Класс, Эдик и Блэки

Виктор Смирнов 4
  В класс забежала дежурная учительница. Лицо ее было бледное, испуганное, руки дрожали.

-Руслан Матвеевич, на первый этаж, в 5"а"зашли два мужика с бандитскими мордами. Ученики боятся зайти в класс. Директор школы просил, чтобы вы пришли...

Коридоры школы пустынны и только около одного класса стояли дети и директор школы. Они что-то шепотом говорили друг другу, заглядывая в щелку двери.
  В третьем ряду, за последней партой, сидели двое:непричесанные, в грязноватой одежде. Их руки,в наколках, лежали на крышке парты. Лицо одного из них мне показалось знакомым. Да , несомненно, это был мой одноклассник Юрка Лимонов, по кличке"Лимон", но чаще он реагировал на кличку "Блэки".

В одном из первых американских фильмов, попавших на наши экраны, героем был бандит Блэки.
Своими наглыми поступками, акробатическими трюками, он покорил мальчишеские сердца, стал нашим героем. А, может быть, нам нравилось звукосочетание-"Блэки".

 -Юрка, здравствуй! Я тебя не видел еще со школьного выпускного вечера!

На удлиненном, с перебитым носом лице, появилась растерянность. Потом удивление. Видимо, его уже давно не называли по имени.Я сел напротив.

 -Ты помнишь наш класс? Школу, рядом с которой был ботанический сад, куда мы часто убегали "казенить", покурить, лазали на экспериментальные грядки сельхозинститута, чтобы утолить свой голод. Ленинские субботники, где мы со всего района тащили все подряд металлическое.
  За первое место директор школы обещал каждому по три новеньких тетрадки.

В послевоенные годы тетради были редкостью. Писали в школе и дома между строк газеты.

 -Вспомни, мы все-таки выиграли первое место после того, как кто-то из нас сказал ,что за забором, в гараже, стоит разобранная полуторка для ремонта. И мы, как муравьи, все перетащили в общую школьную кучу металлолома. Потом автомастер, этой машины, несколько дней ее искал.


  Удивительный был наш класс. После окончания школы жизнь нас разбросала. Кто-то стал инженером, ученым,  рабочим.Были аферисты и бандиты. Во время учебы у ребят была традиция:каждый должен чем-то удивить класс.

  Однажды уроки в школе были сорваны. Все классы, учителя, директор школы, стояли во дворе и смотрели, как на уровне четвертого этажа пробирался по узкому карнизу наш Вадик. Дрожащими руками он перехватывал еле видимые выступы кирпичной кладки.
  Вся школа молча следила за каждым его движением. Пройдя вокруг школы, он влез в окно кабинета директора и сел за его стол.

 -Молодец! Здорово! Я бы так не смог!-звучали голоса...

 -Юрка, я помню, как ты однажды, подошел ко мне и предложил слазить ночью на чердак поликлиники, принести в класс кое-что, от чего все ахнут...Я продолжал вспоминать, как поздно ночью стоял около забора, построенного в бог знает какие времена. Неожиданно из темноты появилась твоя фигура.

 -Не дрожи! Стань у стены. Я по твоим плечам заберусь наверх, а потом затащу тебя.
 На четвереньках мы ползли по высокому забору, обвитому диким виноградом. Из-за листвы не было видно краев стены, поэтому каждый сантиметр мы ощупывали, чтобы не свалиться. Изредка из-под нас срывались камни. Мы замирали. Если бы ты знал, как мне хотелось повернуть назад, убежать домой. Но забор был настолько узок, что я боялся не только развернуться, но и привстать.
Только бы доползти до чердака, а там сбегу. Еще не раз нам приходилось замирать на этом проклятом заборе, то от стука двери поликлиники, из которой выходил сторож, делал свой обычный обход, то от дикого крика котов под забором.
 Поднялся ветер, стала стучать висевшая на одной петле дверь чердака. Я чувствовал, что даже тебе хотелось плюнуть на все и убежать отсюда. Попав на чердак лаборатории, мы долго приходили в себя. По тому, как ты ,Блэки, уверенно подошел к одному из ящиков, я понял, что ты уже не раз бывал в этих местах.
  В ящике были какие-то длинные коробочки. Схватив несколько штук, я побежал к выходу. Как мы вернулись, я уже не помню.

На следующий день, во время перекура, в школьном туалете, я достал коробочку, открыл крышечку, вытащил пробирку.

  -Что это? Дай посмотреть! Где взял? Мы тоже хотим!

Тут же забылись ночные страхи. Раздав все , что у нас было, пошли в класс. На следующей перемене, в коридоре школы, возникли группки, что-то оживленно рассматривали.

