Алексей Крылов на Параде Победы

Владимир Пузиков
Крылов Алексей Гаврилович – участник послевоенного Парада Победы в Москве на Красной площади 24 июня 1945 года.

За мужество и боевые заслуги он награжден орденами Славы III и II степеней, медалями «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.», юбилейными.

В районной газете неоднократно публиковались статьи его самого, редактора газеты Г. Садилова, сельского корреспондента П. Проскуренко и других авторов о боевом пути 271-й стрелковой дивизии, ее героях-фронтовиках. На основании этих материалов написана биография А.Г. Крылова.

Алексей Гаврилович Крылов родился 26 января 1924 года в селе Сотниковском Благодарненского района в крестьянской семье.
В тридцать третьем году от голода умер его отец. Мать осталась с пятью детьми.
Алексей в 1936 году окончил три класса начальной школы, но, из-за большой нужды в семье дальнейшую учебу оставил, пошел работать в колхоз. 
               
Работал в колхозе «Сельмаш» на разных работах, пас телят. В 1940 году при Сотниковской МТС окончил курсы трактористов, до августа 1942 года работал на тракторе.
Повестку на службу в РККА, соответственно, и на войну, получил прямо в борозде. 2 августа, после сбора на призывном пункте города Буденновска, вагоны-теплушки повезли стриженых новобранцев на юг в город Георгиевск, где командование Северо-Кавказского фронта, уже в третий раз, формировало 271 стрелковую дивизию.

В этот же день, 2 августа 1942 года, фашистские танки появились на севере Орджоникидзевского края, к вечеру 3 августа был сдан краевой центр – Ворошиловск. Поэтому, личный состав, не до конца укомплектованной дивизии, перебросили в район города Орджоникидзе, а оттуда в пешем порядке – по Военно-Грузинской дороге до города Тбилиси.

Закавказская железная дорога работала прекрасно. Необстрелянных юнцов, в основном, призывных возрастов 1923 – 1924 годов, эшелоны доставили к побережью Каспийского моря. В городе Кусары Азербайджанской ССР бойцы 850-го артиллерийского полка, наконец-то, получили оружие – 76-ти миллиметровые пушки на конной тяге.

4 сентября Северо-Кавказский фронт был расформирован, 271-я стрелковая дивизия вошла в состав Закавказского фронта.
В первый бой с фашистами 850-й артиллерийский полк 271-й стрелковой дивизии 44-й Армии вступил 1 января 1943 года на родном Ставрополье в Курском районе, неподалеку от хутора Дыдымкина.
Потом освобождали села Воронцово-Александровское, Новоселицкое, Грушевское, Гофицкое.               

Г. Садилов в 1994 году писал:
«…Когда остановились на короткий отдых в селе Новоселицком, троим сотниковчанам, в том числе и Крылову, командир разрешил побывать дома. Но не пришлось ему увидеть мать и сестер. Уступил свое право на побывку земляку, который буквально заливался слезами, утверждая, что у него больные родители».

В середине января 1943 года немецкие части, прикрывая отход основных сил, стремились закрепиться на естественной преграде – реке Калаус. В районе сел Грушевское и Гофицкое они ожесточенно сопротивлялись.

На рассвете наши бойцы подходили к селу Гофицкому, оно казалось вымершим, тишину зимнего утра не нарушали даже собаки. Но, когда артиллеристы подошли на достаточно близкое расстояние к ближайшим домам и сараям, немецкая засада открыла уничтожающий огонь из пушек и пулеметов. Завязался бой, наши пушки били прямой наводкой. Фашисты, потеряв две танкетки, отступили. 

В том бою участвовали взвод автоматчиков лейтенанта Николая Передельского из 865-го стрелкового полка, орудийный расчет 1-й батареи Ивана Волохова – 850-го артполка. Успешно поразил фашистские цели расчет орудия, в котором наводчиком служил Константин Михайленко, а замковым – Алексей Крылов. За этот бой они были награжденными медалями «За отвагу».

Похоронив на окраине села пятерых погибших, батарея двинулась дальше, преследовать отступающего противника, направление – Ворошиловск, затем – Ростов.

