Журналистика. Особенности написания интервью

Клуб Слава Фонда
Подготовлено ЕЛЕНОЙ АРАПОВОЙ


Письменное интервью – это текст, написанный в форме диалога. Различается три вида: информационное, аналитическое и мозаичное.

Информационное интервью

Представим, что мы пишем интервью о школе № 1, в которой есть конституция, суд чести, совет школы. Для полноты картины мы поговорим с учеником школы и со специалистом – кандидатом педагогических наук.

Вначале нам нужно отобрать те вопросы и ответы, которые наиболее отчетливо раскрывают данную тему. На первом месте оказываются вопросы «о чем?» и «что?» Мы должны подумать о концепции – главной мысли, ее развитии, аргументации.

Разговор записан на диктофон, нам нужно выстроить письменный текст. На основе беседы со специалистом, мы сделаем врезку, в которой укажем тему, а разговор с учеником обработаем и сделаем газетное интервью.

При оформлении текста, нужно привести устные высказывания в соответствие с нормами письменной речи и вместе с тем сохранить те характеристики устных конструкций, которые с этими нормами сочетаются. Мы постараемся передать неподготовленность высказывания: поиски слова, присоединительные связи, не будем увлекаться сложными, громоздкими конструкциями и сохраним индивидуальные приметы речи собеседника.

Пример: http://proza.ru/2010/03/27/795

Теперь обратим внимание на композицию. Во врезке сказано о школе самоопределения, конституции, законах, школьных органах управления. В беседе мы говорим о конституции, праве смены учителя, праве уйти с урока, о суде чести, о его составе, о решении конфликтных ситуаций, о праве опротестовать оценку, то есть изложение отвечает плану, намеченному врезкой. Последние реплики выступают как заключение, они подводят итог, утвержая, что организация школьной жизни, описанная в интервью, влияет на подготовку ребят к взрослой жизни. Таким образом, развертывание мысли контролируется и вопросами журналиста, которые указывают на переход к новой теме, и информацией, содержащейся во врезке. Поэтому изложение материала весьма последовательное, позволяющее легко следить за ходом мысли.

Аналитическое интервью

Интервью считается аналитическим тогда, когда мы задаемся вопросами о причинно-следственных связях явления. Причем, от того, какого уровня причины и следствия мы затронем, будет зависеть глубина анализа.

В аналитическом (проблемном) интервью вопросы журналиста могут приобретать особые функции – участие в выработке тезисов аргументации, введение антитезисов и контраргументов. Эти функции обеспечиваются спецификой вопроса как формы выражения мысли.

Вопрос в смысловом плане состоит из двух частей – искомой и основной. Основная часть заключает в себе исходные сведения, на которых мы строим вопрос, а искомая показывает, какую информацию мы желаем получить от собеседника. Содержательность вопроса зависит от предпосылки, то есть основной части.

На беседе журналист задает вопросы, предпосылки которых или содержат основу тезиса, или вводят антитезис, который собеседником опровергается. Приведу окончание ответа Солженицина, вопрос журналиста и начало ответа на него:

- Кроме Земства я не вижу другого ключа, как дать народу самому управлять своей жизнью, то есть построить реальную демократию.

- Но ведь тогда надо, чтобы Земства узаконили и утвердили парламент и Президент. А захотят ли они собственноручно подкладывать под себя мину?

- Совершенно правильно. Большинство нынешних законодателей и партийных функционеров будут тормозить всякие виды реального народного самоуправления.

Это ли-вопрос. На него есть два ответа – положительный и отрицательный.

Здесь показано участие журналиста в развертывании аргументации на уровне формирования тезисов. А чтобы предпосылки ответов участвовали в формулировках тезисов, от журналиста требуется тщательная подготовка к беседе, изучение проблемы, которая будет обсуждаться. В этом случае заготовленные вопросы схематично передают концепцию будущего текста, которая в ходе беседы будет меняться, конкретизироваться,наполняться живым материалом. Несмотря на все эти неизбежные перемены, само наличие такой концепции позволяет получить содержательное интервью.

Журналист в аналитическом интервью должен заботиться об убедительности высказываний своего собеседника, направляя беседу на аргументацию высказываемых суждений и своими вопросами подчеркивая, что разговор ведется в сторону обоснования мнения.

Хорошим обоснованием мнения может быть изложение причин и следствий явления, о котором высказано суждение, а также характеристика целей, преследуемых участниками события, обсуждаемого в беседе. Иногда мнение обосновывается за счет пояснения-примера или за счет пояснения-конкретизации: что именно собеседник имел в виду.

Интервью мозаичного типа

Это когда интервьюируемому задают вопросы несколько человек. Журналист, оформляющий текст, должен уловить и подчеркнуть специфику разговора.

См. Л.М. Майданова «Практическая стилистика жанров СМИ»