ТЕБИнСКАЯ ПЕРсПЕКтИВА

Сергей Озеров Лунь
               
               


  В ЭТОМ ГОДУ НЕСКОЛЬКО РАЗ ПРОВОЖАЛИ ЗИМУ,
Но она всё возвращалась и возвращалась снежными зарядами. Как то неожиданно у меня образовался отпуск и я  собрался на Тебу к родне. И повод замечательный: 105-летие бабы Саши.
-- Что ж ты вчера не приехал, - сетовала моя тётка Таня Озерова, - к нам артисты из города приезжали, на улице выступали.
-- Да я подумал, что в субботу электричка забита туристами, а сегодня  в воскресенье даже свободные лавки были. При подъезде хотел Шаман сфотографировать, а он спрятался за снежный занавес.
Да и зима не торопится уходить, всё  снегом запорошило.
   Первым делом я поспешил к Виктору Васильевичу Харину, местному краеведу, так сказать, держателю частного музея. Четыре года назад я опубликовал в Новокузнецкой газете очерк «Теба в полнеба» и стопку газет передал через туристов: «будете проезжать мимо Тебы, кого нибудь на перроне попросите, чтобы передали Харину, он возле вокзала живет.
  Виктор Васильевич обрадовал, да газеты были и даже компьютерный диск с моими стихами.
  Виктор Васильевич работал, перед ним полотно примерно два на полтора метра, сюжетная картина из дореволюционного быта. Потом он опять показывал свой музей. Новые экспонаты, советовал поднимать патриотическую тему.
Не так то просто о родине писать: обыденное не замечается, а в воспоминаниях горечь сожаления, что кипела жизнь. Например: Абаканский пассажирский поезд удлинялся до 22 – 24 вагонов в летнее время. Были дни, когда даже в общий вагон не продавали билетов.
Но приезжали на Тебу правдами и неправдами. А я даже на подножке между вагонами.  А  в посёлке трелевщики тарахтели, лесовозы сновали один за другим, нижний склад круглосуточно выдавал звуки: козловые краны, транспортеры.
Да и по железной дороге постоянный поток составов, гудки локомотивов, стук колёс на стыках. Это моя музыка детства, Тебинская симфония.
  Ладно, Виктор Васильевич уговорил.
С утречка пока вроде наст держит, дойду-ка я до самого крайнего дома в деревне. Бывшего Теперековского. Там живет одинокий старик, познакомился я с ним два года назад, второго августа. Ходил в Быстрый  ключ, это моё сакральное место (по-современному место силы),
Где я знаю каждый камешек, каждый переход через ручей, в который меня  по ягоды брала бабушка Шура. Подвязывала  на верёвочку бидончик. А я наедался  малины. Пьянел и к ягодам интерес пропадал.
Я притаившись разглядывал неведомых насекомых. Первые страхи: про змей, про медведей. Которые где-то тут рядом рыщут по кустам малины.
Пытался я пройти к деду на окраину и через  собаку Фуфлика и с другой стороны реки, но побоялся. Все-таки весна, и какой под снегом лёд неизвестно. К деду протоптанной дорожки нет.
  Заглянул в бывший детсад. Кучи кирпичного мусора да пыль,  на мой взгляд, как строителя, ничего в здании не делается, только новые окна. А отопление работает. Но стоит ли тратить топливо на пустующее здание.
В школе весенние каникулы, учителя сами учатся!
На почте поинтересовался  о банке, оказалось, что население хранит деньги в банке…
стеклянной!?
У Администрация выходной, в субботу работали:
«Проводы зимы!»
Я вечером собирался уезжать, но теперь
 придётся остаться до завтра.
Должен же я узнать хоть что-то про Тебу.
На крыльце встретился Шибков Владимир Петрович,
бывший директор лесхоза. Пришлось его сфотографировать.
 Он пригласил меня к себе домой.
И вот мы с племянником Лёшей у него в вагончике, это бывшая
бытовка с лесосеки. Кирпичная печь по середине, по углам компьютерный «металлом»,
под окном на всю стену полки с толстыми книгами. Он  с соседкой встречает нас большой сковородой  с курицей и картошкой, хвалится приглашением от Якубовича, двухуровневым кроссвордом,
в котором совпадают белые клеточки.
-- Так, вам надо запатентовать своё изобретение, –  поддерживаю я Владимира Петровича
Мы торопимся ещё обойти полдеревни, и как бы не было интересно спешим в другую сторону.
Вот новый хозяин показывает дедовский дом. По современной моде минимум мебели - «аэродром», а я помню, мы ели-ели умещались всемером в этом помещении.
-- Если надумаешь продавать, я готов купить, - уговариваю  нового жителя.
-- Это как родовое имение?
-- Когда дед помирал, звал меня вернуться: Ты ж его строил.
Строил, не строил, а мальчишкой восьми одиннадцати лет иногда мог пособить, поддержать брёвнышко, пока дед закатывал его на сруб, чтобы его обтесывать.
Кирпичей на печь натаскал, раствор для штукатурки месил.
 Бабка после смерти деда ещё три зимы продержалась, снег Тебу заваливает, да и дорожки топтать стало некому. Увезли её дочери в города!
Прожила она 93 года, а сегодня у неё было День Рождения 105 лет!