В январе 1983 года, ровно через 40 лет после того памятного боя, Алексей Гаврилович Крылов был приглашен на торжества, посвященные освобождению села Гофицкого. Ветеранов Великой Отечественной войны встречали как почетных гостей.

Решением исполкома Гофицкого сельского Совета от 4 января 1983 года за участие в освобождении с. Гофицкого от немецко-фашистских захватчиков Алексею Гавриловичу Крылову было присвоено звание «Почетный гражданин села Гофицкого».

На следующий год останки погибших воинов 271-й стрелковой дивизии перезахоронили в братской могиле у стены возведенного мемориального комплекса. Ветераны, участники тех событий, в том числе и Алексей Крылов, не скрывали своих слез. Ведь каждый из них мог разделить печальную участь своих товарищей, навеки оставшихся в гофицкой земле. Ветераны благодарили руководство села, общественные организации за память о подвиге артиллеристов.

Освободив Ростов, наши войска не смогли продолжить победоносное наступление. Немцы «показали зубы» на реке Миус, где у них была создана мощная эшелонированная оборонительная система.
271-я стрелковая дивизия «вгрызлась в землю» и почти два месяца приводила себя в порядок, готовясь с подошедшими частями к наступлению.

Из справки о боевом пути 271-й стрелковой дивизии:
«…В апреле 1943 года дивизия, сдав свои участки обороны, была выведена во второй эшелон в район Водяной, Халыба, Веселый, где пополнилась людьми, вооружением, занималась боевой подготовкой.
Дивизия готовилась к наступлению. К июлю части хорошо укомплектовались. Артиллерийский полк, действовавший в боях бурунных степей на конной тяге, получил автомашины».

Автомашины Советский Союз получил от союзников по лендлизу. Артиллеристы гордились новой матчастью: 122 миллиметровыми гаубицами и, пахнущими свежей краской, американскими тягачами – «студебеккерами».
В августе 1943 года оборона противника была прорвана. Завязались тяжелые бои за Донбасс. 271-я дивизия участвовала в освобождении города Горловки и получила почетное звание – Горловская.

В этих боях отличился расчет сержанта Крылова. В ходе тяжелых боев на реке Миус, дивизия прорвала два эшелона обороны немцев, но, на третьем – дивизия споткнулась. 850-й артиллерийский полк остался прикрывать отход пехоты, расчет Крылова подбил три «тигра» и один легкий танк. За этот бой, на груди Алексея и его фронтовых друзей, засияли высокие награды. 

В сентябре 1993 года А.Г. Крылов со своим односельчанином Иваном Сергеевичем Околеловым побывали в Украине на торжествах, посвященных 50-летию освобождения Донбасса и города Горловки, посетили места былых боев.
Очередную награду сержант Крылов получил за бой под Киевом, где его расчет сжег три тяжелых танка.

Об одном из боев он рассказал редактору районной газеты Г.В. Садилову: 
«…До конца войны было еще далеко. После боев за Киев дивизия продолжала свой путь на Запад. Этот эпизод, происшедший на территории Ивано-Франковской области, Алексей Гаврилович помнит до мельчайших подробностей. Он уже был командиром орудия, заменив погибшего земляка Ивана Волохова.

Перед его расчетом была поставлена задача: выдвинуться на несколько десятков километров и перекрыть дорогу на важный железнодорожный узел Коломыю. Добрались до указанной на карте точки, заняли позицию. Но услышав какой-то гул не со стороны дороги, а слева, повернули туда орудие. Послали разведку. Вскоре прибежали запыхавшиеся бойцы и с криком «Тигры идут!» кинулись в ближайший лес. Скрылся и грузовик, доставивший пушку.

Крылов бежать не стал, ибо понимал, что за потерю орудия – расстрел. Вскоре подполз вернувшийся подносчик снарядов Алексей Пушкарский. Стали думать, что делать дальше. Развернуть орудие в сторону дороги – сил не хватит. Решили залечь с автоматами по обе стороны трассы и бить по немцам, пока хватит в рожках патронов. Услышав на дороге шум, затаились.

