмурки (так по-южнорусски назывались прятки), в кокушки, испорченный телефон. Одно время, помню, они все были увлечены тем, что сейчас называют культуризмом. Вместо штанги использовались ведра с мокрым песком, сверху ещё клали кирпичи для увеличения веса, потом ведра надевали на палку, и мальчишки часами поднимали это сооружение, развивая силу.

    Мы жили у реки Кальмиус, рядом с мостом, и Юра прыгал в реку с этого моста, не только с перил, но даже с фонаря, что было просто опасно для жизни, так как после строительства в воде остались сваи, о которые можно было разбиться. Сохранилась любительская фотография, на которой Юра снят в полете с моста, что подтверждает мои слова о его отроческих подвигах.

  Вообще, Юра был очень увлекающийся человек и от природы одаренный. Увлекался он разными вещами. То он учился играть на мандолине, то собирал радиоприемник, то начиналась эпоха увлечения ходулями – он их сам строил,  то изучения английского языка, то почему-то он начинал учить наизусть “Евгения Онегина”. С детских лет я помню: ”Мой дядя самых честных правил…” или “гоу ту зи тэйбл”. Писал он и стихи, по- видимому, не особенно талантливые, потому что из газеты “Пионерская правда” ему пришло письмо, что его стихи не вполне хорошие и ему надо учиться у русских классиков. А для примера было приведено стихотворение Некрасова “Зеленый шум”…

    В детстве мир воспринимается “остраненно”, потому что всё видишь в первый раз, и Юра раскрывал передо мной тайны этого мира, щедро делясь своими знаниями. Жила у нас во дворе собака Намарс, почему и кто её так назвал, понятия я не имела. Каково же было моё удивление, когда я узнала, что существует такая планета – Марс, - и наш Намарсик назван в ее честь. И вообще, оказывается, Земля тоже планета, и она, как Марс и все другие планеты, вращается вокруг Солнца. Сильно поразило меня логическое суждение, которое  привел как-то Юра. “ Гений – это упорство. А упорство – удел ослов. Следовательно, гений – это осел”. Вообще, Юра часто поражал мое воображение. И мне трудно представить себе, какой бы я была, не будь в моем детстве брата.

  Юра мечтал о профессии летчика, тренировался, укреплял здоровье и ходил в аэрокружок, где их учили прыгать с парашютом.

    Тогда ещё существовало раздельное обучение, и брат учился в мужской школе. К занятиям в ней относился он спустя рукава. Помню, как к нам домой приходил Юрин классный руководитель, по прозвищу Ганнибал ( у него был один глаз), чтобы пожаловаться маме на  Юрины прогулы и двойки. Мама волновалась за будущее сына: с плохими знаниями поступить в институт после 1955 года (в отличие от предыдущих лет, когда брали всех, у кого имелся аттестат о среднем образовании)  уже было трудно.

    Юра закончил десятилетку и поехал  поступать в Чугуевское летное училище, и вскоре мы получили от него известие, что он зачислен курсантом.

    Но Юра недолго проучился в летном училище. Уже в конце сентября он вернулся домой, объяснив это тем, что  хотел быть летчиком, а он, оказывается, был зачислен на штурманское отделение, и поэтому он забрал документы. Мама была в панике. Но что делать? С его оценками на вступительных экзаменах в училище она смогла пристроить Юру в индустриальный техникум. Но и здесь Юре не понравилось, и он вскоре бросил и это учебное заведение. Мама устроила его на работу, но и работать Юра не стал. До сих пор не могу объяснить себе, почему так происходило. Было ли это проявлением какого-то дикого инфантилизма, нежеланием подчиняться каким-то общепринятым правилам?

  Так, не работая и не учась, Юра провел полтора года до армии. В это время мы уже не были с ним так близки, как в прежние годы. Сейчас я понимаю, что  тогда он был в нашей семье изгоем, и, очевидно, чувствуя это, сам стал отдаляться от меня.

    На мой взгляд, жизнь моего брата в дальнейшем сложилась очень неудачно. До сих пор я не могу объяснить себе, в чем истинная причина бесславного краха талантливого от природы человека. Но винить в этом можно только его самого: отсутствие какого-то стержня в характере, бесцельность существования привели его к извечной русской болезни – пьянству. Из-за этой пагубной страсти распалась его семья, дочь отказалась от него, он некоторое время жил где придется. Потом сошелся с Ниной, женщиной, возможно, очень доброй, но малообразованной, не уважаемой им, терпящей его пьянство. Постепенно происходил распад его личности.
Юра умер в 63 года.