   Следующее утро началось с посещения больницы, тётка попросила купить нитроглицерин.
-- Вам плохо, - поинтересовалась фельдшер Ирина Васильевна Гетц.
Нет, мне даже очень хорошо! – отшутился я.
В помещении было довольно многолюдно. Врачи принимали больных.
А я напросился  к терапевту  Фаине Ивановне Тарковой.
-- Собираюсь вернуться на Тебу, если что со здоровьем поможете? А то городская жизнь довела до четырёх сердечных недугов!
-- Мы никого не оставляем, выезжаем на вызовы.
Да и лечить у нас есть  возможности. У нас хороший физиокабинет: биохимический анализатор крови, аппарат ЭКГ сам расшифровывает кардиограмму, на уровне города выполняем все необходимые УЗИ и ещё несколько уникальных аппаратов для физиолечения. А завтра еду за Гемотологичиским Анализатором крови за 200 тысяч.
     И в городскую больницу наших пациентов госпитализируют сразу, потому что делаем необходимые анализы. В отделении Сестринского Ухода у нас десять стариков. Это люди
без документов или отказники, с плохим мозговым кровообращением, оформляем им инвалидности.
       После больницы я зашёл в школу. Несколько лет назад в библиотеку передавали мою книжку стихов, и хотелось узнать её судьбу. Но библиотекаря не оказалось, была в городе.
        Администрация встретила меня путаницей. Это некое Татьянино царство, три Татьяны работают здесь. И наконец, то я попал в кабинет Татьяны Николаевны Кокуновой,
начальника Тебинского территориального управления Административного Междуреченского Округа.
       И вот я узнаю. Что в Тебе прописано 860 человек, включая Бельсу, Борсики, Лужбу и Амзас (два шорца), это на другом берегу от Лужбы.
       Леспромхоз бросил дома, клуб, детский сад. Железная Дорога отказалась от вокзала.
Школа, столовая тоже были леспромхозовские, но потом котельная перестала работать,
не хватало дров, и вся социалка осталась без отопления.
 А благодаря местной власти поставили солярочные котельные возле больницы и школы.
Это девять рабочих мест. Теперь у Администрации два трактора и самосвал УРАЛ.
Для города Теба обуза, 90% работающих жители Кемеровской области, а трудятся на Красноярской ЖД, налоги уходят в Абакан.
 От того что нет шоссейной дороги поселок зависит от ЖД, например, до станции не может пройти Кемеровский Флюровагон. 19 миллионов затребовали за прохождение нашей электрички.  Для Тебы  электропоезд – поезд жизни: восемь учителей добираются из города, хлеб четыре раза в неделю, больные. На рабочем поезде доставляются продукты и товары в девять торговых точек.
 Культурные мероприятия проводятся или в школе, или на улице.
В 2012 году школе будет 50 лет, к юбилею выполнили капитальный ремонт крыши, которую ярко-красную теперь далеко видать.
    Бывший детсад ремонтируется, в этом здании будет Фельшерско-Амбулаторный пункт.
Потрачено около 15 миллионов. Но подрядчик оказался недобросовестным, только вставлены новые пластиковые окна.
   Теперь на Тебе вышка  телефонной компании «Мегафон».
Построен сквер вокруг памятника Героям Великой Отечественной Войны. Плитка, освещение, урны, скамейки.
     По плану в этом году намечено отсыпать на улице Зелёная площадку под новые муниципальные гаражи на шесть единиц техники. Должен быть сдан первый этаж ФАПа.
Выделены 100 тысяч рублей на снос старой котельной и леспромхозовских  гаражей.
По Федеральной программе отведен участок земли на Левой Тебе под десятиметровую вышку  для восьми каналов цифрового телевидения и трёх каналов радио.
По архитектурному плану застройки в поселке должны быть клуб, краеведческий музей, три железнодорожных жилых дома по улице Тебинской, что чуть выше Трактовой.
И ещё два дома по улице Стандартной, это восемь квартир.
       Ещё я у Татьяны Николаевны спрашивал, как приобрести жильё в частном порядке,
Тянет на родину. Воздух абсолютно чист, вода мягка, люди замечательны. А благодаря брату и сёстрам полдеревни родственники. Есть у Тебы перспектива! И дома будут строиться, и электронная цивилизация не забыла таёжный посёлок. Да и работы непочатый край.
  Уезжал вечером на электричке. Что ж, моя родина, дождешься ли меня снова? Шаман невозмутимо и строго смотрел на меня!




Посылаю вам очерк, с надеждой на сотрудничество. Текст уже был отправлен  главе Администрации Тебы.
фото мои. Обесцветите!? сами? "ТЕБИНСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА"  музей  Последнее поколение с горочки да на Шаман
 Шаман  из окна  Озеровы Луни 1952год