Показались немецкие мотоциклисты, они ехали не спеша, оглядываясь по сторонам. Разведка. На одинокое орудие не обратили внимания, видимо, посчитав брошенным. По полному рожку выпустили Крылов с напарником по фашистам. Три мотоцикла опрокинулись в кювет, остальные, свернув с дороги, открыли огонь из пулеметов, бросили несколько гранат.

Артиллеристов спасли наступившие сумерки. А наутро в полном составе вернулся расчет, подошла машина. Только подцепили орудие, а тут немецкие танки. Уходили под огнем, но разрывная пуля, выпущенная из «тигра», все же «догнала» Крылова.

Позднее выяснилось, обстреляв вражескую разведку, два артиллериста помогли полку выиграть время и вырваться из готовившегося окружения».
После госпиталя, не долечившись, он вновь вернулся в родную батарею. На Дуклинском перевале в Карпатах артиллеристы наголову разбили венгерскую часть, которая пыталась перерезать единственную дорогу, по которой поступали ушедшим далеко вперед нашим войскам боеприпасы и продовольствие. Затем были тяжелые бои в Польше и Чехословакии.

За боевые заслуги, проявленные в сражениях на Чехословацкой земле, А.Г. Крылова представили к ордену Славы I степени. Там его полку пришлось сражаться с власовцами и войсками СС, которые уклонялись от капитуляции. В боях с ними гибли наши солдаты почти до конца мая, хотя Берлин уже был повержен и подписан акт о капитуляции.

Но, третий орден Славы – высшей награды рядового и младшего командного состава, что приравнивало награжденного к званию Героя Советского Союза, А.Г. Крылов не получил: наградные документы, видимо, затерялись. Только однажды, по настоянию однополчан Алексей Гаврилович обратился с запросом по поводу не врученной награды в Министерство Обороны, но ответ получил отрицательный.

А.Г. Крылов рассказывал о горьких потерях друзей, однополчан, земляков:
«…В составе воинских частей прошел от Орджоникидзе до Праги. Об ужасах войны рассказывать не буду. Насмотрелся смертей столько, что до сих пор кошмары снятся по ночам и заставляют вздрагивать во сне.

В 1943 году на Южном Буге погиб командир орудия Иван Волохов. Родом он был из Сотниковского. В бою за село Великие Рачи погиб наводчик, односельчанин и одноклассник Константин Михайленко. Навечно остался лежать в польской земле одноклассник Василий Савченко».

А.Г. Крылов вспоминал о самом замечательном событии в своей жизни, участии в Параде Победы 24 июня 1945 года, задавал себе вопрос:
«…Мог ли я – сын простого крестьянина предположить, что буду удостоен такой высокой чести? С командующими фронтов и флотов, генералами и адмиралами шагать в одном строю по исторической брусчатке Красной площади».

В мае 1945 года 850-й артиллерийский полк располагался в лесу  на берегу знаменитой реки Эльбы, где встретились союзники двух фронтов: восточного и западного, советские и американские воины-освободители.

После того, как отметили День Победы, среди солдат пошли разговоры о том, что Москва готовится к Параду Победы. Конкретная дата его проведения была засекречена.

В конце мая сержанта Алексея Крылова вызвали в штаб. Коман¬дир полка Герой Советского Союза полковник Б.И. Федоров приказал ему сдать дела и прибыть на следующий день, готовым к выполнению не боевого, но, весьма, ответственного задания.

На следующий день Алексей Крылов получил на руки проездные документы, сухой паек, новое обмундирование, и выслушал приказ командира:
- Сержант Крылов, вы утверждены в состав сводного полка для участия в Параде Победы. Выезжайте немедленно в штаб 4-го Украинского фронта, затем в составе команды – в Москву.
И добавил:
- Не подведите артиллеристов!

А.Г. Крылов вспоминал:
«…Если честно, то оторопел от такого приказа. Чем я лучше других бойцов? Почему мне доверили нести на Параде Победы Красное Знамя орденоносного полка от имени живых и павших?»