Проходившая по коридору школьный врач, испуганным голосом закричала:

  -Боже мой! Где вы взяли пробирки для анализов на тиф, холеру!?..В них держат пробы, и если без маски и перчаток открыть, то начнется страшная эпидемия.!!!

  Вырвав у пацана одну из пробирок, побежала к директору школы. Слава Богу они еще не были использованы.

  ...Блеки зашевелился и сказал:

  -Слушай, Руслан, ты не знаешь, где можно найти Эдика? Он очень мне нужен. Вот уже не один год меня преследует вопрос, ответ на который я хотел бы у него узнать.

  -Ты его не найдешь. Эдика нет в живых. Он долгое время работал начальником геологической партии. Однажды он вместе со студентом и студенткой, приехавшим на практику, ушли на геологическую съемку местности. Стояло очень жаркое для тех мест лето. Они должны были вернуться на базу к вечеру. Но неожиданно во второй половине дня резко похолодало. Пошел с начало сильный мокрый снег, а потом завыла пурга. Как вспоминали старики, такого они не помнят. Эдик отклонился от маршрута. Вскоре наступила ночь. Одежда была летней, не было палатки. А тут еще студент, здоровый, высокий парень решил добираться сам.

  -Не делай этого. Держаться надо вместе. Я уже сориентировался.

  Но парень не послушался приказу старшего и ушел в тайгу.

  Силы у Эдика и девушки уходили. Они уже ползли.

  -Эдуард Степанович, я уже не могу, нет сил.

   Она села в сугроб. Эдик взвалил ее на спину и медленно побрел в сторону лагеря. Дойдя до высокой скалы, он осторожно положил ее.

  -Нина, я вывихнул ногу, спрячусь за скалу, а ты ползи прямо, никуда не сворачивай. Уже осталось чуть-чуть до лагеря. Ползи, иди, двигайся, иначе мы оба погибнем.

  Утром повариха партии встала пораньше, чтобы приготовить рабочим завтрак. Выйдя из домика, она наткнулась на человека, лежащего у порога. Она с трудом узнала Нину:руки, лицо были черные на фоне ослепительно белого снега. Впоследствии ей ампутировали ногу. Эдика нашли только через неделю под скалой. Он лежал в расщелине и как будто улыбался.

  Ранней весной, солнце начало прогревать землю. Местные охотники обратили внимание, что в одном и том же месте над лесом кружит стая ворон.

  -Воронье нашло себе поживу. Надо сходить, посмотреть, может волки сохатого задрали.


  На следующий день двое пошли на то место. В чаще упавших деревьев лежал человек. Видимо, он, обессиленный, переполз через ствол сосны. Ноги лежали на сосне, а туловище свисало вниз. Стая птиц лениво взлетела.

  -Так это же студент, который не послушал Эдика и решил сам добираться к людям. Тайга не прощает предательства!

  ...Я вздрогнул оттого, что меня кто-то тряс за плечо.

  -Руслан Матвеевич, детям пора домой.

Оглянувшись, я увидел полный класс детей. Одни стояли, другие сидели молча. На лицах не было страха перед этими двумя. Скорее любопытство и сочувствие.

  -Да, Юра, пора домой!

  -У меня нет дома! То-есть он есть, но я не могу туда вернуться. Дома ждут сын, жена. Когда я оказываюсь в тюрьме, она навещала меня. Очень любит. Но менты из того что она передает мне, забирали себе или требовали, чтобы она оставалась с ними на ночь взамен на наше свидание. Я ей дал слово:вернусь, когда стану человеком.

  Я стоял около дверей школы и с болью смотрел, как дети гурьбой провожали Юрку-Блэки.
Его походка была спокойной, дышала миром. Он шел, обняв мальчика за плечи, другой рукой гладил голову, рядом идущего чьего-то ребенка.

  Через несколько лет я с группой ребят поехал в Карпаты. Вечером сидели у костра после тяжелого перехода. Нас окружала тишина притихшего соснового леса. Где-то в глуши ухал филин. Иногда кто-нибудь из нас помешивал, вкусно пахнущую, гречневую кашу с говяжьей тушенкой...

  -Руслан Матвеевич, нам запомнился случай в школе, когда вы рассказали об Эдике, Нине, о том парне, который бросил товарищей в беде. Мы полюбили Эдика. А что стало с Юркой-Блэки? Он стал человеком? Вернулся в семью? Где он?

  -Знаете, я тоже их часто вспоминаю, почему-то в трудную минуту. А вот Лимон-Блэки так и не смог бросить свое ремесло. Вернее, друзья его не отпустили. В одной из разборок он был убит.