В очереди за... здоровьем

Владимир Пузиков
В городе N живут пенсионеры Иван да Марья.
У Марьюшки – группа инвалидности, а Ивану, пока «строил дом, воспитывал детей, растил сад», некогда было бегать по докторам. Но стало здоровье пошаливать: там кольнет, здесь придавит; в одном месте тупая боль, в другом – острая.

На семейном совете решили: пройти обоим обследование как застрахованным лицам. Да вот Марья, наслушавшись страшилок от подружек о работе медучреждений: везде очереди, за каждый чих – плати, говорит Ивану:
- Давай жребий бросим, кому идти первому сдаваться эскулапам.

Стал Иван убеждать жену: «С самого верха, из Москвы златоглавой, говорят о бесплатном обслуживании пациентов в муниципальных медучреждениях. А твои подружки врут, страху нагоняют!»

Однако, все же, взял он две спички, обломал одной головку, зажал спички в кулаке:
- Тяни, Мария, свою судьбу!
Вытянула Мария целую спичку:
- Тебе, дорогой, идти первому! А я, пока, поживу!

Попытал Иван уточнить свои права в местной страховой компании под условным названием «Доктор Айболит». Приняли хорошо, мягко стелили:
- Обследование застрахованных лиц доступно и бесплатно, согласно медицинским стандартам, в лучшем виде, за исключением высокотехнологических обследований. Если у нас на месте такие обследования не проводятся, то вас пошлют в краевые диагностические центры. А там мы не командуем.

Не совсем четко уловил Иван, что такое «…согласно медицинским стандартам», шибко закрученная формулировка, есть в ней какая-то таинственность, но переспрашивать не стал.

В первый день пошел он на обследование в кабинет с мудреным иностранным названием. Когда его просветили всевидящим оком, и доктор, что-то писала, по простоте душевной спросил:
- Если на снимке обнаружите непорядок – сообщите?
- Куда сообщить?
- Домой мне позвоните?
Доктор удивленно, с русской бесшабашностью сказала:
- А кому ты нужен? Результаты выдаем после обеда, сам и приходи!
И тут до Ивана дошло, о чем по телевизору давно твердят: «…здоровье человека – его личное дело!»

Довольный таким простым и логичным выводом, как школьник, успешно решивший задачку, поспешил в регистратуру за талончиком к участковому врачу, но, увы, талона на сегодня не оказалось.
Регистратор обнадежила:
- Талончики – завтра, в 7:30.   

Ранним темным утром, дело было в октябре, часы еще не перевели, а редкие уличные фонари уже отключили, вооружившись суковатой палкой, - отбиваться от собачьих свор, - Иван добрался до регистратуры и встал в 7:00 в очередь.

Страждущих получить талончик было видимо-невидимо, из трех регистрационных окошек очередь нацелилась на среднее. Но, как был народ удивлен и растерян, когда открылись сразу все три окошка.

Тут все смешалось: середка очереди ломанулась к левому окошку, хвост очереди потащил Ивана к правому, и он – крайний в общей очереди, стал первым к третьему окошку. Повезло, так повезло! Талончик к врачу в руках, слеза радости выступила на глазах, хотелось расцеловать каждую из сестричек, которые четко и умело, делали свою работу в столь ранний час.

Через 20 минут у регистратуры – тишина. Счастливые пациенты, те, кто с талонами, пошли покупать бахилы, разыскивать нужные кабинеты, а неудачники потянулись на выход, чтобы завтра снова, вооружившись суковатой палкой, прийти к заветному окошку вновь. И так, из суровой практики Ивана, до четырех раз.

Участковый врач принимал после обеда, выслушал он Ивана-страдальца, и выписал направления на анализы и диагностику в шесть кабинетов. А в каждый кабинет очередь. Например, вот такая.

Предбанник диагностического. Пациенты толкутся с семи часов утра. В 8:00 кабинет еще не работает. Наконец прием начался. Сначала идут больные из стационара, затем – по талонам, а еще – за наличный расчет. Но тут в очередь вмешиваются лица желающие записаться на прием, их пропускают.

 Без очереди проходят медработники, ветераны с медалями, женщины с грудными ребятишками. Вне очереди, из сострадания, пропускают больных с острыми болями. Периодически появляются люди в белых халатах, видимо знакомые врачей, которые вне графика заводят знакомых своих знакомых. И Иван, заняв очередь одним из первых, чувствует, что до обеда ему уже не пройти.