Но об этом он только подумал, вслух вопросы не задавал, его мнения на этот счет, также, никто не спрашивал. Бодро, согласно строевому Уставу сержант Крылов козырнул и сказал:
- Есть выполнять приказ!

События разворачивались стремительно. В штабе 4-го Украинского фронта, который находился недалеко от Праги, был сформирован сводный полк. В состав вошли пять батальонов, несколько рот по 100 бойцов в каждой, 19 лиц командирского состава, 40 знаменосцев лучших армий, дивизий и полков,  входящих в состав фронта.

Специальный литерный скорый эшелон, почти без остановок, шел на столицу – Москву.
На пути следования воинов-победителей восторженно встречали жители больших и малых городов. На коротких остановках возникали стихийные митинги, бойцам дарили цветы, благодарили за мужество и отвагу, за освобождение и Победу.

А.Г. Крылов говорил:
«…Нас до слез доводили лежащие в руинах населенные пункты. Тяжело было смотреть на землю-кормилицу, заросшую сорняками. На больших станциях люди со слезами на глазах рассказывали о бесчинствах немецких оккупантов, о том, как фашисты грабили мирных жителей, увозили молодых людей в Германию.

В Москве нас встретили особенно торжественно. Это событие не поддается описанию. Многие участники Парада Победы встретили на перроне Белорусского вокзала своих родных и близких. Радости не было конца.
Разместили нас в одной из школ Краснопресненского района. Условия для проживания оказались комфортными. Чувствовалось, нас ждали.

Здесь нам выдали военную форму нового образца. Ордена и медали смотрелись на парадной одежде особенно торжественно. Однако надевали новую форму лишь на генеральную репетицию и на Парад Победы».

О том, как тренировались и репетировали сценарий прохождения полка на параде, описал Петр Проскуренко:
«…Участники парада были доставлены в Тушино, двадцать дней взлетное поле аэродрома гудело под ногами сводных батальонов. Тренировались со знаменами своими и немецкими. Свои знамена после репетиций вносили в здание и ставили под охрану часовых, а немецкие – небрежно бросали в одну кучу возле входа.

Паек отличался от фронтового, как небо от земли. Колбасы, салаты, гуляши, рыба, чай и кофе, компот, хлеба – вволю. И все это за столиками на четверых и с обслугой. Но и работа стоила того, маршировать восемь часов с небольшими перерывами нелегко. Землю копать - и то проще».

Строевая подготовка, после обыденной окопной жизни, когда надо было постоянно пригибаться в укрытии, прислушиваться к свисту пуль и вою снарядов, многим фронтовикам давалась нелегко. Перед ними стояла задача: подготовиться к параду так, чтобы все присутствующие на этом мероприятии сделали вывод: «Эти парни в совершенстве владеют искусством строя!»

И все же они научились красиво, гордо и четко маршировать батальонными коробочками по двести воинов: двадцать человек по фронту и десять – по флангу.
24 июня 1945 год – радостный и счастливый день для всех народов СССР, день Парада Победы.

В то время мировой общественностью это историческое событие расценивалось как величие и слава советского народа – победителя фашистской чумы, освободителя европейских народов, его Вооруженных сил, вынесших на себе основную тяжесть войны.
И, конечно, прославлялся полководческий гений генералиссимуса Иосифа Сталина, руководителя партии и государства.

Участник Парада Победы А.Г. Крылов вспоминал:
«…В 8 часов утра на Красной площади выстроились колонны сводных полков всех фронтов в такой последовательности, в какой они располагались к концу войны, с севера на юг. Наш сводный полк расположился напротив мавзолея Ленину. Впереди находился лишь сводный духовой оркестр из четырехсот человек. На трибунах – многочисленные гости, которые с нетерпением ждали начала парада.

Подалась команда «Смирно!». Командующий парадом Рокоссовский сдал рапорт Маршалу Жукову. Вместе они объехали колонны родов войск, поздравили с Победой.
После исполнения Государственного гимна начался парад победителей.
Во главе колонны 4-го Украинского фронта шел командующий генерал армии Еременко, за ним – Гречко, Захаров, Брежнев».

