Бытие или сознание. Что первично?

Геннадий Мартынов
    Я с большим интересом прочел статью господина Анатолия Клепова. Статья называется «Мы не Second». Я не знаю английского языка, поэтому понял название по – своему. То есть, мы не нечто вторичное по отношению к внешнему миру. И мне тоже во всем моем патриотическом настрое очень хочется думать именно так.  И надо сказать, что я при чтении статьи не обманулся в своих ожиданиях. Содержание  статьи касалось именно того предмета, который уже давно волнует мою душу. А именно, как получилось так, что великая держава, собиравшаяся в течение тысячелетия со всеми ее достижениями и, прежде всего, духовными рухнула в одночасье.

  Читал и во мне все более крепло убеждение, что я мог бы подписаться под каждой строкой автора. Особенно под такими: «Мы были гражданами Великой страны СССР.  Мы гордились, что были гражданами страны, которая благодаря величайшему интеллекту смогли создать величайшие достижения в области науки и технике». По мере того, как я проникался пафосом этой статьи, меня все больше смущало одно обстоятельство. Причем это обстоятельство касалось главной мысли автора. Автор получил не мало рецензий. И почему-то почти никто из рецензентов не выразил свое отношение к этой мысли, то есть к самому главному, что хотел сказать автор.  А мысль его очень проста, и совсем не скрыта в каких-то словесных хитросплетениях.

  Автор сначала выражает свои патриотические чувства по поводу всего нашего недавнего и давнего прошлого. Он вспоминает, как, будучи пионером и комсомольцем, он часто приходил в павильон Космос на ВДНХ, и как душа его преисполнялась чувством гордости при виде наших зримых и впечатляющих достижений.   И здесь я солидарен с автором. Потом с искренней  досадой он пишет о том, как все это было утрачено, угроблено буквально и почти безвозвратно  за несколько лет. Утрачено жестоко.

   «Творческий потенциал был безжалостно уничтожен. За всю историю наша страна не была настолько технологически отсталой, как сегодня», пишет он.  И здесь я тоже  разделяю горестные чувства господина Клепова. И вот тут  в этом месте автор делает открытие, совершенно поразившее меня. Поразившее меня своей новизной, неожиданностью, оригинальностью и смелостью. Автор знает, как надобно разрешить все наши проблемы! Он знает, как можно вернуть былое величие нашей страны. И решение совсем простое. Нам нужно всем напрячься   и осознать удивительную простую, как колумбово яйцо, мысль. В отличие от Маркса и всех в купе с ним большевиков он предлагает поменять привычный постулат «бытие определяет сознание» на «сознание определяет бытие».

    Ведь как просто, выразился бы Толстой устами своего героя Пьера Безухова. Вот оказывается, где собака зарыта. Боже мой, какой же я зашоренный дурак, подумал я. Мне давно со студенческой скамьи казалось безупречным мнение: как мы живем – так мы и мыслим и действуем тоже.  Ну в самом деле, рассуждал я. Мы живем и мыслим, и чувствуем в соответствии с окружающей средой. Социальной и любой другой средой.  Например, если я живу в пещере, то и сознание у меня соответственно пещерное. Мир вообще, и мир человеческих отношений и социальных связей в частности изменяется. И только благодаря изменению бытия изменяется и мое сознание. Так думал Маркс и я тоже при всей скромности моей персоны. А вот теперь господин Клепов говорит, что мы оба дураки. Все совсем наоборот. Только силою своего сознания мы можем изменять бытиё.
 
    Но я начинаю сомневаться. И задаю себе вопросы. Вы верите в то, что Абрамович, осознав всю аморальность приобретения им самолетов, кораблей, замков и до кучи еще и одного английского футбольного клуба, бухнется в покаянном экстазе перед обворованным им народом, и раздаст все свои миллиарды бедным, страждущим и больным. Я не верю. А кто верит? Я верю только в одно средство: надо категорично поменять, условно говоря, Абрамовичу его бытие. Отобрать у него наворованное и посадить вора в тюрьму. Вот тогда есть надежда, что поменяется к лучшему и его сознание. К лучшему в том смысле, что он осознает, что кроме потребностей тела, есть еще и потребности души. Тело бренно, оно рассыплется в прах. А вот спасти душу, то есть спасти себя как человека, надежа есть всегда.

  Только применимо к Абрамовичу я слабо верю в позитивный результат  даже и после такой суровой и справедливой меры. При нынешнем состоянии дел столь суровая попытка поменять сознания самого одиозного нашего олигарха – это что-то из области фантастики. Понятно, что ненаучной. Особенно после недавнего одобрямся его деяниям, полученного с самого верха нашего власти. А как еще иначе воспринять призыв президента выразить благодарность  Ельцину, высказанный им прямо у мраморной стелы, воздвигнутой в память (недоброй памяти) первого всероссийски   избранного. А ведь это именно он дал старт прохиндеям всех рангов на растаскивание всей страны в частное пользование. Самое смешное, видимо из чувства благодарности, деньги на мраморный монумент дал один из миллиардеров. А я вот, например, никакой благодарности к Ельцину не испытываю. Но мне ли тягаться с олигархом. Только и остается вот этой статьей по рекомендации господина Клепова попытаться повлиять на сознание олигарха.
    
  А вот только что узнаю еще одну чудную новость. Другой наш олигарх с очень русской фамилией Мильнер купил в США необыкновенный «шато» с обширными угодьями вокруг него. Заплатил 100 миллионов долларов. У меня вопрос: что это за законодательство у нас такое. Если я поеду за границу нашего государства, я могу взять с собой ограниченную сумму валюты. И больше никак нельзя. А тут какими то путями Мильнер вывез 100 млн. долларов. Да если бы он был один такой. А пресловутые корабли и Боинги Абрамович купил разве на Черкизоне? А каким образом Танюша Дьяченко (дочка Ельцина)   купила несколько шато в Западной Европе. Да и откуда она деньги на них взяла. В какую декларацию она внесла очень нехилые суммы. И как воздействовать на ее сознание, чтобы деньги, пусть и наворованные, но хотя бы инвестировались в экономику родного Отечества?
 
    И последнее. Большевики верили в то что, что бытие определяет сознание, и создали из России супердержаву. Именно при них Россия достигла наивысшего своего исторического пика со всеми известными всему миру достижениями, которыми продолжает гордиться господин Клепов. И не только в области балета и ракетостроения. А еще и сокрушила в самой страшной войне грозного врага, под которого уже легла практически вся Европа. И это состоявшийся бесспорный факт. Железный факт. А потом пришли другие, которые выкинули Маркса с его постулатом в чулан со всяким старьем. И стали действовать, надо думать, в соответствии с постулатом совершенно противоположным. Ну и какие результаты? И это уже тоже бесспорный и железный факт.