В очереди неразбериха, сумятица, ссоры, оскорбления. Вот где проявляются худшие человеческие качества, индивидуальные эгоистические инстинкты. В результате – нервные срывы.
Хорошо, если в очереди находится человек с качествами лидера, командирским голосам, тогда – порядок. Но это редко.
Санитарочка по секрету – Ивану:
- А что тут вчера было, народ чуть не побился!

Иван откликнулся:
- С очередями администрация не борется! Зачем гонять больных по нескольким очередям? Внедряйте принцип «одного окна»: пришел больной к участковому врачу, а тот должен выдать направления в нужные кабинеты с указанием даты и времени. Ведь у каждого на столе компьютер, увяжите их в сеть и смотрите, у кого и когда свободное место для приема пациентов. Эх, матушка Россия, какая ты отсталая!

Другая проблема: почти в каждом кабинете, пациенту, даже имеющему медицинский полис, стараются «оказать платные услуги». Для этого применяются весьма простые уловки.
Одна из них. Врач говорит Ивану:
- У вас направление на два обследования. Одно делаем, а второе через два месяца. У нас, к сожалению, очередь.
Иван в растерянности:
- А как же анализы? Пропадут: кровь свернется, моча – зацветет. А если я заплачу?
- Платите. Оба анализа сделаем в один день!

Врач, а не представитель страховой кампании или администратор поликлиники, решает с кого взять плату за услуги.
А ведь Иван, как и тысячи других граждан, работали, делали отчисления в медицинские фонды, в свое время накопили  средства, за счет которых сегодня, когда им «похужело», они должны пройти обследование. Тем более это не государственные деньги, а средства работников и работодателей, предприятий и организаций.  Образно: Иван заранее уже оплатил услуги, а теперь пришел за ними. Будьте добры, окажите их!

Врач, ведь он технолог производства, его задача – лечить, и его дорогие, чуткие и ласковые руки надо устранить от решения финансовых вопросов. Потому как здесь очень тонкая грань между платными услугами и слегка прикрытыми поборами с пациентов.

В поликлинике должен  находиться представитель страховой кампании, который обязан объяснять людям, за что с них берут деньги и по какому праву, разрешать конфликтные ситуации. Народ, стоящий в очередях, мнителен, стойко убежден в своем бессилии повлиять на ситуацию, потому молчит и не отстаивает свои законные права.

В работе с пациентами – много узких мест. Одно из них: ренгеноскопия. В прямом смысле, в узком коридоре толпиться масса народа. В очереди женщины с малыми детьми на руках, детей постарше привели за руку, молодежь, средний возраст, глубокие старики.

Создается впечатление, что в медицине, кроме «ренгена», нет других возможностей уточнить диагноз. Причем никто не интересуются, а сколько человек уже нахватал облучения за годы жизни в результате многочисленных флюорографических и ренген-обследований.

Иван в этом году идет под удар электронной пушки уже в третий раз, у него направление от стоматолога. Потолкался в очереди, перспектив попасть в ренген-кабинет нет никаких, нужен талон.   
Регистратор:
- Талоны будем выдавать после обеда, без пятнадцати час.
Пришел пораньше, встал в очередь, подошел к окошку, спросил талон. Регистратор:
- Талонов уже нет, выдали! Приходите завтра с утра!
Иван:
- У меня целый пакет объективных причин на получение талона: направление от стоматолога, страховой полис, наконец, зубная боль!
Ответ:
- Ничем помочь не могу! Приходите завтра!
Иван:
- Есть гарантии, что завтра с утра я получу талон?
- Гарантий не даем – живая очередь! Идите в ренген-кабинет, может быть, там вас примут!
Ренгенолог:
- Нет, нет, мы не можем вас принять. У нас нормы, мы облучаемся!

И тут Иван видит «Картину Репина»: все пациенты, кому не достались талоны, пошли в бухгалтерию, произвели оплату и стали в очередь на обследование.
Задумался Иван:
- Где тут истина, а где от лукавого? Ах, так… довели человека.

И пошел проходить «ренген» СВОИМ путем, но об этом лучше умолчать...

1 декабря 2010 г.