Леонид Ильич Брежнев в книге «Малая земля» писал:
«…Не забыть мне и великий акт торжества – парад на Красной площади в честь Победы. С радостью и гордостью я прочитал приказ о том, что комиссаром сводного полка 4-го Украинского фронта назначается начальник политуправления фронта генерал Брежнев.

Как дорогую реликвию храню, и по сей день саблю, с которой шел на параде вместе с командованием во главе нашего сводного полка».
К подножию мавзолея были брошены флаги фашистской Германии, в том числе и лич¬ный штандарт Гитлера.

Парад Победы закончился в 12 часов. Вечером небо над Москвой было расцвечено прожекторами. Небо украсили 20 тысяч осветительных ракет и залпы праздничного фейерверка.
На следующий день в Кремле был устроен прием участников Парада Победы, которых поздравляли государственные и партийные руководители, маршалы и генералы.

Тост в честь победителей произнес И. Сталин:
- Я поднимаю этот бокал за русский народ, потому что русский народ – старший брат всех народов нашего государства! Я пью за здоровье русского народа, за его ясный ум, стойкий характер.

Всем участникам Парада Победы вручили посылки. Их прислали в Москву не только жители нашей страны, но и друзья из-за рубежа.
На посылке, которую вручили А.Г. Крылову, было написано: «Привет русскому народу-победителю от евреев США».

У Крылова остались глубокие впечатления от пребывания в столице:
«…Все, что происходило в те памятные июньские дни, оставило у меня незабываемые впечатления. И я даже сожалел, что природа так несправедлива, как быстро бежит время. Сколько важных событий проходило на глазах. И так мало минут  было отведено для их просмотра и осмысления. Мне всерьез захотелось остановить время, хотя бы на мгновение. Но оно бежало так быстро, как вода с крутых гор».

После парада всем его участникам дали по месячному отпуску.
В 1947 году А. Г. Крылов получил приказ о демобилизации, вернулся на Родину, работал бригадиром в Сотниковском колхозе «Сельмаш», затем – заместителем председателя колхоза.
Женился, жена – Крылова Екатерина Петровна родилась 21 ноября 1937 года, вырастили и воспитали двоих детей.

Когда четыре мелких колхоза объединились в один – укрупненный, стал работать заведующим МТФ.
П. Проскуренко писал о судьбе колхозника А.Г. Крылова:
«…А потом пришли люди, окончившие техникумы и институты. Стоило ли с ними тягаться? Ведь у Крылова образования-то всего-навсего три класса. В тридцатые в селе учиться было некогда, надо было выживать, потом - воевать. В объединенном колхозе он стал работать кладовщиком. С этой должности ушел в 1984 году на пенсию.

В 2001 году Крылову исполнилось 77 лет. Он до сих пор высок ростом, только немного согнулись плечи, бодр телом и духом, обладает отличной памятью.
Тех, с кем сталкивался на фронтовых дорогах, помнит поименно, поддерживает письменную связь со многими.

Просил Алексей Гаврилович через газету передать поклон оставшимся в живых: из села Спасского - Филиппову Ивану Стефановичу, из села Бурлацкого - Гриценко Василию Николаевичу и Удодову Ивану Максимовичу; Гузенко Федору Петровичу - из села Камбулат, Золотареву Николаю Ивановичу – из села Сабля; в город Черкесск - Ткаченко Петру Васильевичу - тоже участнику Парада Победы».

Недоволен Крылов чиновниками, которые по долгу службы работают с ветеранами. В последний раз на парад в столицу его приглашали только в 1975 году.

- Позвонят из военкомата, - говорит Екатерина Петровна, - вроде как будем ехать, а потом – молчат. Наверное, кого-нибудь другого посылают. Очень хотелось побывать в столице и в двухтысячном: как-никак юбилей. Но не удосужились пригласить.

Хотелось бы узнать Алексею Гавриловичу, «жива» ли еще фотография, на которой он изображен в музее ЦДСА (Центральный Дом Советской Армии). Может быть, она музею больше и не нужна, забрать бы ее домой, на память.
Ушел из жизни старший сержант А.Г. Крылов 17 июня 2008 года.   

2010 г.               г. Благодарный