Три тезиса о русскости

Виктор Постников
По Достоевскому «стать настоящим русским, стать вполне русским, значит только стать братом всех людей»…«О, все это славянофильство и западничество наше есть только одно великое недоразумение»… «Для настоящего русского Европа и удел всего арийского племени так же дороги, как и сама Россия». [Ф.М. Достоевский. Пушкинская речь]*.

В этой краткой цитате содержится три тезиса, определяющие, кто такие «русские». Речь идет, конечно, о русской интеллигенции. Попробуем разобрать их подробнее.

      Во-первых, говорит Достоевский, чтобы стать «вполне русским», надо «стать братом всех людей».  То есть, всех живущих людей на земле. Стать братом, значит любить их как родных, не обращая внимания на их национальную, этническую, расовую или какую-либо другую принадлежность. Значит принимать их радости и горести как свои собственные. Значит бороться за их свободу как за свою собственную. Самый лучший пример здесь - жизнь и борьба русских анархистов, в особенности Герцена. Вот что пишет Д.С. Мережковский: "Подобно другу своему Бакунину, он был убежден, что последнее освобождение есть дело не какого-либо одного народа, а всех народов вместе, всего человечества, и что народ может освободиться окончательно, только отрекаясь от своей национальной обособленности и входя в круг всечеловеческой жизни. "Всечеловечество", которое у Пушкина было эстетическим созерцанием, у Герцена, первого из русских людей, становится жизненным действием, подвигом." [Д.С. Мережковский. Грядущий хам]
 
      Во-вторых, он говорит об ошибочном противопоставлении западничества и славянофильства.  Это становится сразу понятным в свете первого (главного) тезиса.  Каждая из категорий слишком узка для русского.  Пример – Николай Рерих.  Он ли не русский человек?  Но назвать его «западником» или «славянофилом» все будет мало. Он как-то не укладывается ни в одну категорию. Рерих воспринял индийскую культуру и философию так глубоко, как, пожалуй, мало кто из индусов. Но индуизм также его не ограничил, через него он вышел во вселенскую, всечеловеческую культуру (как истинный русский).  Таких примеров как Рерих можно привести много, когда русские «уходили с головой» в другую культуру, принимая ее всем сердцем, развивая ее, но оставаясь при этом русскими людьми. Для русских вообще нет чужих культур.

   Наконец, третий тезис, указывает на наше культурное родство с Европой, и расовую принадлежность к арийскому племени.
   Здесь я должен дать некоторые пояснения.  Третий тезис подчиненный. Он имеет своей целью определить только наше лицо, не душу. Душа в первых двух.
   Европа - дом для русского, куда он возвращается после долгих странствований. Отдохнув, он уйдет опять.
 


______________________________________________
 * Ф.М.Достоевский. Полное собрание сочинений, т. 26.
     Ленинград, Наука, 1984, сс.129-149